Рассказывает Олег Фёдорович Волков, анивский ветеран и правдолюб (в своё время был военным водолазом). С доктором Ефремовым его судьба свела в начале 1973-го. Машина «Скорой помощи» привезла его с обильным внутренним кровотечением в хирургическое отделение ЦРБ, которым он заведовал. И с этого момента его жизнь зависела от хирурга, его профессионализма и умения принять единственно верное решение. Впоследствии их знакомство переросло в дружбу, которую они пронесли через все эти годы как люди, близкие по духу.
«Помнится, в больничной палате лежал на спине, на груди – несколько грелок со льдом. Утром сделали переливание крови, наблюдали за состоянием. Донорскую кровь пришлось переливать неоднократно. А когда самочувствие улучшилось, направили в областную больницу на эзофагогастроскопическое исследование. Процедура была не из приятных, да и причину кровотечения получилось установить только со второй попытки. Врач при этом не обрадовал: язва, причём на изгибе, то есть сложный случай. Спросил, где собираюсь лечиться.
– Конечно, дома, в Аниве, – без тени сомнений ответил я.
Лечение оказалось длительным, консервативным, зато без хирурги- ческого вмешательства. Александр Кузьмич назначил диету Мейленграхта (способствует постепенному зажив- лению язвы). Вместе с тем, доктор заметил, что у меня на правой руке скрючены пальцы, особенно безымянный. Поставил диагноз: «контрактура Дюпюитрена», предложил операцию. И провёл её так, что впоследствии ко мне приезжали даже из облздрава, осматривали шов на внутренней стороне ладони и высоко оценили мастерство хирурга Ефремова. Рука стала нормально выглядеть и хорошо функционировала.
Не успел выписаться из больницы, как через неделю вновь попал на хирургический стол к своему доктору, и в этот раз уже с переломом ноги, потому что лихо спрыгнул с высоты. Повредил стопу. Вновь заведующий отделением проявил своё мастерство, словно склеив место перелома. До сих пор хожу, не хромаю.
Довелось наблюдать и то, как доктор Ефремов решал хозяйственные вопросы. Больничный городок тогда стоял на живописном берегу реки у самого устья Лютоги. Помещения хирургического, терапевтического, детского и инфекционного отделений находились в старых зданиях, пришедших от времени в негодность.
Александру Кузьмичу приходилось заниматься ещё и ремонтом. В его отделении шла замена прогнивших стеновых брусьев, полностью заменялась система отопления. Проведение работ он строго контролировал. Как и в медицине, твёрдо отстаивал свою точку зрения, приводя ве- ские доводы, в самых сложных ситуациях не поступался принципами. При этом оставался образцом интеллигентности, уважительного отношения к людям. И никогда не позволял себе повышать голос.
– Меня часто спрашивали, почему вы- брал медицину, – рассказал Александр Кузьмич. – Обычно отвечал, что это медицина выбрала меня. В 17 лет оказался на больничной койке с мучительными болями в пояснице и ноге. Там, в медучреждении, насмотрелся на страдания больных людей. Лечила нас Бронислава Ивановна Ковалес – врач от Бога. И произвела сильное впечатление. Когда спросила меня, кем хочу стать, ответил, что тоже врачом, буду лечить людей. На протяжении всей жизни был убеждён, что профессия врача – одна из самых почётных, благодарных, а также ответственных и трудных. В ней важны не только медицинские, но и нравственные аспекты.
И в общественной жизни района доктор участвовал активно. Однажды его кандидатуру на партийной конференции выдвинули на пост секретаря райкома. Я тогда встал и сказал, следуя порыву, что Ефремов – замечательный хирург, пусть он им и остаётся, а на должность секретаря нужно избрать другого. Так и поступили. Вопреки некоторым моим опасениям, он на меня не обиделся. Мы по-прежнему остались друзьями.
Александр Кузьмич сохранил активную жизненную позицию, неравнодушие к проблемам, будь то новая система оплаты за вывоз мусора, которую многие сочли несправедливой, вопрос по кладбищу, по которому вёл в разные годы переписку с руководством области, депутатами, прокуратурой. В ответе почётному гражданину Анивского городского округа А.К. Ефремову от 23 апреля этого года за подписью заместителя председателя правительства В.С. Сидоренко сообщалось, что принято решение о строительстве нового кладбищенского комплекса, рассчитанного на 13 тысяч захоронений.
В настоящее время ОКСом проведена работа по актуализации инженерных изысканий по этому объекту, началась разработка проектной документации. Проведение государственной экспертизы проекта запланировано на третий квартал 2019-го. Александр Кузьмич принимает участие в работе общественных комиссий при администрации округа. Его мнение является авторитетным.
День рождения Александра Кузьмича – 22 июня. Эта дата в истории нашей страны имеет и трагическую окраску. Ведь Великая Отечественная война коснулась каждой семьи.
– Известий с фронта мама не получала, – поделился он воспоминаниями. – Пришло только одно письмо, и было оно от командира части. Он сообщил, что «Ваш муж Кузьма Прокопьевич в рукопашном бою с фашистами за- колол 12 фрицев, сфотографирован, представлен к награде. Фотографию вышлем». Через некоторое время мы получили похоронку на отца. Кроме него на войне был и брат Алексей, который ушёл на фронт в 19 лет. Получил ранение, остался жив.
На Сахалин семья Ефремовых прибыла по вербовке в 1947 году. О них можно прочитать в очерке сахалинского прозаика Константина Ерофеевича Гапоненко «Осень в Аниве». В день рождения вместе с земляками желаем Александру Кузьмичу долгих лет жизни, здоровья, неиссякаемой энергии, вдохновения и бодрости духа».
(фото из архива семьи Ефремовых)