На заседании районной антинаркотической комиссии, прошедшей под занавес года, прозвучали удручающие цифры статистики. За 2021 год общее число лиц, находящихся под медицинским наблюдением, увеличилось на 9 человек. При этом в 99% случаев речь идёт не о добровольном обращении к врачу, а о принудительном приводе сотрудниками полиции. В 2021-м в округе зарегистрировано 37 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что практически вдвое больше уровня позапрошлого года.
По данным медицинской статистики, на диспансерном учёте в Анивской ЦРБ сегодня состоят 111 жителей района, имеющих пагубное пристрастие к наркотикам и психотропным веществам. Из них 16 – с диагнозом «наркомания», требующим длительного специализированного лечения, а самому возрастному пациенту – 71 год.
Как правило, граждан задерживают и доставляют в ходе проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий или спецопераций по линии ГИБДД. 11 из 111 человек привлечены к уголовной ответственности за различные противоправные действия. Поэтому можно смело утверждать, что пристрастие к наркотикам – это не личное дело гражданина, а трагедия многих семей, серьезная социальная проблема всего общества и государства.
По мнению начальника Анивского отделения УМВД М. Тупицина, в силу географического положения (наличие лесных массивов, развитой транспортной сети) район в последнее время наиболее привлекателен для распространителей и потребителей наркотических средств. В основном их обнаруживают в ходе досмотра автомобилей либо пресекая действия закладчиков, которые чаще всего орудуют в окрестностях Троицкого, Новотроицкого, Успенского, Мицулёвки.
Взаимодействие между распространителями и потребителями осуществляется бесконтактным способом с соблюдением мер конспирации и использованием мобильных устройств. Чтобы выявить каждый «тайник», требуется серьёзная работа, поэтому полицейские наступают по всем фронтам, непрерывно занимаясь интернет-мониторингом подозрительных сайтов, изучая анонимные обращения граждан, тесно контактируя с предприятиями лесоохраны и пограничным управлением УФСФ.
К примеру, благодаря помощи специалистов Анивского лесхоза удалось обнаружить 22 тысячи кустов конопли в лесу у села Огоньки. Хозяин плантации устанавливается, за незаконную культивацию растений в промышленных масштабах ему грозит немалый срок.
М. Тупицин особо подчеркивает, что лица, когда-либо попадавшие в поле зрения правоохранителей в связи с незаконным оборотом наркотических средств, находятся под постоянным контролем полиции. Работа с ними не прекращается, как и с теми, кто отбыл сроки лишения свободы или получил условный с дополнительными ограничениями в виде направления на принудительное лечение или реабилитацию.
На сегодняшний день 3 жителя района имеют такую обязанность по приговору суда. Сотрудники УФСИН проводят с ними беседы, проверяют по месту жительства, условно осужденным оказывают практическую помощь в вопросах трудоустройства.
Но наркоманами не становятся в одночасье. Для формирования зависимости требуется какое-то время. И пока она не приняла тяжелый характер, у близких есть все шансы заметить первые признаки того, что проблема уже на пороге, и принять упреждающие меры. Сегодня достать курительные смеси, соли, так называемые «дизайнерские» наркотики не составляет большого труда. На фоне этой «доступности» серьёзную озабоченность вызывает наркомания среди молодежи, вызывающая зависимость даже от невинной затяжки и необратимые последствия для здоровья: гепатит, СПИД, туберкулез.
Случаев немедицинского употребления наркотиков среди несовершеннолетних жителей района не выявлено, но члены антинаркотической комиссии считают, что надо активизировать профилактическую работу в школах, дабы уберечь детей от опасных экспериментов, оградить от преступлений, а может, и спасти чью-то жизнь.
Не секрет, что студентов и школьников зачастую используют в качестве «закладчиков». Вовлекают в наркобизнес обманом или суля высокие заработки. Поэтому родителям и педагогам нужно неустанно разъяснять, чем чревата подобная финансовая независимость, активно вовлекать учащихся в процессы психолого-педагогического и медицинского тестирования.
Проводится оно в школах района ежегодно на условиях добровольности и анонимности (до 15 лет – с согласия родителей, свыше 15 лет – с личного согласия), а главная цель такого исследования – выявить склонность подростка к употреблению наркотиков, алкоголя и табака. «В случае чего», как опасаются некоторые взрослые, это не поставит крест на судьбе ребенка, а наоборот, оградит его от беды.
В протокол заседания антинаркотической комиссии внесены рекомендации в адрес образовательных учреждений округа. Поставлена задача – сделать участие школьников в тестировании стопроцентным и неформальным, провести глубокий анализ полученных результатов, чтобы выявить ребят из группы риска и не допустить какой-либо статистической погрешности в оценке потенциальных рисков. Закупленных больницей тестов, заверяет врач- нарколог С. Челышев, хватит на 2 года. Это шанс заметить проблему в начале, когда еще можно что-то изменить.
Ведь с современными наркотиками ситуация такая: скорость развития зависимости потрясающая, деградация личности – огромная. Не нужны иглы и нет следов от них. Срок, когда невозможно вернуть здоровье, измеряется годами. Несколько месяцев стажа жевания якобы жвачки, курения якобы кальяна – и можно получить настоящую инвалидность в связи с органическим поражением мозга вследствие интоксикации организма.
– Многие родители даже подумать об этом бояться, а я с этим встречаюсь регулярно, – говорит С. Челышев. – Считаю, что тесты детям проходить нужно, ведь подавляющее большинство зависимых начинают пробовать запрещенные препараты в 13–15 лет, а попадают на учет после 18…
И. Спиридонова