В минувшую пятницу в Доме детского творчества в Аниве провели семинар на тему: «Выводы и итоги Второй мировой войны». В качестве слушателей пригласили учеников девятых классов первой и второй школ, курсантов военно-патриотического клуба «Наследие» при ДДТ. Это было заключительное занятие в рамках проекта «Музей на колёсах» областного Совета ветеранов при поддержке региональной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана». Речь шла о Нюренбергском, Токийском, Хабаровском процессах.
Он акцентировал внимание ребят на суде над японскими преступниками:
– Принимал участие 7–8 сентября в научно-практическом форуме «Хабаровский процесс без срока давности», откуда вынес много новой и углублённой информации. Не так давно были обнародованы секретные материалы из фондов Центрального архива военного ведомства, тогда как ранее об этом процессе рассказывалось скудно. Хотя там были осуждены 12 человек, включая командующего Квантунской армии, непосредственно участвовавших в разработке, испытаниях и применении бактериологического оружия, что позволило восторжествовать Нюрнбергским принципам.
На семинаре ребятам показали три видеоролика в приемлемой для школьников форме подачи, с документальной выкладкой о зверствах, изощрённой жестокости, творимых японскими захватчиками. Станислав Анатольевич провёл красной чертой мысль о том, что Маньчжурская наступательная операция (проводилась 9 августа – 2 сентября 1945 года с целью разгрома японской Квантунской армии под командованием Маршала Советского Союза А.М. Василевского) по сути спасла мир.
Потому что ещё в августе японские милитаристы готовились сбросить на Благовещенск, Читу, Хабаровск, Владивосток бомбы с заражёнными насекомыми. Биологическое оружие могло бы разлететься по всем континентам. Оставаясь союзниками гитлеровской Германии, японцы возлагали большие надежды на применение в боевых условиях бактериологического оружия.
Разработкой бактериологического оружия и его испытаниями, в том числе над живыми людьми, занимались спецотряды Квантунской армии. В качестве подопытных использовались советские военнопленные – узники концлагеря «Хогоин», который относился к японским разведслужбам. По разным оценкам количество погибших варьируется от 3 до 10 тысяч человек.
2 сентября, после подписания японским правительством Акта о капитуляции Токийский трибунал осудил преступления против мира, но, в отличие от Нюрнбергского трибунала, скрыл преступления японских военных против человечества, дав тем самым возможность укрыться целому ряду разработчиков бактериологического оружия во главе с начальником отряда 731 генерал-лейтенантом Сиро Исии.
Хабаровский процесс, проведенный 25-30 декабря 1949 года, позволил восторжествовать Нюрнбергским принципам – японские военные преступники, непосредственно участвовавшие в разработке, испытаниях и применении бактериологического оружия, были осуждены.
Подготовила С. Захарова (фото из архива ВПК «Наследие»)