Полвека – музыке и детямНовость

13 сентября 2018, 21:28

Имя директора Анивской школы искусств Геннадия Александровича Красовского хорошо известно в Сахалинской области. Шутка ли: пятьдесят лет непрерывного педагогического стажа, почти тридцать лет отдано руководству школой в качестве директора и заместителя директора. Так что не одна, а сразу несколько юбилейных дат. Их он встречает в окружении воспитанников и коллег, с новыми творческими замыслами. А также в ожидании строительства здания для школы искусств, запланированного на 2019 год.
По страницам биографии
Геннадий Александрович Красовский родился 28 ноября 1948 года в селе Новая Брянь Заиграевского района Бурятской АССР. В детстве очень любил петь, поэтому его называли «деревенским Робертино Лоретти». Его дед играл на гармошке, так что внук с детства рос под наигрыши и песни. Заниматься музыкой серьёзно захотел сам. Старшая сестра помогла подготовиться к поступлению в училище. В Улан-Удэнском музыкальном училище им. П.И. Чайковского выбрал хоровое отделение, но как раз к вступительным экзаменам началась подростковая мутация голоса, и ему предложили поступить на класс домры, чтобы не мучить растущие связки. Согласился, так как с детства любил народные инструменты. Во время учёбы освоил и балалайку.
В училище Геннадий познакомился со своей единственной любовью, однокурсницей-виолончелисткой Ниной. И уже там проявился педагогический талант молодого музыканта – он занимался со своей подругой во время гастролей её преподавателя. Свадьбу сыграли перед выпускным балом, и вот уже 50 лет идут по жизни рука об руку – в апреле отметили золотую свадьбу.
Училище оба молодых музыканта закончили в 1968 году. А уже в сентябре, в начале учебного года Геннадий Александрович вышел на преподавательскую работу в музыкальную школу г. Улан-Удэ, а также в педагогическое училище как руководитель оркестра. Так что в 2018 году у Г.А. Красовского ещё и трудовой 50-летний юбилей.
Затем была служба в армии – в ансамбле песни и пляски Забайкальского военного округа. И поступление на заочное отделение Восточно-Сибирского Государственного института культуры, который он закончил в 1975 году по специальности «Руководитель оркестрового коллектива».
На Сахалин молодая семья музыкантов попала в 1972-ом. Вызов прислал А.С. Герус, выпускник того же музучилища г. Улан-Удэ, в то время – уже руководитель Охинского оркестра русских народных инструментов, где требовался домрист.  Приехали в Оху, устроились работать в детскую музыкальную школу (ДМШ): Нина Борисовна – преподавателем по классу виолончели, Геннадий Александрович вёл класс домры. Учеников было много, работа нравилась. Вскоре Красовский организовал из 13 лучших своих учеников ансамбль домристов, который славился на весь Сахалин.
Постепенно охинские друзья и коллеги начали перебираться в Южно-Сахалинск, агитировали и семью Красовских. В 1981 году они были почти готовы сорваться с «насиженного места» тем более, что областное управление культуры предложило место директора ДМШ в Аниве в комплекте с 3-комнатной квартирой в новом доме. Но родители учащихся-охинцев, узнав о планах на отъезд, стали уговаривать остаться и не бросать учеников и даже «выбили» им «трёшку» в Охе. И Красовские остались.
Но всё же через 5 лет по семейным обстоятельствам уехали на юг Сахалина. И так сложилось, что друзья помогли обменять охинскую квартиру на равноценную в Аниве. Судьба!
Приехав в южный городок, Геннадий Александрович пошёл в отдел культуры, где ему сразу предложили должность директора ДМШ. И вот с 1 сентября 1987 года новоиспечённый директор приступил к своим руководящим обязанностям. Кроме того, начал обучать детей игре на балалайке и домре, а Нина Борисовна – на виолончели.
… В стране началась перестройка, сложные годы, в которые на культуру денег из бюджета практически не выделялось. В ДМШ ветшали инструменты, уходили педагоги. В то время в Аниве была ещё и художественная школа, которая тоже не жила, а выживала. Геннадий Александрович Красовский принёс в отдел культуры идею объединения этих двух учреждений. Подобные шаги предпринимались тогда по всей стране – это был шанс на дальнейшее существование. Детская школа искусств была создана на основании постановления Анивского райисполкома №35 от 17 января 1989 года «О преобразовании Анивских художественной и музыкальной школ в Школу искусств». Г. А. Красовский стал первым директором ДШИ. Расширились возможности объединённых школ, открылись новые отделения, привлекая большее количество детей Анивского района к обучению разным видам искусств.
В 1993 году Геннадий Александрович Красовский перешёл на должность заведующего отделом культуры Анивского райисполкома. Директором ДШИ становится Нина Борисовна Красовская. Невыплата заработной платы, безденежье, разруха практически во всех учреждениях культуры района, отток специалистов не добавляли энтузиазма. Из ДШИ тоже начали увольняться педагоги – балалаечник А.Ф.Галимов и первый руководитель ансамбля «Русь» С.Г.Суханов переехали в Южно-Сахалинск, заменить их было некем. В те тяжёлые годы многим было не до карьерного роста. И в 1997-ом Геннадий Александрович принял решение вновь вернуться в школу – заместителем директора по учебной работе. Продолжил заниматься с юными балалаечниками и домристами, привёл ансамбль «Русь» к новым успехам и победам на областных конкурсах. Почти 20 лет отдано инструментальному ансамблю «Русь», лауреату всероссийских и региональных конкурсов и фестивалей, ставшему в 2013 году стипендиатом областного проекта «Творческая одаренность».
В 2014 году Н.Б. Красовская уходит на заслуженный отдых, но её творческому мужу покой «только снится». Он вновь становится директором ДШИ, своего детища, за которое болеет и переживает всем сердцем.
Кропотливый труд педагога отмечен многими наградами – в 2000 году получил Знак «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ, в 2004 году вручена Премия губернатора Сахалинской области в сфере культуры и искусства,  в 2008 году удостоен звания «Заслуженный педагог Сахалинской области», в 2014 году награжден Почётной грамотой областной Думы. Имеет звание ветерана труда.
Свои взгляды и наработки на ниве воспитания юных музыкантов Г.А.Красовский обобщил в учебно-методическом пособии «Начальное обучение домриста и балалаечника в детской Школе искусств». Издание выпустил СахГУ в 2013 году. Решением областного методсовета оно рекомендовано для использования педагогами области в работе с учащимися ДШИ.
Ученики
За более чем 30-летнюю деятельность в Аниве из-под крыла Г.А. Красовского в профессиональную музыкальную жизнь «выпорхнуло» немало талантливых учеников.
Владимир Ковпаев, лауреат многочисленных международных конкурсов, закончил Санкт-Петербургскую консерваторию, основал популярный ансамбль «Квинтет четырёх», исполняющий классику, джаз, мировые хиты рок- и поп-музыки, оригинальные обработки народных песен на русских народных инструментах, выступающий в концертном зале Мариинского театра, в российских филармониях и других престижных площадках Германии, Австрии, Финляндии, Южной Кореи, Таджикистана, Монголии, Казахстана, Ботсваны, Кении, Иордании, Израиля, Болгарии.
Евгений Шигалов в Москве закончил Российскую академию музыки имени Гнесиных, преподаёт в столичной детской Школе искусств имени М. А. Балакирева, играет в Молодёжном Русском народном оркестре «Душа России», а также в ансамбле прогрессивной деревенской музыки «Новые Кельцы» этническую музыку разных регионов России в интересных аранжировках, с использованием как традиционных, так и необычных для России музыкальных инструментов.
Владимир Попов окончил Дальневосточную академию искусств и преподаёт в ДШИ №1 Южно-Сахалинска, является победителем и лауреатом многих международных и всероссийских конкурсов.
Даниил Яцук в 2018 году закончил Сахалинский колледж культуры, несмотря на молодость (ему всего 20 лет), тоже неоднократный победитель международных конкурсов исполнителей на народных инструментах, участник известного сахалинского ансамбля «Братчина». В мае состоялся его первый сольный концерт.
Максим Лапонов, студент Сахалинского колледжа искусств, лауреат международных, ряда региональных и областных конкурсов, участник сахалинского ансамбля «Братчина».
Артём Костенко, выпускник Анивской ДШИ 2018 года, дипломант областных и региональных конкурсов, пока только стоит на пороге «большой музыки», но уже тоже участвует в международных проектах, где известные педагоги отмечают его способности.
Конечно, далеко не все ученики ДШИ становятся музыкантами. Но годы, проведённые с инструментом, никто не считает потраченными зря, все они тепло отзываются о своих преподавателях, приходят к Геннадию Александровичу в гости. Это Виталий Абакумов (инженер-строитель, но музыка осталась его хобби – он является руководителем рок группы, которая успешно выступает на площадках Санкт-Петербурга, а также приглашается с концертами в скандинавские страны), Сергей Дацковский (врач-стоматолог, во время учебы в институте во Владивостоке – участник инструментальной эстрадной группы), Дарья Гринёва (экономист, в годы учёбы в Екатеринбурге играла в студенческом оркестре русских народных инструментов), Владислав Костенко (администратор в филармонии Екатеринбурга, играет в любительском рок-коллективе), Виталий Костин (инженер-строитель, продолжает домашнее музицирование), Галина Лобачёва (врач, музицирует дома) и многие-многие другие. В Школе искусств прошло их детство, с музыкой они взрослели и узнавали мир. И, конечно, Г.А. Красовский стал для своих учеников родным человеком.
Человек и учитель
– Геннадий Александрович, вы 50 лет вводите малышей в мир музыки, выпускаете их, уже повзрослевших, в большую жизнь. Есть ли разница между учениками 50-, 30-, 10-летней давности и сегодняшними?
– Совершенно никакой…
– Были ли у вас «непобедимые двоечники»?
– Нет, даже «троечников» не было. Если у ребёнка «троечные» музыкальные данные – задача педагога эти способности развить. Бывают ещё талантливые лентяи. Тут уж всеми путями стараешься до него «достучаться». Вообще, у каждого ребёнка индивидуальные возможности в учёбе. Он успешен в обучении, когда ему комфортно, когда его поддерживают и вдохновляют. Очень важно, чтобы и родители активно участвовали в его музыкальной жизни. Тогда всё получится!
– То есть вы всегда стараетесь разглядеть в ученике, прежде всего, личность, а потом уже способности?
– Скажем так: через взаимоличностное общение педагога и ученика стараюсь помочь последнему раскрыть свои способности.
– Я помню, как привела к вам своего младшего сына, тогда ещё 6-летнего дошколёнка, не умеющего ни читать, ни писать. И вы смогли такому несмышлёнышу объяснить всё, что нужно, и про ноты, и про длительности, и про звуки. Даже в «музыкальные классики» с ним прыгали у крылечка ДШИ!
– Ну, конечно, а как же иначе? Весь творческий процесс, особенно на начальном этапе, должен подаваться так ненавязчиво и доступно, чтобы учащиеся как бы сами становились творцами, не замечая твёрдую руку преподавателя, соучастника творчества ребёнка.
– При таком подходе педагог через музыку открывает для ребёнка целый новый мир.
– Да, закладывает не только профессиональные музыкальные навыки, но и формирует его мировоззрение, образное мышление.
– А имеет ли вообще сегодня смысл ребёнку заниматься музыкой в Аниве? В ДШИ столько проблем, разрозненные помещения, теснота. Может, проще пойти в спорт?
– Спорт, конечно, важен. И для него в Аниве сейчас действительно сделано много. Полезны ли занятия музыкой для детей? Такой вопрос, казалось бы, даже не должен возникать!
– Всегда находятся люди, которые с ужасом вспоминают годы, проведенные в «музыкалке», и те «мучения», которые им приходилось испытывать на уроках сольфеджио. Основной аргумент против занятий музыкой сводится к тому, что после окончания музыкальной школы они ни разу не взяли в руки инструмент или не сели за него.
– Но аргумент ли это? Разве цель обучения музыке – лишь подготовка профессиональных исполнителей? Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития. Речь, координация движений, концентрация внимания, память, самостоятельность, умение слушать и слышать, видеть, чувствовать – далеко не полный список того, что развивает музыка. Занятия ею способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта. В дальнейшем ребёнку легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию. Доказано, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации. Тут можно целую лекцию прочитать!
– Какую бы отличительную черту педагога вы сами у себя отметили?
– Творчество и трудолюбие.
– Три желания «золотой рыбке»…
– Для России – сохранить национальные корни народных традиций. Для Анивской ДШИ – заложить и построить, наконец, новое современное здание. Для себя – чтобы вокруг кипела жизнь, трудиться в окружении коллег-единомышленников и учеников, здоровья себе и супруге, детям, внукам и правнукам.
– Правнукам?
– Да, у меня их двое – Иван и Лев.
– А дети и внуки имеют отношение к музыке?
– Дети всю жизнь «около» музыки (при таких-то родителях!), но профессионально заниматься ею не стали. Внук Андрей закончил Анивскую ДШИ по классу балалайки.
– Какое самое важное качество, которое вы хотели воспитать в своих учениках?
– Благородство. Пусть не все они станут музыкантами, но хорошими честными людьми стать должны.
– Ваш любимый афоризм?
– Слова Д. Кабалевского: «Прекрасное пробуждает доброе». Это тот «золотой корень», из которого произрастает моё педагогическое «древо».
Е. Костенко (фото из архива Г.А. Красовского).
Читайте также:
https://anivautro.ru/obrazovaniye-i-nauka/kvartiranty-teatraly-da-muzykanty/
Авторы:ADMIN admin