О работе с подрастающим поколением полковник запаса Станислав Калентьев может говорить предметно. Потому как сам много делает для патриотического воспитания школьников. При этом руководит региональной организацией «Российского союза ветеранов Афганистана» и военно-патриотическим клубом «Наследие» при ДДТ. В свете последних событий с вовлечением подростков в протестные акции актуальность такого рода педагогического и организационного опыта возросла кратно. Предоставляем ему слово, а также его воспитаннице. – Чтобы дети, повзрослев, становились здравомыслящими гражданами и патриотами своей Родины, нужен системный подход. И эта система должна охватывать не только собственно патриотическое воспитание, но и разные увлечения, приобщение к полезной, конструктивной и творческой деятельности, включая спорт, искусство. В СССР такое было, действенную советскую систему патриотического воспитания рано списали, из неё следует брать лучшее.
А с чем приходится сталкиваться в наше время? И в интернете, и в жизни. Патриотизм могут превращать в профанацию, используют для самопиара, а дети отходят на второй план. Тут невольно вспоминается афоризм англичанина Сэмюэла Джонсона, литературного критика, поэта эпохи Просвещения: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя». Эти слова не следует вырывать из контекста и воспринимать буквально, поскольку речь идёт об использовании патриотизма для личных амбиций.
Тогда как есть искренний патриотизм – светлое начало в человеке. Считаю, что должен быть определенный ценз в отношении людей, которые идут работать с детьми, молодёжью. Нельзя допускать деятелей с сомнительным прошлым и сомнительным же образованием, не знающих и искажающих историю Отечества. И говорить об этом нужно открытым текстом, без стеснения.
Возвращаясь к вопросу о систематическом вопросе, замечу, что в 2017 году разработал концепцию центра патриотического воспитания населения, то есть не только молодёжи. К этому подвигла «информационная яма», из-за которой немало островитян нескольких поколений плохо ориентируются, а то и вовсе не ориентируются, даже в значимых исторических датах. Не имеют за душой культурный код. Хотя, казалось бы, память о Великой Отечественной войне должна быть на подсознательном уровне.
И теперь концепция находит конкретное воплощение в виде разработанной в прошлом году совместно с педагогическим коллективом ДДТ программой. На её основании подана заявка на присвоение Дому детского творчества статуса инновационной площадки под названием «МБУДО ДДТ г. Анива – ресурсный центр военно- патриотического и гражданского воспитания подростков и молодежи Анивского городского округа». И вот тут уже можно говорить о системном подходе, задел для этого имеется. В конце 2020-го ДДТ получил такой статус, включён в перечень региональных инновационных площадок Сахалинской области. И мы уже начали плотно работать в этом направлении, план рассчитан на три года. В администрации округа нам идут навстречу, что было и раньше. При этом реанимирован центр патриотического воспитания допризывной молодёжи.
А основная задача для меня и коллег-педагогов создать единую систему, где и занятия по интересам, и обучение. Например, в хореографическом объединении преподаватели будут выделять время и рассказывать о Великой Отечественной войне, связывая с тематикой занятий. Пригодится опыт подготовки к мероприятиям, посвящённым 75-летию Великой Победы.
У курсантов ВПК «Наследие» – ведущая роль, как у помощников в такой работе. Для формирования системы подразумевается и взаимодействие с другими образовательными учреждениями Анивского района. Это один из основных пунктов программы. С завучами школ состоялось ознакомительное совещание, где обсуждалось, что будем предлагать, как координировать планы по патриотическому воспитанию.
Попросили поделиться мнением командира курсантов ВПК «Наследие» Викторию Ликунову: – В клуб пришла вслед за подругами, и мне здесь понравилось, затянуло, заинтересовало. Причём настолько, что своё будущее связываю с военной службой. Занимаясь тем, что действительно по душе, получаю ещё и практическую пользу. Например, навыки по оказанию первой помощи, расширение кругозора, углублённое знание истории, результаты по ГТО. А патриотизм для меня – любовь к Родине, что не просто слова, а то, что чувствую. И ещё это душевная привязанность к окружающему, готовность выполнить свой долг.
Во время Великой Отечественной войны было много примеров настоящего патриотизма, героизма. Девушки переодевались в парней, чтобы защищать Родину. Юноши прибавляли возраст, лишь бы попасть на фронт. Пренебрежительное отношение к своей стране – от незнания истории, того, как жили наши сверстники в прежние годы.
Беседовала С. Захарова (фото автора)
https://aniva-utro.ru/data-na-kalendare/yunye-patrioty-proveli-aktsiyu-blokadnyj-hleb/