Воздух в Мицулёвке медвяный, а жители добрые

10 августа 2020, 21:44Общество
Фото:

Жизнь при радиостанции и после

В Мицулёвке, разрастающейся год от года, живут около 500 человек. Но это если считать вместе с теми, кто перебрался из островной столицы, построил дом. Новостроек и автовладельцев здесь много. А вот дороги в селе только грунтовые. Улицы и мусорные площадки выгладят опрятно, трава вокруг скошена. Возле самих домов – по-разному,  от хозяина зависит. Встречаются ухоженные территории и заросли – кустистые, душистые. Среди зелени много цветов. И над всем селом стоит медвяный дух. По утрам выводят трели птицы, да разливается ощущение благодати. Летом здесь особенно хорошо.
Где гулять и ходить?
С сельским старостой Ольгой Алексеевной Титовой встретились у старой детской площадки, расположенной по соседству с новым спортивным «пятачком» на ул. Первомайская. Отсюда и началась экскурсия. Элементы детского городка обшарпаны, проект по его обновлению обсуждается. А с новыми турниками сельским любителям спорта как-то не очень повезло – перекладины толстоваты, не каждый взрослый мужчина на таких удержится. А уж подростки – тем более. Спортивная площадка сама по себе тесновата, с другой стороны, расширять её было бы некуда, кюветом ограничена.
Развитие населённого пункта идёт за счёт индивидуального строительства, муниципальных земель в Мицулёвке осталось немного. Нет сельской площади, где все могли бы собраться, посидеть на скамейках. Детская площадка на территории сельского клуба по ул. Рабочая вечером становится недоступной, потому как ворота закрывают. Сквер обустроить в Мицулёвке планируется – с мемориальным камнем, посвящённым первому агроному Сахалина Михаилу Семёновичу Мицулю, в честь которого названо село. Проект на стадии рассмотрения.
– Наша главная проблема – дороги. Грузовики возят грунт, стройматериалы для новых домов. А это пыль и небезопасная для пешеходов скорость. Машина промчится, пыль и камешки летят на детскую площадку, а детям больше негде играть. На спортивном корте – щебёнка, если упал, травма обеспечена. Кататься на велосипедах, самокатах ребята могут только на проезжей части. Да и мы все тут же ходим, молодые мамы с колясками прогуливаются, тротуаров-то нет. Из-за пандемии и родители, и дети остались дома, а занять ребятню особенно нечем и негде, – посетовала Ольга Алексеевна.
Мимо нас проехала грузовая машина, на этот раз из кузова виднелась пара евроконтейнеров. Вскоре водитель в нерешительности остановился, не знал, куда сворачивать. Тут как раз мы подошли. Как оказалось, пластиковые бачки были предназначены для мусорной площадки по ул. Рабочая, 16. И очень пришлись кстати, евротары для мусора по селу пока не хватает.
– А вон возле того дома фура постоянно стоит, – продолжила беседу сельский староста. – Во дворе тягачи, видимо, хозяин занимается перевозками. И на здоровье. Но его фура половину дороги перекрывает, одна автополоса остаётся. И по закону стоять может сколько угодно, как нам объяснили, потому что на грунтовой дороге.
Сельчане обращались и с просьбой ограничить скорость автотранспорта внутри села до 20 км в час хотя бы летом. Выяснилось, что на грунтовых дорогах такое не предусмотрено, как и «лежачие полицейские». Но пообещали установить дополнительные дорожные знаки по ограничению скорости на территории села.
Закладки на память
– Через железнодорожную линию нам сделали пешеходный переход. А к автобусной остановке проходит мостик, там доски провалились, отправила 14 июля заявку, теперь ждём. Но люди ходят по мостику каждый день. В группу в WhatsApp вопросы кидают: когда, мол, обратите на нас внимание? Не сказать, чтобы на наши обращения администрация не реагировала, но из-за удалённости не хватает оперативности, – поведала Ольга Алексеевна.
Есть у неё и другие закладки на память, по которым должны быть приняты меры. Например, сельчане, недовольные качеством водопроводной воды из крана, написали заявления, передали лично в руки вице-мэру. По этим адресам возьмут пробы воды на анализ. Вместе с тем, на одном из сходов представитель регионального минздрава сказала, что воду не проводят в ФАП, потому что ненадлежащего качества. Местные жители тогда удивились: в медучреждение нельзя, а нам можно?
С мэром округа обсуждали освещение – от железнодорожной остановки и по ул. Рабочая, посчитали столбы, которые вполне пригодны. Проектировщики определили, что с монтажом потребуется 19 миллионов, а сами, по словам сельского старосты, даже на местности не побывали, спутниковую карту в Интернете смотрели. А ведь надо ещё разобраться, сколько деревьев, кустарников, где и какие дренажные канавы.
Помощи для 91-летнего ветерана трудового фронта Ольги Алексеевны Михайленко попросили у депутата Алексея Витальевича Плотникова. Взрослый внук пожилой сельчанки сломал ногу, лежит со сложнейшим переломом, дочь в возрасте. Дрова на зиму заготовить некому. Заместитель спикера Собрания округа, гендиректор СМФ «Золотой телёнок» обещал помочь.
Почему исчез радиоцентр?
С улицей Рабочая прочно связана судьба многих сельчан, включая сельского старосту. Ольга Алексеевна – коренная сахалинка, родилась в Корсакове, в Мицулёвку 30 назад приехала из Хабаровкого электротехникума связи на практику на местной радиостанции, как раз по нужной специальности – радиосвязь и радиовещание. Однажды по пути на смену она остановилась возле нового дома и засмотрелась: в палисаднике росли цветы, свежеокрашенные калитки выглядели нарядно. Сердце ёкнуло, и подумалось: «Вот бы мне здесь жить!». Так и сбылось, Ольга вышла замуж за парня, окончившего железнодорожный техникум, ему как бригадиру, дали квартиру именно в этом доме.
В советскую эпоху радиоцентр был для Мицулёвки градообразующим предприятием, его открыли в 1947 году на месте японской радиостанции. И там работали 30 специалистов. Для их семей по ул. Рабочая выстроили дома. Жильё для железнодорожников – по ул. Железнодорожная. В селе работали детский сад с замечательными воспитательницами и нянечками, медпункт, «рыбкооповский» магазин с хорошим выбором товаров. Через 50 лет радиостанцию закрыли. Наступил век цифровой техники, оборудование безнадёжно устарело, а модернизировать не стали. Мицулёвское отделение совхоза «Южно-Сахалинский» тоже прекратило своё существование.
Но многое сохранила людская память. Старожилов односельчане называют достоянием села. И сравнивают их с непрочитанной книгой, хранящей в себе бесценные воспоминания. Старшее поколение богато пережитым и сделанным. С двумя такими жительницами меня познакомили.
Баба Аня
Так её называют односельчане. Анна Кирилловна Яковлева родилась в 1940-м в Брянской области, немного помнит Великую Отечественную войну:
– Среди оккупантов встречались незлые люди, угощали малышей, конфетами. И всё-таки это были враги, хозяйничали в домах, а людям приходилось прятаться в лесу. Через нашу деревню немцы также и отступали, шли бои.
В 1956 году родители привезли Анну на Сахалин, прибыв по вербовке. В Мицулёвке уже жил мамин брат с семьёй.
– Вербовщики показывали картинки с хорошими домами, садами. Но сахалинское село оказалось ничем не лучше нашего. Жить пришлось первое время в хате у родственника. Да ещё один мамин брат с семьёй приехал, – поведала баба Аня.
Смолоду она работала в совхозе. На территории Мицулёвки были и поля, и молочные фермы, выращивали бычков, мясо ещё и сельчане сдавали. И дойные коровы чуть ли не в каждом дворе были. На полях выращивали овощи. Анна Кирилловна с мужем Владимиром Михайловичем растили детей. Он был высоким, видным мужчиной, работал на радиостанции дизелистом. А как перешёл в совхоз, семье дали жильё типовой дом с печным отоплением, просторными комнатами, кухней. Из этого дома переезжать в благоустроенную квартиру по программе расселения Баба Аня не стала.
70 лет в Мицулёвке
Раиса Александровна Нагорная – тоже из Брянской области, но на пару лет постарше. Вот что рассказала:
– Немцы жителей нашей деревни угнали в Германию. Пробыли там 1 год и 7 месяцев. Когда вернулись в Брянск, выгрузили нас вроде бы с поезда, точно не помню, на месте вокзала ничего не было, только землянка где-то неподалёку. Прибывшие разъехались по деревням. На Сахалин приехали в 1950 году. Жили в японском доме.
В памяти Раисы Александровны хорошо сохранились первые годы жизни в Мицулёвке: где и какие стояли дома, кто в них жил. Про поляну, на которой молодёжь играла в футбол, про колодец с вкусной водой, к которому приезжали со всей округи. И про барак железнодорожников, где ютились 8 семей. Также работала в совхозе, вышла замуж, растила детей. Мицулёвка менялась на глазах.
О хорошем
Много и такого в Мицулёвке, связанного, конечно же, с людьми. Сельчане хвалят своего мицулёвского дворника Александра Шамаева. Ответственный, добросовестный. Рано утром встаёт, чистоту поддерживает, траве не даёт разрастаться. Как-то бензокосилку привезли, всё по самые кюветы выкосил. Попросили и по дороге к перрону заодно скосить, по утрам там росы много, всё сделал. И не нарадуются местные жители сельскому магазину. Торговую точку год назад открыла семья Людмилы Савлук. Хозяйка тут приветливая. Товары повседневного спроса теперь доступны, и лакомства для детей можно купить, никуда ехать не надо. В магазине строго соблюдаются санитарные требования, всех просят заходить в медицинских масках.
Сельский клуб с библиотекой сельчане иначе как прекрасными не характеризуют. К концу 2019-го учреждение культуры капитально отремонтировали, в помещениях стало комфортно. Но дело, конечно, не только в этом. Завклубом Ольга Петровна Котченко и библиотекарь Дарья Владимировна Кухта устраивают запоминающиеся вечера, находят повод, чтобы каждого отметить или поздравить. Недавний День села тоже всем очень понравился.
А ещё мицулёвцы не устают нахваливать своего фельдшера (наша газета о нём рассказывала). Они считают, что троицкий житель Михаил Дмитриевич Корж г в этом селе свой, по доброте душевной вписался в местный менталитет. Ведь люди в Мицулёвке живут незлобивые, чуткие, как сами друг о друге отзываются. Ни склок у них не бывает, ни зависти. Новосёлы здесь незаметно для себя меняются, добреют, со всеми знакомятся. Наверное, воздух тут такой, для души целительный.
 
С. Захарова (фото автора)
Читайте также:
https://aniva-utro.ru/obshchestvo/selo-u-samogo-morya/
 
Авторы:ADMIN admin