В эту дату, согласно церковному календарю, чествуют святителя Григория Чудотворца, жившего в III веке. О его жизни известно мало. По некоторым сведениям, он был рожден в семье язычников, получил достойное образование, отличался скромным и прилежным нравом.
Его обращение в христианство произошло после того, как он впервые услышал в проповедях об Иисусе Христе. Святое Евангелие дало ему ответы на многие вопросы, которые юноша не мог найти ни в одной из наук, и вскоре он принял крещение.
Григорий продолжил обучение в Александрии, где его нравственность и непрочность вызывали недовольство языческой молодежи. Чтобы его опозорить, студенты подослали к нему блудницу. Та же потребовала деньги за якобы проведенную с ней ночь. Григорий отдал ей сумму, после чего девушка впала в припадок и призналась в обмане. После усердной молитвы Григория над девушкой, бесы покинули ее, и она полностью исцелилась.
Григорий Чудотворец не смог реализовать свои мечты об отшельнической жизни, так как его назначили епископом Неокесарии. На новом посту он совершил множество добрых дел, исцеляя безнадежно больных и примиряя врагов благодаря дару исцеления и провидения.
На Руси ни один праздник, посвященный святым, не обходился без народных примет, верований и обрядов. Торжество, посвященное святителю Григорию, наши предки называли «Григорий Зимоуказатель». В большинстве регионов к этому времени уже плотно лежал снег, поэтому крестьяне собирались вместе, чтобы провести особый обряд — «закатывание зимы». Все, от мала до велика, кувыркались в снегу, катались на санях, играли в снежки и скатывались с горок. Считалось, что чем веселее пройдет день, тем щедрее окажется следующий год на урожай.
Также обращали внимание на то, кто сколько проедет на санях: если кому-то удавалось умчаться далеко, знали, что зима будет холодной. Но это не вызывало ни у кого печали, так как верили, что урожай обязательно будет богатым. «Катись колесом от последнего осеннего месяца — к ядреной погоде, на сильный мороз, на сильную жизнь», — радостно кричали люди.
Перед долгой зимой обязательно ходили в баню, чтобы набраться сил и очиститься от грехов и печалей. В праздничный вечер собирались за приятной беседой с вареньем, медом, лепешками или хлебом — пища должна была быть скромной, так как продолжался Рождественский пост.
Как только становилось темно, жители деревень старались не выходить из дома, чтобы не простудиться или, того хуже, не встретиться со злыми духами.
30 ноября устраивались народные гуляния. Крестьяне кувыркались и валялись в снегу, так как верили, что это придаст сил и укрепит здоровье.
Также было принято прислушиваться к звукам воды в колодцах: тихая вода предвещала теплую зиму, а шум — морозы.
День полагалось провести с семьей или в кругу самых близких — по поверью, отношения между людьми станут еще крепче и ничто не сможет их потом разорвать.
Продолжался рождественский пост, во время которого запрещалось употреблять в пищу мяса, яйца и молочные продукты. Однако в рацион можно было включать рыбу и морепродукты, а в выходные дни — позволить себе немного вина.
Нельзя было браться за тяжелую, сложную работу — существовало поверье, что она не принесет успеха, а только отберет все силы.
Также избегали дальних путешествий, поскольку считалось, что это может привести к болезням и препятствиям на пути.
Стоило воздержаться от хвастовства, так как это было чревато тем, что в миг можно было всего лишиться.
На Григория не принято было устраивать сватовство, поскольку после Рождественского поста все свадьбы откладывались. Примерка чужих обручальных колец также находилась под запретом.
Не рекомендовалось одалживать деньги, вещи или продукты — они могли привести к конфликтам с близкими и финансовым трудностям.
В старину по погоде на 30 ноября судили о характере зимы. Утренняя погода предсказывала ее первую половину, а послеобеденная — вторую. Отсюда и название дня — Григорий Зимоуказатель.