Если в этот день в лесу раздавалось первое кукование — значит, пора браться за лопату. «Кукушка закуковала — земля готова к работе», — говорили крестьяне. По церковному календарю 1 мая чтят святителя Косму Халкидонского, который не отрекся от веры даже под угрозой смерти. В этот день начинали сеять морковь, свеклу и лен.
В народе день считали удачным для хозяйственных дел: крестьяне чинили заборы, крыши, закладывали новые грядки. Земля уже прогрелась, и можно было смело браться за работу.
Особый день поминовения усопших. Люди шли на кладбища, наводили порядок на могилах и «окликали» умерших. Полагалось разговаривать с ними, будто те были рядом. Считалось, что души предков в этот день особенно близки к живым, и нельзя оставлять их без внимания.
Говорили, что если солнце в этот день светит ярко, то лето будет теплым и урожайным. Также наши предки верили, что можно «закликать» хорошую погоду — для этого читали особые заговоры, чтобы лето не подвело.
Апостол Лука, автор одного из Евангелий, считался покровителем врачей и добрых вестей. В этот день сажали лук, «чтобы урожай был крупным, а здоровье — крепким».
Один из главных дней мая. Святого Георгия Победоносца почитали как защитника от зла и покровителя скота. В этот день впервые выгоняли животных на пастбище, освящали поля и начинали пахоту.
Старались завершить посев овса до этого дня, иначе урожай мог не удаться. По народным наблюдениям, погода на Евсея могла предсказать, каким будет лето: ясно — к хорошему хлебу, пасмурно — к дождям.
Апостола Марка в народе прозвали Ключником — верили, что он «открывает» небеса дождям. В этот день заканчивали сев яровых, а женщины наблюдали за ласточками: с какой стороны прилетят — оттуда и дождь придет.
На Глафиру сажали горох, редис и капусту. Женщины готовили гороховые лепешки и угощали соседей, чтобы духи урожая были благосклонны.
День земледельца: крестьяне сеяли рожь, пахали, готовили землю к лету. Главное правило — не ссориться, иначе урожай «обидится» и не взойдет.
Начинался сбор березового сока — целебного напитка, который пили свежим, добавляли в квас и даже использовали для умывания, чтобы сохранить молодость.
В этот день просили здоровья у святых мучеников Кизических. Умывались родниковой водой, собирали первые лечебные травы — верили, что их сила в этот день особенно велика.
«На Якова тепло — лето близко». Сажали фасоль, тыкву, кабачки — все, что должно быть сладким и сочным.
Пророка Иеремию в народе прозвали Запашником — самое время заканчивать полевые работы. Землю благословляли, окропляли святой водой, молились о плодородии.
Первых русских святых почитали как покровителей честного труда. В этот день лениться было нельзя — «Борис и Глеб видят, кто как работает», — гласит народная мудрость.
Хозяйки спешили на огород сажать капусту и укроп. А еще варили зеленые щи из первой крапивы и щавеля. Утро начинали с проверки росы: если она обильная и теплая — урожай обещал быть щедрым.
Святая Пелагея считалась защитницей от бед, и в ее день просили здоровья для семьи. А еще 17 мая часто шли дожди, потому полевые работы откладывали — вместо этого готовили деревянные заготовки для ложек и посуды.
«Как Арина рассаду в землю кладет, так и капуста в земле пойдет» — приговаривали женщины, высаживая капустную рассаду. День был сугубо женским: хозяйки занимались огородом, а заодно гадали.
В память о терпеливом Иове Многострадальном сажали горох — верили, что если посадить в этот день, он будет особенно сладким. А еще просили у святого сил пережить трудности и сохранить мир в семье.
Лошадей обязательно купали в реке — верили, что майская вода придает им сил и здоровья. Детей тоже умывали речной водой, защищая от сглаза. «Купальница придет — всю нечисть смоет», — говорили в народе.
День апостола Иоанна Богослова совпадал с самым длинным световым днем в конце весны. Если утро было ясным, ждали засушливого, но урожайного лета. Тяжелой работой не занимались, предпочитая молитвы и семейные трапезы.
Это был один из самых любимых народных праздников. Святителя Николая почитали как заступника путешественников, детей и всех обиженных. Освящали колодцы, а по погоде гадали: дождь или туман сулили богатый урожай.
Крестьяне спешили закончить посевы, а в доме избегали ссор, чтобы не навлечь беду на будущий урожай.
Обычно в этот день лил дождь — мелкий сулил удачный сенокос, а ливень предвещал грибное лето. На огороде не работали — боялись, что град побить посевы.
Цветение рябины означало: весна на исходе, лето не за горами. Девушки плели из нее венки для защиты от злых духов, а соком лечили головную боль.
Появление комаров означало окончательный приход лета. «Комары звенят — ягод и грибов будет много». У входа в дом вешали венки из березы и полыни для защиты от нечисти.
«Сидор пришел — сивер (холодный ветер) ушел». Сажали бобы и заготавливали крапиву, которая считалась особенно целебной.
Настоящее тепло приходило в дома и поля. Если день был жарким, ждали засушливого лета. Сажали тыквы, кабачки и даже арбузы.
Последний срок для посева пшеницы. «На Федора солнце — к хлебному году, тучи — к мокрой осени».
Ветер в этот день предсказывал погоду на все лето. Женщины окучивали картошку, а если луна «родилась» в дождь — готовились к сырому сезону.
Последний день для посева овса. Вечером смотрели на небо: если видели семь ярких звезд — «семь дев» сулили удачное лето.
Источник: Sakh.online