До начала спектакля из динамика на сцене звучали стихи. Причём такие, что сразу было понятно: авторы не из классиков, это современные поэты, которые не гнушаются сленговых словечек и знают про зрителей всё. Так пробивалась корка обывательской самоуверенности и создавался должный настрой. Едва свет в зале погас, начался премьерный показ спектакля «Промежуток в Господней длани (сентенция одного человека)». Все замерли.
К сцене из зала выходили актрисы в белых ангельских платьях, выстраивались в ряд – Надежда Лобацкая, Алёна Попова, Валерия Пронина, Валентина Теплова, Валерия Власова. В центре оказался молодой человек в белом одеянии – Артём Пархоменко.
Молодые и красивые, они печально вторя друг другу всё рассказывали и рассказывали сказку про Курочку Рябу, знакомую всем с детства, в руках держали ячеистые кассеты для яиц. Зрителям лишь оставалось понять, что до них пытаются донести старую как мир, космическую историю о яйце, символизирующем жизненное начало и само мироздание, в центре которого человек. Потом актёры поднялись на сцену, и отрешенно глядя в зал, погрузились в постановку. Преображение в действующих лиц получилось глубоким и убедительным.
Сценическое пространство, задрапированное чёрной, тяжёлой тканью, смотрелось мрачновато. Сверху были подвешены мешки (тоже чёрные) с песком, олицетворяющим время, и ещё маленькие лампочки, похожие на звёзды. И как-то сразу повеяло тревогой. В произносимых монологах-сентенциях и стихах проявлялся миг осмысления посреди суеты жизни: кто мы, как живём, куда стремимся? И говорилось о том, что нам всё время чего-то не хватает. Но едва достигнем, счастья всё равно нет. И время бежит слишком быстро.
«Человек рождается, и первое, что он получает – это бирку на запястье. А когда человек умирает, он получает бирку на большой палец правой ноги. Таким образом, жизнь человека – это отрезок времени от бирки до бирки», – произнёс главный герой. Одна из героинь предложила выход – остановить время, чтобы жить настоящим. Иначе говоря, прочувствовать мгновение, осознать себя в нём.
В одной из сцен условно главные герои украшали что-то вроде древа жизни. Символизм переполнял спектакль. На сцене протыкали мешки с песком и рассыпали по полу. Проносили жизненный багаж в виде старого чемодана. Перемещали всё те же чёрные мешки с ношей земной юдоли – то торопливо, нервно, то сгибаясь под тяжестью. Была и аллегорическая любовная коллизия. А также происходили другие, довольно странные с точки зрения обывательской логики, действия, подающие тревожный сигнал: не так живём, что то упускаем.
Всё это вызывало устойчивую ассоциацию с театром абсурда, популярным в начале 1950-х годов в западноевропейской драматургии. Тогда авторы тоже стремились передать своей аудитории ощущение какой-либо проблемы неясными, нелогичными, но пробуждающими образами, заставляющими взглянуть на себя по-новому. При всём при том спектакль вышел современным, постмодернистским и вполне вписывающимся в модное ныне понятие «новая драма» с полагающимися атрибутами: переносом внимания с внешнего действия на внутренний мир человека, конфликты его сознания и совести.
В основу постановки положены пьесы Ивана Вырыпаева – актёра, режиссёра, сценариста и драматурга наших дней. В своих интервью он, кстати говоря, утверждал, что не принадлежит ни к какому течению в искусстве: «Я не ищу новые формы… И думаю, что их нельзя найти. Их просто нет. Всё уже придумано». Ещё говорил, что пытается передать зрителю понимание современного мира без прикрас, рассуждая в постановках о смысле жизни, давая пищу для размышлений. Примерно о том же поэзия Тимура Кибирова и Бориса Рыжего, чьи стихи тоже вошли в литературную канву действа.
Как и было задумано режиссёром-постановщиком Юлией Трониной, после спектакля, не занявшего и часа, что сравнимо с быстротечностью человеческой жизни, зрители погрузились в задумчивость. Включая комиссию из театральных деятелей Южно-Сахалинска, которые оценивали постановку и должны были принять решение, присуждать ли анивскому самодеятельному театру звание народного коллектива. Забегая вперёд, скажу, что решение приняли – положительное. Философский настрой, полученный от происходящего на сцене, не помешал анивчанам благодарно аплодировать актёрам и режиссёру-постановщику. И судя по множеству отзывов, зрителям понравилось. Одним словом, это был успех. Надеемся, будет и повтор спектакля..
Юлия Тронина в коротком диалоге с корреспондентом газеты «Утро Родины» не то спросила, не то отетила:
– Раз молодая, то и задумываться о жизни не могу? Ведь то, что читаю или смотрю, непременно вызывает эмоции, мысли. Они у меня точно есть. Почему бы не попробовать хоть на секунду прикоснуться к вечности?
С. Захарова (фото автора)
В подготовке спектакля также принимали участие режиссёр театра Валентина Теплова и художник Валерия Власова.