Для исполнительного директора «Грин Агро Сахалин» понедельник 15 июля выдался напряжённым. Прибыла делегация общественников из Троицкого и Ново-Троицкого с представителями администрации округа. Два часа Владимир Балухта возил на микроавтобусе и водил их по животноводческому комплексу. Показывал этапы утилизации коровьего навоза. Кстати, подобная экскурсия уже проводилась в конце мая. Как и тогда, гости всё внимательно осматривали, задавали множество въедливых вопросов и прислушивались к собственным обонятельным ощущениям: откуда веет гнилостно-аммиачной вонью? И нашли основной источник.
Общественницы Ольга Орлова, Мария Тутикова, Анна Костева и другие рассказали, что началось всё в марте. Чаще всего на запах жалуются жители «Невельского городка» и района детского сада в Троицком. В Ново-Троицком – «Мечтаево».
– Каждый день гуляю с собакой, как подует ветер, запах обычно ощущается в 8–9 вечера. Была в субботу в Ново-Троицком, несло аммиачной вонью.
– Перед сном открываю окно, сложно засыпать в духоте, но ночью иной раз приходится просыпаться от дурного запаха.
– Очистные сооружения ближе к «Невельскому городку». Недавно прогуливались там с друзьями, запаха не было, но как подуло со стороны коровников, все сразу почувствовали зловоние.
– Бывает, что при проветривании вместо свежего воздуха дом наполняется вонью, проникающей везде и всюду. Дети отказываются от еды.
– Я выросла в деревне, у нас были две коровы, так что в состоянии отличить запах навоза от других неприятных «ароматов».
Управляющий делами администрации округа Алексей Баяндин, который тоже живёт в Ново-Троицком, отметил, что ещё ни разу скверный запах его не беспокоил. Эпизодичность появления лишний раз подтверждает, что при строительстве предприятия не была просчитана роза ветров. В этой части Сахалина чаще всего дует с севера на юг. А теперь остаётся найти оптимальное решение этой проблемы с применением передовых технологий. А Ирина Попова рассказала о публикации, рассказывающей об интересном опыте на одной из ферм, где применяют ванильную добавку к кормам. И теперь там пахнет карамелью.
В одном из коровников общественники убедились, что запах там вполне терпимый, бурёнок содержат в чистоте, к тому же холодным способом, то есть с открытыми ставнями и дверями – зимой и летом. Прикрывают только в сильную непогоду. Навоз на поверхности не задерживается, убирается скрепером с навозных проходов вниз, в закрытый канал. Владимир Балухта пояснил, что в тепле коровы начинают болеть. А их круглогодичное пребывание в стойле обеспечивает стабильные надои.
Информация по каждой бурёнке вносится в электронную базу данных: состояние здоровья, дата осеменения, сколько даёт молока. Если мало, животное идёт на мясо. Сотня голов недавно была отбракована, что временно отразилось на общей продуктивности стада. Средний суточный надой на голову – 25–26 кг за две дойки. Планируется перейти на три, поэтому на сельхозпредприятии начали строить доильную карусель. Молоко имеет высокие показатели плотности и содержания белка, его берут для производства творога.
Ожидается, что суточные надои вырастут до 30–32 кг на корову. Ведь в Приморье показатель составляет 36 кг, там планируется построить ещё один комплекс на 5 тысяч голов.На Сахалине поголовье тоже будет увеличиваться.
В сельхозпредприятии создано 135 рабочих мест, в коллективе нет иностранцев, все россияне. Случайные люди отсеиваются, остаются те, кто действительно хочет работать. Средняя заработная плата – 55–56 тысяч рублей. С помощью «Зелёной планеты» сотрудников обеспечивают жильём. Когда построят молокоперерабатывающий завод, появится ещё 250 рабочих мест. Приобретено новое немецкое оборудование и техника на 1,5 млрд рублей.
Экскурсанты заглянули в телятник, полюбовались на трогательные создания, которых выращивают тоже холодным способом. Осмотрели силосную площадку, где пахло совсем не плохо, лишь кисловато. Зашли в строящийся цех сепарации навозных масс (разделения на жидкую и твёрдую фракции). Там осталось завершить монтаж электрической части, запуск – примерно через месяц. Гостей предупредили, чтобы не наступали на деревянные щиты, закрывающие глубокий ров.
«Триюн» – проверенное средство
А ещё делегацию доставили к корпусу предлагуны, в недрах которой скапливаются навозные массы, а далее направляются в плёночную лагуну с датчиками наполняемости. Вместимость – 25 тысяч литров. К этому сооружению гости тоже проследовали. По информации исполнительного директора, есть ещё три лагуны, которые пока что не используются, а в эту добавляется биополимер «Триюн» американского производства. Он снижает выбросы аммиака от навоза более чем на 50%, улучшая качество воздуха. Применяется, например, в густозаселённой Московской области, то есть проверенное средство.
– Когда стали поступать жалобы на запах, мы доставили на Сахалин целую тонну биополимера. Для этой лагуны по нормативу достаточно 250 литров, а мы налили 350. Эффект проявится через пару месяцев. Будем также обрабатывать реагентом и навозные проходы в коровниках, посмотрим, что такая мера даст, – поведал гринагровец.
К тому же «Триюн» уменьшает механические примеси, предотвращает образование корки. Повышает урожайность, если навоз используется в качестве удобрения, поскольку сохраняет питательные вещества в почве. Через год содержимое лагуны, уже без сильного запаха, вывезут на дальние поля, в том числе в Успенском, бывшем военном совхозе в Петропавловском. Отсепарированную твёрдую фракцию отвезут в «гнилой угол» с бедной почвой – далеко от двух крупных сёл округа, после чего на той земле проведут мелиоративные работы для дальнейшего использования.
Возле лагуны общественницы ощутили узнаваемый аммиачный запах. Отсюда им и накрывает жилые кварталы. И поинтересовались, нельзя ли над резервуаром установить купол с фильтрацией воздуха. Владимир Балухта ответил, что в компании об этом задумываются, проектировщики прорабатывают варианты, чтобы газы не скапливались. Но о конкретных сроках пока говорить рано.
Делегатки отметили, что жители двух сёл активно звонили только в течение двух месяцев, а теперь решили, что это больше не имеет смысла. На что им тут же возразили: каждый звонок важен, чтобы изучить все нюансы, посмотреть, что ещё можно сделать, может быть, подкорректировать технологию. В места, из которых поступало больше сигналов, направляли бухгалтеров для проверки, поскольку они чувствительнее к запаху навоза, чем люди, работающие в коровниках. Опрашивали и других работников, проживающих в Троицком и Ново-Троицком.
Исполнительный директор заверил, что в компании серьёзно относятся к проблеме запаха. Изданы приказы, назначены ответственные, если не выполнят поручения, к ним применят взыскания. А делегаты пожелали животноводам, чтобы их предприятие процветало и развивалось, но при этом давало возможность дышать чистым воздухом.
С. Захарова (фото автора)