По решению регионального минздрава, в Аниве со 2 ноября развёрнуто инфекционное отделение на 100 коек. Его предназначение – лечение вирусных пневмоний и ОРВИ. Об этой временной реорганизации местного стационара жители округа наслышаны, вместе с тем возникли опасения и пересуды, накопились претензии. Читатели задавали вопросы, с которыми мы отправились в ЦРБ, чтобы получить информацию из первых уст. Приводим ответы и.о. главного врача Иветты Забелиной.
– Иветта Юрьевна, не превратится ли наша ЦРБ из инфекционного отделения в ковидный Госпиталь?
– Начнём с того, что пандемия пришла в наш регион позже других, и ситуация с коронавирусной инфекцией в Сахалинской области далеко не самая худшая. В настоящее время наблюдается сезонный всплеск заболеваемости ОРВИ, что бывает каждый год в осенне-зимний период. С той лишь разницей, что в 2020-м к уже известным острым респираторным заболеваниям присоединилась коронавирусная инфекция. Этот неблагоприятный фактор приходится учитывать при организации квалифицированной медицинской помощи.
На базе Анивской ЦРБ им. В.А. Сибиркина развёрнуто инфекционное отделение на 100 коек, что связано с повышением заболеваемости пневмониями – как вирусной, так и вирусно-бактериальной этиологий. Почему их стало много? Прежде всего, потому, что теперь таким заболеваниям больше уделяют внимание по понятным причинам. А современные методы диагностики позволят их чаще выявлять. Раньше и к врачу-то не всегда обращались, переносили на ногах, особенно, если не было температуры. А сейчас мы часто видим признаки пневмонии на КТ даже при отсутствии типичных признаков заболевания, так как показания для её проведения в период пандемии расширились.
В Анивской ЦРБ в инфекционном отделении действительно не исключена возможность лечения пневмоний у пациентов с подтвержденной коронавирусной инфекцией. Это на тот случай, если в ковидных госпиталях не будет свободных мест. И мы имеем необходимый лекарственный запас для этого. Но пока что ковидные госпитали справляются. Если у анивских пациентов в процессе обследования выявляется коронавирусная инфекция, их переводят в Долинск, Корсаков или Южно-Сахалинск. А наша основная цель – лечение пневмоний.
– Но медики всё же работают в стационаре в полном противоинфекционном облачении?
– Это средства индивидуальной защиты, включая респиратор, очки, перчатки, бахилы, халат или костюм. Они необходимы, поскольку любая острая респираторная вирусная инфекция подозрительна на COVID-19. А среди пациентов у нас выявляются и ковидные. Практически ежедневно несколько человек переводятся в Долинск. Все медицинские работники, которые, в той или иной степени задействованы в оказании помощи пациентам с подтверждённым диагнозом новой коронавирусной инфекции, за время контактирования с такими больными получают федеральную и региональную выплаты. С 1 ноября их выплачивают из Фонда социального страхования.
– А сокращения кадров не предвидится?
– Сокращать нам некого, наоборот, есть вакансии: участкового терапевта и ещё терапевта в стационар, дух палатных медицинских сестёр. В скором времени ожидаем эндокринолога, должен приехать. Никого не отправляем и в вынужденный отпуск, только по желанию, если медработнику понадобились отдых или пауза из-за страха перед коронавирусом. Хотя те, кто проходят обучение и являются грамотными специалистами, адекватно оценивают риск, знают, как защитить себя и пациента. В инфекционном госпитале принято временное штатное расписание, которое уже укомплектовано.
– Получается, что в нашу ЦРБ без пневмонии не принимают?
– Плановая госпитализация пациентов с 6 ноября распоряжением минздрава Сахалинской области ограничена, за исключением имеющих медицинские показания лиц старше 65 лиц лет, пациентов онкологического, гематологического профилей и тех, кто получает программный гемодиализ. То есть людей с хроническими заболеваниями, состоящими на диспансерном учёте. Утверждена маршрутизация для экстренной и плановой госпитализации. Всё теперь начинается не с приёмного покоя, как раньше, а с кабинета неотложной круглосуточной медицинской помощи, который создан в поликлинике (в бывшем кабинете фтизиатра).
Там дежурит фельдшер, а также в режиме дежурства на дому привлекаются врачи-специалисты. Когда на машине «скорой помощи» привозят пациента (либо он сам обратился), врачи его осматривают, принимают решение о госпитализации, если это необходимо, и транспортируют в стационар одного из лечебных учреждений Южно-Сахалинска. Это могут быть Городская больница им. Ф.С. Анкудинова, Сахалинская областная клиническая больница, тубдиспансер и так далее.
Допустим, у человека разболелась спина. В кабинете его осматривает хирург, могут пригласить невролога, терапевта. Если нужно госпитализировать, везут в островную столицу. Пациента с подтвердившимся после домашнего осмотра сердечным приступом или инсультом доставляют в сосудистый центр, оказывая скорую медпомощь и иную специфическую терапию.
– А как же плановые больные?
– Если человек сам решил «прокапаться», как это бывало раньше и как он привык, теперь это вряд ли получится без веских причин, то есть без медицинских показаний. Но введение ограничений не означает, что теперь невозможно получить плановую медицинскую помощь. Каждый житель округа по-прежнему может записаться на приём, проконсультироваться, получить назначения, выписать рецепт. Врач исходит из состояния больного, результатов его обследования, определяет назначения или направляет на госпитализацию в случае декомпенсации (то есть нарушения нормального функционирования отдельного органа, системы органов или всего организма). Приостановлены лишь профилактические меры – диспансеризация и профосмотры.
– Кто принимает больных с ОРВИ?
– Наши площади не позволяют выделить кабинет для таких целей, как в Южно-Сахалинске, поэтому обслуживание первичных обращений организовано по-другому. При респираторно-вирусных симптомах врача нужно вызывать на дом, в поликлинику приходить не следует. Если даже нет повышенной температуры, но ощущаются заложенность носа, недомогание, а то и кашель, вызывайте врача.
По вызовам и наблюдению пациентов с ОРВИ и коронавирусной инфекцией в лёгкой форме работают четыре врачебно-сестринских бригады: педиатрическая и терапевтическая при амбулатории в Троицком, ещё две такие же – в Аниве. На амбулаторном лечении по поводу COVID-19 в Анивском районе пребывает около 70 человек, но это средняя цифра, каждый день показатель меняется. Если человек выздоравливает, через 14 дней его выписывают.
– Некоторые наши читатели жаловались, что им не назначили тест на коронавирус, хотя и просили об этом, будучи на больничном.
– Для проведения обследования на новую коронавирусную инфекцию должны быть определённые показания, что предписано Приказом минздрава РФ №198н, временными санитарными правилами, утверждёнными главным санитарным врачом Российской Федерации. Это симптоматика ОРВИ в возрасте 65+, у контактных лиц, а также прибывших из-за границы, детей из организованных коллективов, медработников с профессиональным риском заражения. Остальным – при диагнозе «внебольничная пневмония», лихорадочном состоянии с повышением температуры до 38,5 градусов.
Между привычными ОРВИ и новой коронавирусной инфекцией медицина ставит знак равенства. Да и лечение в соответствии с рекомендациями минздрава, практически одинаковое. Если присоединяются бактериальные инфекции, сопутствующие заболевания, терапия корректируется.
– Недавно пациентка выписалась из ЦРБ после пневмонии, ковидную в диагнозе не ставили. Сделала платный анализ крови на антитела, оказалось, что они есть. Лечащий врач признала: ковид был. Почему так бывает?
– Одна группа антител указывает на острый период, другая – на уже перенесённое заболевание и сформировавшийся у человека иммунитет. Но это могло быть как до пневмонии, как и после. По данным ВОЗ, 25 процентов населения земли новую коронавирусную инфекцию перенесли бессимптомно, приобрели иммунитет.
– Что должно быть сегодня в аптечке у граждан на случай заражения COVID-19? И какое отношение к лечению коронавирусной инфекции имеет «Арбидол»?
– Непременно должны быть градусник для измерения температуры тела, жаропонижающие препараты, как и при гриппе. И никакого самолечения. Когда по собственному усмотрению начинают принимать антибиотики, противовирусные препараты, нарушают иммунитет. А к врачу обращаются с уже запущенными пневмониями. «Арбидол» («Умифеновир») может быть назначен в составе комплексной терапии, но опять же только по усмотрению врача. Чтобы не заболеть и уберечь своих близких, нужно соблюдать санитарно-масочный режим, о чём уже не раз говорилось.
– И вновь о жалобах, что в Анивкой ЦРБ теряют результаты анализов, за которыми человек приходит перед операцией. Да и амбулаторные карты теряют.
– Если пациент сдал анализы, а результатов не оказалось в бумажном варианте, в электронном виде врач любого лечебного учреждения Сахалинской области может их посмотреть через единую информационную систему «БАРС», в которой работают все больницы области. Также можно взять дубликат результата в лаборатории ЛПУ.
Амбулаторные карты пациентов периодически предоставляют по запросам регионального минздрава и страховых компаний для проведения экспертного контроля, ещё могут запрашивать и органы внутренних дел. В бумажном варианте в регистратуре поэтому могут не оказаться. Но практически каждая амбулаторная карта в настоящее время имеет электронный вариант.
Беседовала С. Захарова (на снимке автора: И.Ю. Забелина на сходе в с. Успенское)