Силовик, общественный деятель, артист
Впервые супруги оказались на Сахалине в 1968 году, приехали на строительство ГРЭС в посёлок Вахрушев (до 1946 года Кусунокияма). В те совсем молодые годы Талгату довелось ещё поработать худруком и по совместительству директором сельского клуба, ведь парень знал толк в самодеятельности, сам хорошо пел и на баяне умел играть. Да и организатором был неплохим. В Поронайске перешёл в водители, а оттуда призвали в армию в Хабаровский край, где после «учебки» назначили старшиной. Жена с ребёнком уехали к его родителям, в небольшой городок Таджикской ССР, поскольку для малыша понадобилось сменить климат.
Когда демобилизовался, вернулись на Сахалин, переехав к родителям супруги в Аниву. На юге острова оказалось теплее, чем в центральной части. Да и городок как-то сразу понравился. Наш знаменитый земляк Степан Николаевич Пудов возглавлял тогда райисполком, предложил новоприбывшему место директора ДК. Но тот отказался – зарплата маловата, а ему семью надо кормить. Устроился слесарем на автобазу «Сахдводстроя» (располагалась на выезде из города). Вступил в ДНД (добровольную народную дружину) вместе с другом Александром Сысоевым.
Тогда-то их и заприметил начальник ГАИ Николай Васильевич Кошкин, потому как подходили по всем статьям. Сказал, чтобы готовились переходить к нему. После проверки в органах оба друга стали инспекторами Дорнадзора. У супругов Ганиевых родились ещё дочки – двойняшки. Глава семьи нёс службу на сельских дорогах, и ему часто доводилось стоять на посту в резиновых сапогах-болотниках. За соблюдением ПДД следил строго, бывало, бесшабашных мотоциклистов и ездоков на мопедах приходилось догонять на мототехнике, по-соседски заимствованной в воинской части. Но всегда старался глубже вникнуть в причину нарушений. Да и руководитель Госавтоинспекции учил молодёжь не позволять себе унижать чьё-либо человеческое достоинство.
И ещё Талгат вёл кружок юных инспекторов движения, при котором образовалась ещё и мотоциклетная дружина, можно сказать, это первые организованные байкеры. Его юидовцы одерживали победы и становились призёрами на конкурсах разных уровней. А в 1978-м стали призёрами Советского Союза (кстати, все были из второй школы).
Были сахалинцами, стали иностранцами
Талгат Якупович с Ольгой Николаевной думать не думали возвращаться в предгорья Памира. Но пришлось – по семейным обстоятельствам. Уехали все впятером, рассчитывали, что ненадолго. Но задержались на 12 лет. И очень скучали по сахалинскому городу на берегу морского залива. Настал день, когда Таджикистан стал суверенным, при этом небезопасным для мирных граждан. Это был 1992 год. Российские военные и пограничники покинули свои позиции. Север и юг бывшей братской республики вступили в вооружённый конфликт. Из Афганистана прибывали эмиссары от радикальных группировок, вербовали сторонников, призывали свергнуть правительство и установить свой порядок – «по шариату».
Талгат Ганиев командовал ротой патрульно-постовой службы милиции, входившей в народную гвардию правительственных сил. Под Душанбе стояли заслоны против боевиков радикальной «оппозиции». Боевики угрожали семьям защитников государственного порядка. Приходилось противостоять, участвовать в перестрелках. Правда, статуса ветерана боевых действий Талгату Якуповичу это не дало, поскольку происходило не на территории РФ.
В 1994 году Ганиевы всей семьёй смогли вернуться на Сахалин, и как иностранцам им пришлось оформлять российское гражданство.
– Выходцам из Киргизстана в наше время проще всего стать россиянами, несколько месяцев – и готово (в своё время ещё президент Ельцин распорядился ускорить для них процедуру). А вот для русскоязычных переселенцев из других стран СНГ ожидание гражданства растягивается не на один год. Так же и для корейцев, родившихся на Сахалине. Не мешало бы исправить перекос в миграционном законодательстве, – считает Талгат Якупович.
Ради возращения непременно в Аниву он отказался от должности начальника милиции общественной безопасности в Невельске. По прибытии в наш город возглавил службу участковых уполномоченных, через полгода его назначили и.о. заместителя начальника милиции общественной безопасности Анивского района. Жена Ольга Николаевна работала воспитателем в детском саду. В 1996 году глава семьи ушёл было на пенсию. Но вскоре майору милиции в отставке предложили возглавить службу безопасности одного из банков. Место было хорошим, вот только потянуло на прежнюю работу. В 1998-м вернулся – уже в ГИБДД, став старшим инспектором (к радости коллег). На заслуженный отдых получилось уйти только в 2004-м.
Насыщенная жизнь пенсионера
Обладателю солидного жизненного и руководящего опыта, лидерских качеств, активной гражданской позиции одно за другим стали поступать предложения по линии общественной работы. И он не отказывался, потому что не привык отсиживаться в стороне. Возглавил Совет ветеранов ОМВД Анивского района, стал вице-председателем общественного Совета при администрации округа, а также заместителем председателя районной ветеранской организации.
А тут ещё и мусульманам Сахалинской области понадобился всеми уважаемый лидер, чтобы мог представлять их интересы. Взять на себя эту миссию единоверцы сподвигли анивского татарина-общественника. Он поехал в Уфу, экстерном прошёл конфессиональное обучение и сдал экзамены, вернувшись, был назначен на Сахалине имамом – духовным главой. Некоторое время спустя, обратился к верховному муфтию, пояснив, что всё-таки не очень подходит на роль духовного лица. Ведь он ещё и музыкант, любит принимать участие в концертах. И ему ближе культурно-просветительская деятельность. Был услышан. В регион прислали другого имама.
– Как-то принимал участие в религиозном совете Сахалинской области. К мусульманской общественности предъявляли претензии из-за отдельных нарушителей закона. Получалось, что мы чуть ли не по подворотням и рынкам должны ходить, хватать за руку приезжих правонарушителей. Я пояснил тогда, что мусульманам Сахалина нужна мечеть, чтобы вокруг неё объединялись люди. Для взаимовыручки, моральной поддержки, воспитания. А также для того, чтобы стала центром традиционного ислама, который всегда противодействует негативному влиянию радикализма. Областная власть должна быть в этом заинтересована, – убеждён Талгат Якупович.
Всё это наш разносторонний и знаменитый анивчанин сочетает с остальными общественными нагрузками. А его дочери, продолжая семейную династию, работают в правоохранительных органах. И внук Роберт пошёл по стопам деда, стал юристом, к тому же недавно был избран депутатом в Собрание округа. Одним словом, в летописи Анивы появятся новые страницы с участием семьи Ганиевых.
С. Захарова (фото из архива Т.Я. Ганиева)