Медведи на безрыбье

Новость
3 августа 2018, 01:13
Косолапые полны неожиданностей
– Сергей Степанович, вы трудитесь в нашем районе уже около 40 лет, имеете многолетние наблюдения. Между тем отношения между хозяином островных лесов и вездесущими людьми портятся. Почему так происходит и можно ли этого избежать?
– Кроме человека медведю на Сахалине бояться некого. Люди сами приходят на его территорию – в лес, на реку или к морю. Медведь видит нас, людей, гораздо чаще, чем мы его. И при вынужденной встрече тоже испытывает стресс, что влияет на его поведение. Ещё около двух десятков лет назад мы вместе с потомственным лесоводом Анатолием Орловым написали книгу «Анивское ожерелье». И там я говорил о том, что непредсказуемые ситуации создаёт сам человек своим поведением. Надо знать повадки зверя, уважать его и не боятся. В то же время помнить, что медведь – серьёзный хищник, который может быть опасен. И он меньше всего подходит для беззаботного фотографирования, подкармливания из окна машины на трассе.
Можно ли избежать встреч с медведем?
– Совсем игнорировать друг друга у нас не получиться, живём на одном острове. В прежние времена я ходил в одиночку через перевалы, по диким местам, притом думал, что понимаю медведя. Насчитывал по четыре десятка встреч за сезон путины. Когда уже перевалило за сотню, забросил никому не нужную статистику. С тех пор по старой привычке называю медведя «босолапым». Но могу определённо утверждать: сам по себе зверь не агрессивен, вполне предсказуем, если вести себя адекватно на природе.
Самая расхожая рекомендация – находясь в лесу, производить шум, стучать по металлической миске или кружке. Это нужно, чтобы, к примеру, случайно не наступить на него спящего, не столкнуться с нос к носу. Правильно будет ещё и громко ругаться, желательно басом, женский визг может лишь привлечь зверя. Кстати, в той книге я привожу медвежьи байки и реальные истории. Например, про деда на Урюме, у которого всегда был наготове пионерский горн, чтобы медведей отпугивать .
– А каким средством пользуетесь сами?
– Когда иду через какой-либо перелесок, обязательно покрикиваю. Раньше была привычка брать с собой две железки, стучал друг о друга. Известно, что медведь подслеповат. Можно изображать из себя большое существо, выше и больше него, использовать для этого подручные средства. Развернуть полы куртки, держат что-то над головой, да ещё басовитыми ругательствами это подтвердить. Тогда «босолапый» прижмёт уши и уйдёт куда подальше.
И всё-таки в последние годы шум в лесу уже не служит гарантией от неприятностей, может оказаться и палкой о двух концах. То есть, наоборот, привлечь раздражённого каким-то другим человеком зверя. Современные рыбаки, браконьеры часто ходят с оружием, и стреляют не в воздух, чтобы только напугать, а по самому зверю. Но делают это непрофессионально. Получаются подранки, которые убегают от обидчиков, но могут вымещать злобу на первом встретившемся человеке. Любой случайный путешественник может стать жертвой зверя, испорченного другими людьми.
Я-то привык относиться к медведям так, как это бывало раньше. Ходил среди них и знал, как с ними можно ладить. Но теперь медведи становятся другими, потому что люди их меняют. Пожалуй, придётся прекратить бродить по берегам и работать по старинке. В нашем 21 веке есть возможность использовать разные технические средства для исследований, такие как беспилотники, данные со спутников.
– Лосося на юге Сахалина с каждым годом становится всё меньше. Не грозит ли бурому медведю вымирание?
–  Зверь мигрирует в те места, где водится рыба. Часть из них не просыпается после зимовки из-за недостаточного запаса жира. Возможно, плотность медведей в Анивском районе пойдёт на убыль. Но пока поступает информация, что численность зверей обычная. Например, на Урюме можно встретить полтора десятка особей за день, если не шуметь и не стучать. А выход в сложившейся ситуации один: нужно довериться природе, она всё отрегулирует. Отстрел хищников идёт достаточный. Вот только профессиональных охотников на медведей становится всё меньше. Сейчас это занятие стало экономические неневыгодным, как и промысел пушного зверя.
– А без рыбы из семейства лососевых сахалинцы не останутся?
– Из-за глобальных климатических сдвигов тихоокеанский лосось уходит в холодные северные воды. И скорее всего, этот процесс продолжится. Конечно, ещё можно надеяться, что всё вернётся на круги своя. Но есть также основания полагать, что у нас на юге Сахалина популяция лосося будет уменьшаться. В Японии сокращение численности уже началось, но там никто такому явлению не удивляется, потому что были предупреждены учёными, которые проводили соответствующие исследования.
Тогда как наша наука трубит тревогу, словно это какая-то неожиданность. Конечно, экономика региона во многом зависит от лосося, и мы к этому привыкли. А теперь скорее всего, придётся перестраиваться и прежде всего менять сознание. Создавать природоохранные территории, в том числе на полуострове Крильон, вопреки интересам бизнеса.
В этом году министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области планируется работа по расширению особо охраняемых природных территорий региона. И уже началась реализация проекта по созданию природного парка на озере Айнском (в Томаринском районе) для охраны мест обитания сахалинского тайменя, водоплавающих и околоводных птиц, и ещё с целью развития туризма.
– Какой будет долгожданная для жителей округа путина в этом году?
– Пока прогнозировать рановато. В июле в Анивском районе наблюдалась немаленькая численность симы, несмотря на её нещадное истребление браконьерами. Вместе с ней пришла и горбуша из Японского моря, что у нас на Сахалине считается хорошим признаком. Ведь за ранней горбушей ближе к осени обычно следует большой приход рыбы. Но пока горбуши всё равно мало, основной поток следует ожидать примерно с середины августа. В нынешнюю путину предусмотрены периоды пропуска рыбы на нерест, когда предписывается зашивать ловушки ставных неводов. Но будет ли всё это соблюдаться, у меня нет уверенности.
Возможно, потому что есть с чем сравнивать. Во времена активной деятельности Анивского бассейнового совета за круглый стол вместе с представителями местной власти, федеральных органов усаживались рыбаки, общественники, экологи, учёные. Действия получались более менее согласованными. А теперь каждый тянет в свою сторону. Бизнес может оказывать давление на науку. И преобладает потребительское отношение к природе.
– У сахалинцев, как и у жителей Камчатки, должен быть культ лосося. Нужно, чтобы человек любил окружающую природу, лосося, медведя, соблюдал баланс. Ведь если взять медвежий рацион, то он на 70% состоит из растительной пищи, но 30 % –это белок, причём из лососины. И важно понимать, что медведь и лосось не разделимы как элементы общей экосистемы, в которую входит также и человек, обладающий разумом. А это можно лишь прививать, воспитывать и продвигать.
В силу своей разумности мы являемся ответственными за разлад в природе, должны заниматься регулированием численности популяций и поддерживать природный баланс. У меня появился очередной проект, который касается музея медведя в «Сити Молле», там же, где может быть создан музей лосося. Надеюсь, что эти два объекта станут единым краеведческим комплексом, и возможно, там будет проводиться общая экскурсия по одному билету.
О собеседнике
Сергей Степанович Макеев – начальник Анивского отдела СФ ФГБУ «Главрыбвод», координатор Анивского бассейнового совета, руководитель секции по сохранению сахалинского тайменя Рабоче-экспертной группы по биоразнообразию при Экологическом Совете Сахалинской области. А ещё инициатор разных интересных проектов по защите природы для детей и взрослых. Сахалинец с широчайшим кругозором. Анивской земле везёт на одарённых рыцарей добра.
Беседовала С. Захарова (фото медведей – из архива С.С. Макеева)
Авторы:ADMIN admin