1 января 2019 года в Сахалинской области стартовала так называемая «мусорная» реформа. И сегодня, наверное, нет смысла отрицать, что благодаря новому порядку утилизации ТКО в населенных пунктах района стало значительно чище. Сказывается то, что от бытового мусора можно избавиться в любое удобное время, а региональный оператор опорожняет контейнеры своевременно, не допуская переполнения баков и захламления площадок.
Тем не менее, законодательство, регламентирующее данную сферу деятельности, регулярно претерпевает изменения. В связи с чем на местном уровне периодически корректируются и дополняются новыми нормами Правила благоустройства и санитарного состояния территорий. Последние правки внесены в первых числах июля решением Собрания депутатов Анивского городского округа. Ими даны ответы на актуальные вопросы: кто отвечает за уборку и содержание мест складирования ТКО, вывоз крупногабаритных отходов и т.п.?
Итак, коротко о новых требованиях к местам сбора мусора, действующих на территории района. Постановление правительства РФ № 1572 разграничило обязанности регоператора по обращению с ТКО и управляющих компаний (ТОСов, ТСЖ), которые отвечают за содержание общего имущества собственников, и обозначило четкую схему:
- УК организует площадку для накопления ТКО и ставит ее на учет в случае, если место для сбора отходов размещено на сформированном земельном участке.
- Жители дома складируют отходы на площадки, аккуратно размещая их в контейнерах.
- Региональный оператор один раз в сутки организует погрузку ТКО в спецтранспорт и их вывоз, при этом убирая за собой площадку, если в процессе погрузки что-то рассыпалось или разлетелось. Переполнение баков, складирование ТКО (более 1 куб. м) на площадке или рядом с ней не допускается. В случае переполнения контейнеров бытовыми отходами оператор организовывает повторный вывоз в количестве, обеспечивающем надлежащее санитарное состояние мусоросборных площадок. Вывоз крупногабаритных отходов осуществляется по заявкам потребителей либо самостоятельно жильцами путем их доставки на площадку для складирования.
- Управляющая компания следит за состоянием площадки, за прилегающей территорией в радиусе 5 метров, проводит уборку и ремонт, при необходимости – дератизацию и дезинфекцию. Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю в летний период. Урны, расположенные на остановках общественного транспорта, очищаются и промываются организациями, осуществляющими уборку остановок; установленные возле торговых объектов – их собственниками и арендаторами; находящиеся в скверах и на улицах – специализированными организациями, уполномоченными на это органами местного самоуправления.
У населения часто возникают вопросы: обязан ли региональный оператор убрать место погрузки ТКО, если по прибытии мусоровоза оно уже было загрязнено? И должен ли он вывезти мусор, который не влез в контейнеры и размещен рядом с ними? Ответственность за мусор возникает у оператора с момента погрузки. За отходы, разбросанные жителями или бродячими животными, отвечает собственник или пользователь земельного участка. В случае с МКД – обслуживающая организация, которая может быть привлечена к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по поддержанию на площадках чистоты. Правилами благоустройства предусмотрено, что региональный оператор должен начать погрузку на чистой территории и оставить ее такой. Еще одна норма касается расстояний, где допускается установка мусоросборных площадок.
Они должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных и детских площадок на расстояние не менее 20 метров, но не более 100. При невозможности соблюдения этих требований решение принимается комиссией, назначенной постановлением мэра, с участием представителей администрации, Роспотребнадзора, собственников МКД. В масштабах района случаи, когда требуется вмешательство властей, встречаются нередко. Поэтому вопросы соседства с мусором будут решаться в рабочем порядке. Меньшее расстояние еще не означает, что нарушается закон.
И. Спиридонова (фото автора)