О самом загадочном и малоизвестном периоде в истории округа
Новое время и новые источники
– В наши дни уже нет категоричного отрицания прошлого, история Сахалина подлежит детальному изучению. В книгах, виртуальных архивах стали появляться новые материалы с примечательными историческими фактами, фотодокументами, которые приоткрывают завесу над многими тайнами периода Карафуто. Это было время, когда на сахалинской земле жили совсем другие люди. Как мы знаем, в результате поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг. Япония отторгла Южный Сахалин. Граница между Россией и Японией прошла по 50-й параллели, где были установлены пограничные знаки и посты.
В 1907 году была образована японская префектура Карафуто с центром в Отомари (Корсаков), затем в городе Тоёхара (Южно-Сахалинск). В составе четырёх основных округов имелось 10 уездов, одним из которых был Рутака-гун (гун – уезд). Это территориальное образование включало в себя один город и две деревни с населением в одну тысячу и более человек. Также в состав уезда входило несколько мелких селений. Итак, крупными населёнными пунктами считались: город Рутака (Рутака-мура, причём, мура – село, в котором менее 50 тысяч жителей, а если более 50 тысяч, то называлось си); посёлок Тараннай, (Таранай), посёлок Ноторо, Урю (Кириллово). Кроме того, Рутака (ныне наша Анива) имел ещё просторечное наименование – Расатакамачи, а по документам – Ruuta, но чаще писали Rutaka.
В апреле 1930 года началось строительство железобетонных мостов конструкции с Т-образными опорами. Один мост – Ятори-баси – был построен на линии Рутака – Рандомари (Анива – Яблочное) и три моста – на линии Синба – Ниси Ноторо (Дачное – Крильон) . Томаринай-баси (на реке Ульяновка) был построен в 1933 году. Затраты на его строительство составили 30600 иен. Этот мост имел длину в 50 метров, был самым протяжённым и дорогим на острове. Просуществовал до августа 1981-го, когда его средняя часть разрушилась во время сильного наводнения, вызванного тайфуном «Филис».
К 1935 году в Карафуто было построено 780 деревянных мостов. Один из них находился по дороге на Оотоё (Огоньки) при впадении реки Ямадано-гава (Быстрая) в Рутака-гава (Лютога). Недалеко расположен подвесной мост. Еще один был проложен через реку Рутака-гава (Лютога, гава – река) длинной в 135 метров. Сейчас это автомобильный мост, с которого начинается улица Калинина. Ещё один пролегал и через реку Найча в посёлке Найсяхам, после войны переименованного в Хвостово.
Кстати говоря, улица, которую мы называем Калинина, была главной в Рутаке, в нашем фотоархиве есть её японское фото. И ещё удалось найти снимок улицы в Рыбацком (в настоящее время – Анивская).
Ещё в Рутаке располагались продуктовые склады. Действовало производство по добыче извести, в летние месяцы работал фарфоровый завод, выпускавший большие и малые чашки, чайники, стаканы, всего до 2000 изделий в месяц. Работал кирпичный завод. Был конезавод, поголовье которого составляли 26 племенных лошадей тяжеловесной породы – битюг.
Чем всё это управлялось? В городе было уездное управление, а также находилось управление лесного хозяйства, управление полиции, управление по вопросам переселенцев. К тому же было две школы, одна из них (гимназия) размещалась в храме, другая, построенная в 1915 году – в деревянном, бараке. Всего в районе насчитывалось 26 начальных и средних школ. И связь была. В посёлках действовало девять почтово-телеграфных станций.
О деньгах той поры дают представление монеты 1915 года в ринах и сенах, причём сен равен одной сотой йены, а рин – одной десятой сена. И изображение монет достоинством 10 и 20 сен эпохи мэйдзи (1856 – 1912). Чтобы примерно представить их ценность, приведу стоимость некоторых продуктов в 1937-ом году: 8 кг риса стоили 34 сена, 600 гр. картофеля – 0, 25 сены, 600 гр. яблок – 8 сен, 600 гр. говядины – 70 сен, 600 гр. курицы – 2,3 йены. А тонна угля, к примеру, стоила 13 йен (это была зарплата учителя за месяц). Сены и рины вышли из обращения уже в 1954 году.
Такие монеты вместе с предметами японского быта посудой до сих пор остаются в сахалинской земле, и их время от времени находят местные жители. Мне посчастливилось поучаствовать в раскопках в Углегорском районе, в результате которых мы нашли много разной японской посуды: бутылочки, фигурки, детские игрушки. Собранные предметы я с удовольствием подарила нашему музею.
Здания религиозного назначения
– Во временя Карафуто были построены синтоистские храмы практически в каждом крупном поселении и в большинстве случаев представляли собой большие комплексы различных сооружений. Вход на территорию синтоистских святилищ предваряли тории – символические ворота. Был синтоистский храм и в Рутаке. Назывался он Рутака Хатиман Дзиндзя. Напомню, что синтоизм – это древнейшая японская религия. Её название происходит от слова «синто» – путь богов. В основе её лежит поклонение всевозможным «ками» – сверхъестественным существам, а «дзиндзя» обозначает «дом бога».
Приведу нашумевший случай. В июле 2017-го в нашем городе во время капитального ремонта двора в районе дома №33 по улице Комсомольской нашли японский артефакт. Рабочие вскрывали старое бетонное полотно и на глубине примерно 15 сантиметров обнаружили предмет относительно небольшого размера, который сделан из твердого, тяжелого камня и достаточно хорошо сохранился. Этот предмет оказался ритуальной чашей для омовения.
Такие чаши стояли перед японскими храмами. В них ещё лежали длинные ложки, которыми набирали воду и полоскали рот. Считалось, что уста для чтения молитв должны быть чистыми. Полный перевод иероглифов так и звучит: «Ритуальная чаша с водой для полоскания рта». Сейчас эта интересная находка хранится на территории нашей библиотеки. По тому месту, где эта чаша лежала все эти долгие годы, можно предположить, что японский храм в Рутаке находился на территории анивских Черёмушек.
В Карафуто было много и храмов ямамия, то есть расположенных на горе. В уезде Рутака тоже был такой храм у подножия горы Урю яма (ныне гора Командная), в долине реки Урюм стоял маленький храм Яманоямаками дзиндзя. На простых деревянных тории были повешены плетенные из рисовой соломы лапти ва радзи – ритуальный символ поклонников духа горы, совершавших паломничества к её вершине.
– Известно, что 5 июня 1946 года была создана Южно-Сахалинская область, а вместе с ней – 14 административных районов, и все они получили новые, русские названия. Но не сразу. Есть очень интересный документ, который удалось обнаружить в книге сахалинского историка Игоря Самарина «Об истории переименования населённых пунктов Южного Сахалина и Курильских островов в 1946-1947 годах».
Это постановление Военного Совета Дальневосточного Военного округа № 15 от 20 марта 1946 года «О новых наименованиях районов, городов и районных центров Южного Сахалина и Курильских островов», в котором отмечено: «Район Рутака с центром в городе Рутака переименовать в Айнивский район с центром в городе Айнива по одноимённому Айнивскому заливу. Наименование залива определяет наименование аборигенов – жителей острова – айнов». Согласно документу, из первоначально предложенных 14 названий райцентров только четыре были приняты к утверждению. Названия Айнивский район и город Айнива утверждены не были. Но это подсказывает ещё одну версию происхождения названия нашего города – от айнов, аборигенов Сахалина.
На сегодняшний день краеведческий архив нашей библиотеки пополнился большим количеством новых фотографий старой Анивы: от старожилов города, от друзей из социальных сетей – бывших анивчан, которые давно уехали из города. Много снимков получено из архива областного краеведческого музея.
В своей презентации на Ромахинских чтениях я использовала фотографические изображения Рутаки из архива библиотеки Саппоро, которые нашла через Интернет, а также снимки из книги «Японский альбом Карафуто» авторов Сергея Новопашина и Сергея Первухина.
Меня не перестают удивлять японские тоннели, мосты, фабрики, многие другие сооружения, которые смогли дожить и пережить всё то, что строилось на нашей земле после второй мировой войны, и чьи многочисленные руины я всегда вижу на окраинах наших городов и поселков, когда отправляюсь в путешествия по Сахалину.
Материал с фото подготовлен по презентации Г. Штепа