В Анивском городском округе только пять сёл-«счастливчиков» имеют точный год своего рождения. Это Троицкое, Успенское, Воскресенское, Петропавловское и Мицулёвка. В качестве документального свидетельства выступает Сахалинский календарь, выпущенный в посту Александровском в 1898 году, который хранится в Сахалинской областной научной библиотеке. В издании есть сведения об этих сёлах: год основания, краткий обзор, статистические данные. А вот о других населённых пунктах, таких как Ново-Троицкое, Огоньки, Песчанское, Таранай, Рыбацкое, известно лишь то, что были основаны в период владения Японией Южным Сахалином (1905-1945). Об этом рассказывает главный библиограф, увлечённый краевед, автор книг об Аниве Галина Григорьевна Штепа.
– В нашем округе с удовольствием празднуют Дни села, День города. Каждый год их отмечаем, помечая красным цветом и обращаясь к истории родного края. Отсылки к летописи вплетаются в канву сценария мероприятия. Вот и жители Ново-Троицкого недавно отпраздновали 115-й день рождения родного села. И всё бы ничего, вот только с его «возрастом» сложилась непонятная ситуация – с каждым годом оно то стареет, то молодеет.
В 2017 году Ново-Троицкому исполнилось 112 лет, в 2016-м – 70 лет. В 2011-м сельчане отмечали 89-й год рождения, в 2005-м – 40-летний юбилей. Такой разброс дат получился от того, что каждый раз за год основания села брали четыре важные даты из его «биографии»: 1905-й, 1946-й, 1922-й, 1965-й. Какая из них правильная? Попробуем разобраться.
Ново-Троицкое, как и любой другой населённый пункт, имеет свою историю. Однако год его основания остаётся, попросту говоря, «за семью замками». Даже государственный исторический архив Сахалинской области не смог помочь внести полную ясность в этом вопросе. А значит, остаётся попытка отыскать нужную информацию в японских архивах (что довольно проблематично для россиян). Или на местном уровне официально установить дату, максимально близкую к году основания, при этом учитывая все возможные исторические сведения о селе. И чем больше собрано таких сведений, тем доказательнее дата.
– Итак, допустим, что Ново-Троицому в этом году исполнилось 115 лет. Тогда получается, что село основано в 1905-м, в год окончания русско-японской войны, когда в соответствии с Портсмутским мирным договором Россия уступила южную часть Сахалина Японии. С этого момента начинает свою историю губернаторство Карафуто, поэтому село в этот год не могло быть образовано.
Главной задачей была колонизация острова. Сюда направили ряд научных экспедиций, перед которыми ставилась цель – изучение растительного и животного мира, рельефа, береговой черты, полезных ископаемых, климата, почв. Была разработана программа по поощрению населения к переезду на Карафуто и освоению новых земель. И если в 1906 году в южной части острова проживало около 2000 японских граждан, то в 1920 году – уже 101000. Наряду с переселившимися крестьянами и рыбаками-сезонниками, для работы в промышленности и дорожном строительстве завозились по вербовке крупные партии рабочих из самой Японии, а также из Кореи и Маньчжурии.
Время экономического расцвета Карафуто приходится на 20–30-е годы. В этот период стремительно растут города, появляются десятки промышленных поселков и сотни небольших крестьянских селений. Поэтому есть основания полагать, что село Симонамикава (яп. название села Ново-Троицкое) было создано именно в этот период. В исторических изысканиях распространена практика привязки даты основания к первому упоминанию населённого пункта в каком-либо источнике. В нашем случае таким источником является статья сахалинского историка-краеведа Игоря Анатольевича Самарина «Синтоистские храмы Карафуто», опубликованная в 6-м номере «Вестника Сахалинского музея» за 1999 год, где даётся информация о синтоистских храмах уезда Рутака. В том числе, о синтоистском храме Симонамикава дзинзя, который был построен в 1922 -м. Поэтому с большой долей вероятности именно этот год можно считать датой рождения села Ново-Троицкое.
Как появилось его современное название
– В августе 1945 года советские войска заняли всю территорию Южного Сахалина и Курильских островов. После освобождения началось формирование системы органов советского гражданского управления, проводилась работа по восстановлению хозяйства, сильно дезорганизованного и разрушенного в период военных действий. Многим населённым пунктам были присвоены новые или восстановлены старые русские наименования.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 октября Нижне-Троицкое вошло в состав Южно-Сахалинского района. Кстати, части названия «Симо-Намикава» (выше написано слитно) имеют конкретный перевод и означают «Нижнее Намикава». А поскольку названием «Намикава» обозначалось Троицкое, «Симо-Намикава» перешло в «Нижне-Троицкое» (ведь и располагается ниже по течению реки).
Далее, согласно решению Сахоблисполкома № 540 от 18.10.1947 г. «Об образовании городов, поселковых и сельских Советов в Южных районах о. Сахалин и на Курильских островах Сахалинской области», был образован Троицкий сельский Совет с центром в населённом пункте Троицкое, с подчинением населённых пунктов Новотроицкое (там слитное написание) и Успенское. С этого-то времени селение Новотроицкое и приобрело своё современное название. Последнее изменение произошло 18 мая 1965 года: согласно решению исполнительного комитета Сахалинского областного Совета депутатов трудящихся село Троицкое, а также посёлки сельского типа Мицулёвка, Новотроицкое и Успенское вошли в состав Анивского района.
– Таким образом из четырёх дат, «претендующих» на год рождения села (1905-й, 1946-й, 1922-й, 1965-й), наиболее соответствующей истории, то есть наиболее достоверной можно считать 1922-й. Но точку в этом исследовании, наверное, ставить ещё рано… Как и в отношении Огоньков, Песчанского, Тараная, Рыбацкого. Недаром говорится, что изучение истории – процесс, который никогда не заканчивается.
Хоть и считается, что эти сёла также, как и Ново-Троицкое, возникли в период губернаторства Карафуто, есть основания предполагать иначе: Огоньки и Таранай существовали ещё до начала русско-японской войны. Возможно, Огоньки обязаны основанием фон Фрикену А.А., учёному-агроному, инспектору сельского хозяйства на Сахалине конца 19 века, автору научной работы «Река Лютога и её долина». Весной 1895 года ему было поручено осмотреть долину Лютоги и дать своё заключение о степени пригодности в сельскохозяйственном отношении, возможности прокладывания дорог, образования населённых пунктов. В завершение работы он пишет: «…долина эта при всех остальных благоприятных условиях даёт возможность поселить в ней до 250 и даже до 300 поселенческих хозяйств и, безусловно, во всех отношениях заслуживает предпочтения перед Охотским берегом Сахалина, куда в последнее время стали направлять корсаковских поселенцев».
Что касается Тараная – есть опубликованные труды исследователя Сахалина Н. В. Рудановского, который положил начало изучению побережья и внутренних районов в южной части Сахалина. Его работы опубликованы в сборнике научных трудов «Этнографические исследования Сахалинского областного краеведческого музея (препринт)», выпущенном в 1988 году, где исследователь даёт краткий обзор поселений за 1854 год (цит.). «…Залив Анива от N от устья Сусуи, расположены Лютога (количество юрт – 21), Таранай (12), Уру (5), Найча (1), Хоторо (24)». А это значит, что и наша Лютога существовала до 1886 года.
Зачем нам изучать Карафуто?
– В летописи Анивского района перелистано уже немало страниц, открыто много интересных судеб земляков, сумевших прославить малую родину. Однако прошлое хранит ещё много неизведанного. В большей степени это относится к истории губернаторства Карафуто. Тема не только интересна, но и актуальна в наши дни, вот и взялась за неё. В настоящее время идёт работа над книгой, посвящённой самому загадочному периоду в истории Анивы – с 1905-го по 1945-й. Раньше преподносился лишь как период оккупации Японией южного Сахалина. На этом всё. Мы не знали, как жили «там» люди, чем занимались. Целых 40 лет из истории Сахалина были покрыты завесой по причинам вполне понятным. Да и сейчас кто-то может сказать: «Зачем нам изучать Карафуто? Это не наша история!».
Тем не менее, советский, а теперь российский южный Сахалин вольно-невольно стал преемником и японского периода тоже. История островов насчитывает не один десяток столетий, а изучать её необходимо, какой бы она ни была. Также хотелось бы на страницах будущей книги отразить судьбы корейского населения Анивского района, японо-корейских семей, потомки которых проживают на территории муниципального образования.
Наверное, вся эта информация вызовет неоднозначные мнения. Но для того ведь и существуют краеведы, чтобы исследовать историю местности, пытаться докопаться до истины. Например, в случае с Ново-Троицким можно было бы оставить всё как есть. Но тогда не будет движения к достоверности, отрытия новых страниц летописи.