Кабинет «О»: главное, вовремя прийти

15 апреля 2021, 22:19Общество
Фото:

Шансы на выздоровление есть!

Екатерина Бурбека терапевт с 14-летним стажем, приступила к работе врача-онколога с 24 февраля. А готовилась к этому не один год: в 2019-м прошла первичную специализацию в Уральском государственном медицинском университете в Екатеринбурге. В 2020-м–аккредитацию по онкологии в Москве. Открытие кабинета онколога в анивской ЦРБ – большое и значимое событие. И не только ради удобства пациентов, но и для профилактики запущенных форм онкологических заболеваний, поздних стадий рака, а в конечном итоге – высокой смертности от онкологии.
– Екатерина Аркадьевна, в последнее время этот печальный показатель в регионе угрожающе рос, есть ли шанс переломить ситуацию?
– Для этого и будем работать. С самого первого дня загрузка открывшегося кабинета была полноценной. Первыми пациентами стали анивчане и сельчане по направлениям от участковых врачей, а также из стационара. В регистратуре жителям округа тоже сообщали о том, что заработал кабинет онколога, желающие записывались на приём.Со второй половины марта поток стал достаточно массовым. Некоторых граждан направляли по итогам диспансеризации для более углублённого диагностирования. После постановки диагноза пациента наблюдаем каждые три месяца.
Помимо приёма запланированы выезды в троицкую амбулаторию и другие сёла, чтобы работающие граждане смогли обратиться к врачу. В связи с этим расписание работы кабинета время от времени корректируется. Чтобы попасть на приём, лучше всего обращаться в регистратуру поликлиники и амбулатории, либо через участкового терапевта.
–Сколько пациентов в Анивском городском округе состоят на учёте с онкологией?
– На сегодня это 500 человек с диагнозом того или иного онкологического заболевания, к сожалению, в их числе не только взрослые люди. У многих – рак на третьей и четвёртой стадиях. Таких пациентов наблюдаем и проведываем не реже раза в неделю для корректировки лекарственной терапии. Для тяжёлых больных обеспечиваем стационар на дому, обезболивание, для чего существует немало препаратов и их комбинаций. Оказываем паллиативную помощь, по возможности улучшающую качество жизни в оставшееся для больного время. Важной составляющей является и психологическая подготовка близких людей к летальному исходу после болезни дорогого им человека. Родственникам, членам семьи могут назначаться седативные препараты.
Нет ли опасений, что вашего кабинета многие будут побаиваться больше, чем кресла стоматолога?
– Никому не хочется услышать неприятный диагноз, а кто-то и вовсе отказывается в него верить, происходит отрицание. Выход тут всегда один – терпеливые разъяснения. И человек принимает необходимость лечения. Конечно, психологические нагрузки у врача-онколога особые. Приведу пример: для пациентов с ВИЧ/СПИДом предусмотрена помощь психологов. Онкологическим больным это тоже бы не помешало, возможно, в ближайшем будущем появится. Но людям важно помнить, что легковесное отношение к собственному здоровью зачастую обходится слишком дорого. Нередко к врачу обращаются из-за ухудшения самочувствие, начавшихся болей, а это может означать уже четвёртую стадию рака.
– Как распознать вероятность развития онкологии?
– К поводам для онконастороженности, наряду с затянувшимися стрессами, сильными эмоциональными переживаниями, относятся продолжительные обострения хронических заболеваний и воспалительные процессы, это изматывает защитные силы организма. Например, при пиелонефрите, гастрите. Неслучайно и язвенную болезнь называют предраком или предраковым состоянием– из-за незаживающей раны. Онкозаболевание развивается на фоне сниженного иммунитета.
При обнаружении полипов пациента тоже берут под наблюдение, если возникает риск перехода новообразований в злокачественное состояние, они подлежат удалению. При визуальных осмотрах кожи особое внимание таким новообразованиям как невусы. Под невус, папиллому может «маскироваться» меланома, а это очень опасное заболевание. Женщинам после 40 лет желательно посещать гинеколога не один, а два раза в год. В случае необходимости берётся мазок на онкоцитологию. Помимо регулярного прохождении маммографии не следует пренебрегать и самостоятельным обследованием груди на опухоль.
Риск смертности от высокой стадии рака мог бы существенно снизиться, если бы каждый пациент с подозрительными симптомами обращался к врачу хотя бы раз в год. А когда человек попадает в кабинет, первая или вторая стадии рака – это в лучшем случае. Выявить онкологические заболевания на ранних стадиях позволяют диспансеризация и профилактические медицинские осмотры, прохождение маммографии. Это всегда бывает очень своевременно и значительно повышает шансы на выздоровление.
– А разве больные с онкологией могут рассчитывать на полное выздоровление?
– После успешного лечения, реабилитации речь может идти не только о продлении жизни, но и о полном выздоровлении, когда человек перестаёт думать о недуге. Обречённость онкологического пациента – устаревшее, неверное представление. Медицина не стоит на месте. Появляются новые технологии и методы, для каждого больного – особая схема лечения. Для одного – это химиотерапия, затем хирургическая операция. Для другого – сначала хирургическое удаление опухоли, а затем химиотерапия. Третьему назначается лучевая терапия, и так далее. Выдаются направления для высокотехнологичной медицинской помощи в НМИЦ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко. Есть случаи лечения с удалением метастаз из головного мозга, после чего пациенты пошли на поправку.
Если из организма удалены все раковые клетки, наступает выздоровления, такой пациент причисляется к третьей клинической группе и продолжает находиться под наблюдением. На второй год выздоровевший человек посещает врача-онколога раз в полгода, затем – ежегодно. И это уже в течение всей жизнь, так как рецидивы исключать нельзя, они возможны как через 5 или 10лет, так и через два десятка.
– Действительно ли оптимизм, нравственная стойкость творят настоящие чудеса при исцелении от рака?
– Начну с примера: моя бабушка в 80-летнем возрасте помогала нам с мужем растить первенца. Мы были студентами, а она нянчилась с правнуком, совершенно забыв о своих «болячках». Ушла из жизни в 94 года. Настрой очень важен. Если человек с хроническим заболеванием уверит себя, что рак неизбежен, велика вероятность, что так и произойдёт. Когда пациент даже не пытается вставать, несмотря на исчезновение симптомов, постепенно наступает атрофия. А вот оптимистичный настрой, воля к жизни позволяют мобилизовать организм, выстоять и даже победить болезнь.
Беседовала С. Захарова (фото автора)
Авторы:ADMIN admin