В памяти остались навсегда

19 апреля 2021, 05:16Общество

О Полине Семёновне Агранович и первой школе

Ветеран педагогического труда Галина Николаевна Мажуго внесла значимую лепту в изучение истории малой родины. Это было выступление на декабрьских Ромахинских чтениях. Она собрала свои воспоминания воедино и составила увлекательный доклад, посвятив его памяти Полины Семёновны Агранович. А получилось не только о конкретном человеке, но и о том времени, коллективе первой школы прошлых лет, то есть о том, как тогда люди жили и работали. Это не может не стать достоянием будущего поколения, которое, оттолкнувшись от опыта старших, двигается дальше. В какую сторону, увы, решать не нам.
Ромахины
– Кто не знает в Аниве Павла Николаевича Ромахина? Да, мы знали его как скромного, в высшей степени интеллигентного, мягкого, но в то же время требовательного и принципиального человека. Он всегда демонстрировал жизненную позицию, не мирился с бесхозяйственностью и халатностью руководителей и чиновников.  Такой же была и Полина Семёновна, жена Павла Николаевича, мать восьмерых детей. Такими же принципиальными и неравнодушными выросли у них и дети. 
С семьёй Ромахиных познакомиться и подружиться, по-моему, очень даже просто. Так случилось и со мной. Я приехала в Аниву в августе 1961 года из г. Комсомольска-на-Амуре, где работала учителем начальных классов. В районо мне предложили место старшей пионервожатой в Анивской средней школе № 1. Здесь я и познакомилась с Полиной Семёновной. Это была женщина в возрасте, седоватая, с удивительно выразительными и добрыми глазами. В школе она работала библиотекарем.
Что нас могло подружить? Работали мы в одном помещении, школьная библиотека и пионерская комната разделялись лишь перегородкой. Библиотеке была отведена не самая лучшая часть площадей – тёмная, крохотная, к тому же холодная комнатка, ей бы больше подошла роль книгохранилища. И немудрено, что наибольшая часть нашего рабочего времени проходила именно в просторной и светлой пионерской комнате с длинным рядом столов и скамеек, пионерской атрибутикой. Полина Семёновна размещала здесь подшивки периодических изданий, оформляла различные тематические выставки, а я – настольные игры. Дети заходили к нам на переменах и после уроков: поиграть в игры, побарабанить, подудеть в горн, полистать подшивки газет и журналов, поискать нужный материал к уроку или кружку, например, радиотехническому, который вёл учитель физики Юрий Васильевич Чернышов. А то и просто поговорить, посоветоваться.
Человек редкого обаяния и душевности
– Полина Семёновна хорошо знала детские души, да и вообще она была душой и детского и педагогического коллектива, могла дать хороший совет, а если нужно, то и помочь. Своей обаятельностью и душевностью она притягивала как детскую, так и взрослую аудиторию. К ней между уроками, когда были «окна», заходили учителя, чаще всего – учитель физкультуры Мария Константиновна Кострома.
 По совету Полины Семёновны я стала внимательно присматриваться к школьной жизни, взаимоотношениям учителей и учеников. Вот в коридоре завуч Евгений Валерьянович Лебедев остановил расхулиганившегося ученика и что-то ему говорит почти шёпотом, а виновник замер и заметно краснеет. Евгений Валерьянович был небольшого роста, внешне похожий на подростка. Но дети его побаивались и очень любили.  
Полина Семёновна помогала мне строить дружеские отношения с детьми и учителями. Подсказывала, на кого из трудных детей обратить особое внимание, а при необходимости помочь; у каких учителей и чему можно поучиться, какие посетить мероприятия – пионерский сбор, классный час, политинформация или просто урок.
В коллективе
– Так я начала сотрудничать с классным руководителем 5а класса Полиной Владимировной Кошелевой. А с Натальей Николаевной Скинкис мы знакомились с семьями трудных детей. Проводили игры «Зарницы» и «Зарнички», а помогали нам в этом учителя физкультуры. Учитель русского языка и литературы Ольга Мироновна Тюленева помогала мне в выпуске школьных стенгазет – просматривала материал, проверяла ошибки, давала нужные советы. А какую материнскую заботу проявляла к своим подопечным малышам, к молодым педагогам учитель начальных классов и мать десятерых детей Антонина Никитична Куля! Не забыть Марию Архиповну Андрющенко – не только как прекрасного математика, но и как наставника, друга. О своих подопечных она всегда отзывалась с особой теплотой, а где и юмором. С теплотой вспоминаю учителей русского языка и литературы Колесниковых Ивана Алексеевича и его дочь Лидию Ивановну, которые своими сдержанностью, тактичностью, уважением к ученикам являли собой наглядный образец для подражания.
С ней легко было работать и дружить
Полина Семёновна с большой любовью относилась к учителям, к школе, но в то же время всегда болезненно воспринимала какие-либо промахи в учительской работе, негативные отзывы о родной школе, которые иногда случались. С ней легко было работать и дружить. И хоть должности у нас были разные, но объединяло одно – умение организовываться и организовывать. Она никогда не суетилась, всё делала уверенно, размеренно и не торопясь. А в итоге получалось всё складно, хорошо и вовремя. Сколько обаяния, мудрости было у этой скромной женщины! И везде успевала – на работе, дома. Ухоженные и сытые дети, муж, чистота и уют, доброжелательность и гостеприимство – всегда отличало большую дружную семью Ромахиных.
Как-то Полина Семёновна познакомила меня со своей старшей дочерью Людмилой (на тот момент я уже жила в селе Воскресенское). А однажды мне пришлось у неё заночевать, и Людмила встретила меня как самую близкую подругу. Такие же тёплые отношения у меня сложились и с Наташей. Удивительно то, Наталья Павловна очень схожа со своей мамой – та же доброжелательность во взгляде, доброта. Её отличает такая же активная жизненная позиция, принципиальность, какие были у её родителей. Патриот своей малой родины, она никогда не пройдёт мимо чужой беды, всегда поможет.
В заключение
В Анивской средней школе № 1 я проработала вожатой полгода. Полина Семёновна хорошо понимала, какой большой объём работы мне приходилось вести (позже в штат школы ввели ещё одну ставку вожатой) – это организация хора, досуга пионеров, октябрят, подготовка старших пионеров к вступлению в комсомол, работа с отстающими и нарушителями дисциплины, и т. д. Да и с жильём были определённые трудности. И когда Воскресенской начальной корейской школе понадобился учитель русского языка, Полина Семёновна посоветовала мне перейти на эту работу. Очень жаль было с ней расставаться, но в дальнейшем мы старались почаще встречаться.
Наша работа в первой анивской школе, дружба с этой удивительной женщиной оставили в моей памяти незабываемые воспоминания на всю жизнь. В этой школе я приобрела неоценимый опыт работы, который пригодился мне в дальнейшей работе с детьми, с родителями, коллегами.
Доклады к печати подготовлены Г.Г. Штепа (фото из архива семьи Ромахиных, на снимке: П.С. Агранович и учителя первой школы)
Читайте также:
https://aniva-utro.ru/k-135-letiyu-anivy/agranovichi-sohranyonnaya-pamyat/
 
 
Авторы:ADMIN admin