Сеть социальных учреждений на Сахалине расширилась
– Елена Валерьевна, что собой представляет система учреждений, специализирующихся на работе с пожилыми гражданами?
– На сегодняшний день общая вместимость сети составляет более 1,8 тысячи человек. Дома-интернаты общего типа действуют в Южно-Сахалинске, Макарове, Александровске-Сахалинском, Шахтерске, Томари, Ногликах, а также в Центре медико-социальной реабилитации «Чайка» Холмского района.
При ЦМСР «Чайка» действуют три отделения для пожилых граждан. В поселках Пионеры, Правда и Чехов, где работает отделение «Милосердие» для людей, находящихся на постельном режиме. В прошлом году в поселке Углезаводск Долинского района также открылся филиал Южно-Сахалинского Дома-интерната для престарелых и инвалидов. Первоначально туда поселили 30 человек, но в марте текущего года завершился ремонт дополнительных помещений, и отделение готово принимать новых подопечных.
Помимо домов общего типа, в островном регионе действуют четыре специализированных интерната для людей, страдающих ментальными заболеваниями, – в Южно-Сахалинске (с филиалом в поселке Горнозаводск Невельского района), Углегорске и два в Тымовском районе.
– Какие категории граждан могут претендовать на места в Домах-интернатах? Есть же какой-то возрастной порог, требования и условия?
– Раньше действительно имелись возрастные ограничения, а также обязательным требованием являлось наличие инвалидности. В настоящее время формулировка законодательно изменена (Закон 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». – Прим. авт.) – теперь основным критерием стало признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Человек может не иметь официального статуса «инвалид» (допустим, он лишь недавно перенес инсульт и еще не прошел медико-социальную экспертизу), но помощь в обслуживании ему нужна уже сегодня, и эта «нуждаемость» становится основанием для выделения социального места.
С этой целью при региональном министерстве соцзащиты создана комиссия по определению нуждаемости гражданина в социальном обслуживании. Каждое заявление и личное дело рассматриваются индивидуально. Естественно, приоритет отдается людям в возрасте, одиноко проживающим, инвалидам, не имеющим родственников, способных осуществлять уход за заявителем.
Впрочем, далеко не все люди в подобной ситуации стремятся перебраться в Дом-интернат. Многие предпочитают оставаться дома и проживать самостоятельно, пользуясь услугами социального работника. Их устраивают посещения два-три раза в неделю, помощь в ведении домашнего хозяйства, оплате счетов и т.д.
Другой вопрос, когда человек нуждается в круглосуточном наблюдении и помощи персонала, в том числе медицинского.
– Но ведь Дом-интернат – не медучреждение…
– И тем не менее наши учреждения имеют лицензию на оказание медицинской помощи в определенных рамках. Без этого не обойтись: людям, страдающим, например, сахарным диабетом, требуются инъекции, регулярный прием лекарств. Помимо этого, наши медсестры и фельдшеры могут провести доврачебный прием, осмотр, принять решение о необходимости оказания квалифицированной медицинской помощи. Содействие в получении такой помощи также оказывается, и при необходимости получателей социальных услуг сопровождают в медицинские учреждения областного центра.
– Как происходит оформление в Дом-интернат? Допустим, я пожилой человек, нуждающийся в уходе, что мне делась в первую очередь?
– Первый шаг – обращение в отделение соцзащиты по месту жительства. Можно обратиться лично, по телефону или попросить передать информацию родственников, знакомых, соседей. В случае, когда заявитель не может прийти в отделение, специалист посетит его сам и разъяснит, что такое социальное обслуживание, где и в каких условиях предстоит проживать, расскажет об условиях оплаты, составит акт обследования материальных и жилищно-бытовых условий, ответит на вопросы. Словом, заявитель получит детальную консультацию и перечень документов, которые необходимо представить. На основании этого формируется личное дело, которое направляется в министерство на рассмотрение комиссии.
– Перспектива сбора документов вводит маломобильных граждан в ступор. Могут ли они рассчитывать на содействие в этом вопросе?
– Разумеется. Вся необходимая помощь будет обеспечена. При необходимости социальные работники предоставят транспорт (у нас действует услуга «Инватакси»), сопроводят в поликлинику или вызовут врачей на дом.
– Вы упомянули, что проживание в Домах-интернатах платное. Во сколько оно обходится?
– В соответствии с законом до 75% доходов (в нашем случае пенсии) отчисляется на счет учреждения в качестве оплаты социальных услуг, остальное – остается в личном пользовании.
– Есть ли у человека возможность выбирать место пребывания? Или распределение ведется строго по месту жительства?
– Возможность выбора есть. Практика показывает: люди чаще нацелены перебраться поближе к областному центру. Причем, предпочтение никак не связано с условиями проживания: мы уделяем равное внимание всем учреждениям, везде сделаны капитальные ремонты, обновлена материально-техническая база, организован досуг, есть спортзалы, комнаты для прикладного творчества, библиотеки, швейная мастерская, компьютерный зал.
Наши получатели социальных услуг регулярно выезжают на экскурсии, природу, культурно-массовые мероприятия. В Макарове, например, директор увлекается зимней рыбалкой и активно приобщает к такому отдыху своих подопечных.
– А если человек пожил в Доме-интернате и решил вернуться домой? Или просто решил перебраться в аналогичное учреждение в другом районе?
– Конечно, у него есть такая возможность. Существуют порядок отчисления, порядок перевода. Подобные случаи были. Женщина из Холмска очень хотела в Дом-интернат в Южно-Сахалинске, пожила, не понравился климат, вернулась в Холмский район. Кто-то не может освоиться в социальном учреждении: как бы мы ни старались сделать проживание и условия комфортными, ритм жизни в Доме-интернате не похож на домашний. В этом случае человек пишет заявление на отчисление и возвращается в родные стены, а социальные услуги получает уже на дому, в рамках, которые может обеспечить приходящий социальный работник.
– При переезде в социальное учреждение как решаются вопросы с квартирой?
– Если речь о муниципальной квартире, через какое-то время она возвращается в собственность муниципалитета. Там существует определенный порядок, чтобы у человека было время определиться, передумать. А приватизированное жилье оставляют на родственников: как правило, даже у одиноких людей, за которыми некому ухаживать, находится родня, готовая позаботиться об их квартире.
Впрочем, жилищных вопросов мы касаемся только в случае, если гражданам, проживающим в Домах-интернатах, нужна помощь соцработника, чтобы своевременно вносить квартирную плату.
– И в заключение вопрос о пожилых людях, которым просто одиноко и хочется общения. По закону эта категория не может рассчитывать на социальную помощь?
– Дома-интернаты действительно рассчитаны именно на нуждающихся людей. А что касается общения и организации досуга, такие услуги оказывает дневное отделение при Центре социального обслуживания населения Сахалинской области. Туда приходят немало пожилых людей, они общаются, выходят на природу, на экскурсии, в зоопарк, занимаются творчеством. Там есть несколько направлений – рукоделие, танцы, пение, робототехника, компьютерные курсы, где наши бабушки и дедушки не просто изучают компьютер, но и выезжают на конкурсы регионального и федерального уровня. У любого человека существует потребность пребывать в социуме, мы стараемся обеспечить пожилым такую возможность.