Русские офицеры Амурской экспедиции капитана Невельского открыли для России эти места, а поселенцы закрепили право России, основав новый населенный пункт и освоив новую территорию. Город вырос на месте старой русской деревни Лютога (на первом фото – на карте отмечена стоянка судна «Надежда» Крузенштерна). Антон Павлович Чехов так писал о ней в путевых заметках «Остров Сахалин»: «Есть еще одно селение на берегу Анивы, далеко в стороне, верст за 25 или, если плыть к нему морем, в 4 милях от поста. Оно называется Лютога, находится в пяти верстах от устья реки того же имени и основано в 1886 году».
Более ранняя история – айнская…
О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. Анива, Труотога – айнские названия. Лютога в переводе с айнского означает – путь к морскому берегу.
С давних времён на западном побережье залива Анива, у устья реки Руотана было разбросано несколько охотничье-рыбацких айнских избушек. Это небольшое селение носило одноименное название Руотана, что в переводе означает «село у приморской дороги». Через Руотану шла дорога вдоль морского берега на север в долину плодородной реки Сусуя, и на юг – к мысу Крильон, где был расположен центр широкой торговли – селение Сирануси. Летом в Сирануси съезжались иностранные торговцы, коренные жители северных районов Сахалина и Приамурья.
Особый интерес к побережью Анивского залива проявляли японцы. Экспедиции с острова Мацмая (Хоккайдо) появились здесь еще в XVII веке. Позже на крайнем юге Сахалина, в том числе на полуострове Крильон стали появляться японские сезонные поселения, чтобы ловить рыбу, вести торговлю. Селение Сирануси стало в этом смысле крупнейшем на юге Сахалина. Японцев, как и другие народы, привлекали несметные рыбные богатства юга острова и обилие морского зверя.
Со страниц книги предстаёт мужественный патриот и учёный, умелый переговорщик с японскими чиновниками, защитник айнов. Лейтенанту Рудановскому была уготована судьба стать пионером-исследователем тогда ещё малоизвестного острова, подробно описавшим не только береговую линию среднего и южного Сахалина, но и некоторые внутренние районы. Составил карту Южного Сахалина.
Из 250 дней, проведённых на Сахалине, Н.В. Рудановский 140 провёл в поездках по острову. Всего им было совершено пять длительных путешествий. Он писал: «Южная часть Сахалина на протяжении 600 вёрст была в эту экспедицию пройдена на гребном судне, или ж на собаках, причём сделано подробное исследование его как в географическом, статистическом и климатическом отношениях».
Подробно описаны Рудановским коренные жители Южного Сахалина – айны. По сути, им была сделана первая перепись айнов. По его подсчётам здесь в 1853-1854 годах было 88 айнских селений, насчитывающих более 400 юрт. В них проживало 2418 айнов. Во всех айнских селениях встречали гостей приветливо, заслышав лай собак, люди выходили из домов.
Рудановский всегда этим пользовался и пересчитывал жителей, проведя таким образом первую приблизительную перепись местного населения: «На речке Тананай одна айнская юрта и в ней живут 2 айна (мужчина и женщина). Здесь я остановился ночевать. От Тананай приехал в полдень в Лютогу. Река Лютога шириною до 25 и 30 саженей, была покрыта льдом. В Лютоге большое айнское селение и много японских строений, но в них японцы не живут зимою. В Лютоге 11 юрт, проживают в них 60 айнов (18 мужчин, 20 женщин и 12 детей). … От Тиатомари (урочище Кайрино на реке Сватовке) до Лютоги сообщение зимою на лодках, которую бичевником тянут собаки. Зимою я видел, что из Сирануси, из Лютоги и из Тиатомари, где голод, айны ездят за рыбой к японцам и получают от них рыбу, но в виде займа или в уплату за будущую работу айнов».
«Японцы использовали айнов как дешёвую силу, – писал исследователь, – во многих айнских селениях были построены японские сараи или, рыбацкие дома. Летом, когда бывает лов рыбы, японцы занимают всех айнов ловлею для японцев, так что айны не успевают наловить рыбы для себя. Зимой наступает голод». Отношения между японцами и айнами по его мнению, велись как между господами и рабами. Айн при встрече с японцем становится на колени и кланяется ему в ноги, и японец принимает эту дань как господин. В то же время он отметил: «Присутствие русских и наше ровное обхождение как с японцем, так и с айном поколебало это отношение, но всё-таки находились айны, которые жалели рабства своего, такова сила привычки в человеке, или айны предполагали в нас пришельцев, только на время поселившихся с ними?»
Обследовав берега залива Анива и сделав опись западного побережья от мыса Крильон до селения Кусунай (Ильинское), исследователь делает следующее заключение: «В экспедицию, деланную мною в 1854 году, японцы занимали на нём залив Аниву от мыса Крильон (Сирануси) до параллели 47°30', что составляет 240 миль. На берегу Охотского моря японцы не имели совсем поселений. В настоящем же 1857 году оказывается, что японцы, поставив повёрстные столбы на W берегу до бухты Орокес, и основав свои посты на Охотском берегу в заливе Мордвинова, и на речке Найпу и Мануя, приобрели вновь Сахалинского берега 200 миль. Исключив отсюда часть берега от Кусуная, где я поставил пост, до бухты Орокес 56 миль, будет 384 мили принадлежать японцам. Итак, из 1500 миль, во что можно считать протяжение всего в окружности острова Сахалин, нам принадлежит 1106 миль, а японцам 84…. Таким образом, мы видим, что по праву и времени открытия остров Сахалин, как и настоящий юго-Восточный берег Сибири, принадлежит России. Японское же правительство, ни в коем случае не могло претендовать на него, так как остров и посещался мацмайскими рыбаками в одни летние месяцы и притом без авторитета и защиты японского правительства».
Рыбацкое – место стоянки «Надежды»
Здесь обращусь к исторической справке В.В.Чуйко. «… Работая над историческим проектом, мной было обнаружено особо ценное свидетельство из японских источников. Вот о чём повествует книга «30 лет Карафуто», Токио, 1936. (русский перевод хранящийся в Сахалинском областном архиве стр. 8-9): «На следующий день (19 апреля 1805г.) «Надежда» бросила якорь в районе Рутаки (ныне Анива). Здесь находилось судно Сибая (ответственному за район Карафуто). Русские моряки посетили судно, обменялись приветствиями с рулевым судна Бундзо. Они также высадились на берег. Среди них был доктор наук Рандусдорф, который с другими русскими посетили Томари-Анива (ныне северный район г. Корсаков), наблюдал состояние японской колонии. 22 апреля корабль взял курс на Камчатку».
Владимир Викторович передал анивской библиотеке карту с обозначенным маршрутом судна и точными координатами, где «Надежда» бросила якорь. Кстати, в книге Н.В. Рудановского в примечаниях отмечено: «Селение Лютога – пос. Рыбацкое в устье реки Лютога».
В книге «История Сахалина и Курильских островов с древнейших времён до начала XXI столетия» авторов М.С. Высокого и А.А. Василевского рассказывается о том, какое благоприятное впечатление произвела на И.Ф. Крузенштерна данная местность: «Позади залива Лососей лежит великая долина, орошаемая извивающейся речкою. Долина сия весьма удобна для землепашества. В лесах, находящихся по обеим сторонам залива, должно быть много прекрасных сосновых деревьев. У берегов водятся устрицы и раки в изобилии. Дикие птицы привитают здесь в ненарушенном покое. Рыба… составляет здесь великое богатство».
Дата основания Анивы и исторические факты
В 1869-м остров официально был объявлен местом каторги. Из отбывших наказание ссыльнопоселенцев и добровольно прибывших на Сахалин на островной земле стали появляться постоянные сельскохозяйственные поселения, где люди начали осваивать землю, разводить скот, заниматься рыбным промыслом. Было образовано 70 поселений, в число которых вошла Лютога.
Известно, что первая партия её поселенцев прибыла в августе 1895-го: четверо ссыльнокаторжных, восемь ссыльнопоселенцев и 27 крестьян из ссыльных – те, кто отбыл свой срок наказания и остался на острове. При них росло 13 детей. Поселенцы занимались сельским хозяйством. В Сахалинском календаре, выпущенном в Посту Александровском в 1895 году, по селению Лютога даны следующие сведения: «число участков – 21; домов и срубов 65, усадебной земли 6 десятин, пахотной покосной по 16; крупного рогатого скота 106 голов, посеяно и посажено пудов: пшеницы 100, ржи 10, картофеля 185, овощей 136».
В первом номере «Тюремного вестника» за этот же год даётся краткий обзор поселений Корсаковского округа, к которому относилась Лютога: «Все селения округа можно разбить на пять групп. К четвёртой принадлежит только одно – селение Лютога, лежащее на западном брегу залива Анива. Условия для сельского хозяйства здесь вполне благоприятные, хорошей земли под пашни и сенокос много. При этом ещё имеется большая рыбная река. Всё это способствует тому, что село Лютога даже в настоящее время имеет цветущий вид, а в будущем ещё более разовьётся. Поселенцы села и теперь не прочь взять маленький подряд на засол рыбы казну».
Однако, есть основания полагать, что писатель мог ошибиться в дате. Он не был в этом селении, и возможно получил неточную информацию от одного из чиновников Корсаковского поста. Согласно архивным данным (ГАСО), (Камчатской духовной консистории), в метрической книге от 16 февраля 1884 года сделана запись священником Алексеем Мраморновым (и переданная притчу Анивской тюремной церкви) о том, что у тунгуса деревни Лютога Ивана Екимова и законной жены его Александры Константиновны родился сын Алексей.
PS: На островах чтут память о тех великих людях – первооткрывателях и исследователях Сахалина и Курильских островов. Имена И.Ф. Крузенштерна, Н.В. Рудановского, Г.И. Невельского, Н.В. Буссе, М.П. Шпанберга, других мореплавателей увековечены в географических названиях. Об их подвигах говорят скульптуры, установленные в разных уголках острова, городские скверы. Хотелось бы, чтобы и в нашем городе появился небольшой сквер, названный в честь Ивана Фёдоровича Крузенштерна, возглавившего в 1803-1806 годах первое русское кругосветное плавание, имя которого напрямую связано с историей нашего города.
Галина Штепа, гл. библиограф-краевед
https://aniva-utro.ru/mir-vokrug-nas/v-anive-pobyvala-delegatsiya-puteshestvennikov-entuziastov/