В гагаринском детском саду уделяют трепетное внимание «особым» детям

8 октября 2022, 07:00Образование и наука
Фото:

Учат говорить красиво и правильно

В анивском детском саду им. Ю.А. Гагарина два года назад были созданы группы для детей с нарушением речи. Логопед детского сада № 1 Анастасия Пономарёва работает здесь больше десяти лет, имеет высшую педагогическую категорию, а также награды местного, областного и всероссийского уровней, среди которых Почётная грамота министерства просвещения РФ за добросовестный труд, достижения и заслуги в сфере образования, диплом правительства Сахалинской области за значительный вклад в развитие дошкольного образования. Несколько лет назад она участвовала и победила в районном конкурсе «Учитель года». И поделилась мыслями о специфике работы.

– Анастасия Васильевна, расскажите немного о себе и почему решили стать логопедом?

– Не думала, что выберу эту профессию. Изначально окончила Сахалинский государственный университет по специальности «учитель начальных классов». Училась с отличием, получила красный диплом. По совету мамы поступила во второй вуз на логопеда. Потом устроилась на работу в детский сад им. Ю.А. Гагарина. Казалось, что будет сложно и вообще это не моё. Но с годами поняла, что люблю свою работу.

Здесь тружусь больше десяти лет, имею высшую педагогическую категорию, а также различные награды местного, областного и всероссийского уровней, среди которых Почётная грамота министерства просвещения РФ за добросовестный труд, достижения и заслуги в сфере образования, диплом правительства Сахалинской области за значительный вклад в развитие дошкольного образования. Несколько лет назад участвовала и победила в районном конкурсе «Учитель года».

– Какие проблемы существуют у детей, посещающих эти группы?

– Начнём с того, что в районе два дошкольных заведения, в которых созданы специализированные группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это детский сад имени Ю.А. Гагарина в Аниве и «Радуга» в Троицком. В нашем учреждении в 2020-м открыли три группы для детей с нарушением речи, в каждой из которых по 12 человек. С ними работают 6 опытных воспитателей. С каждым годом ребят с такими проблемами становится всё больше, есть и тяжёлые случаи.

Если раньше наблюдали дефекты четырёх или пяти звуков в произношении, то сейчас встречается до восьми. Кроме этого, нарушен лексический и грамматический строй речи, у детей бедный словарный запас, неправильно согласовываются слова в предложениях. Поэтому используем особые методы обучения. В первую очередь, индивидуальный подход.

Из-за того, что в группе не более 12 человек, мы можем каждому ребёнку уделить должное внимание на занятиях, что положительно сказывается на результате.

– Как построена работа логопеда и воспитателей в этих группах? Какой в итоге результат?

– В первой половине дня основную работу ведёт учитель-логопед. Дальше подключаются воспитатели и проводят занятия по нашим рекомендациям. Это отработка изолированного произношения звука в слогах, словах, введение звука в речь. На это уходит не так много времени, но закрепляет пройденное. То есть фактически ребёнок целый день погружён в тренировки правильного произношения, чтобы, выйдя из моего кабинета, он не утерял свои навыки, а продолжил их развивать с воспитателями. В течение дня малыш выполняет рекомендации логопеда, а если и родители подключаются к процессу, эффект более заметен.

Исходя из такой практики, выпускники дошкольного заведения имеют высокий и средний уровень речевого развития, что позволяет им быть успешными в школе, в особенности на таких предметах как «русский язык» и «чтение».

– Занятия проходят только в кабинете логопеда?

– Нет. Часто у ребят с подобными нарушениями имеются проблемы с вниманием, памятью, мышлением и т.д. Для формирования речевых навыков необходима база, которая включает вышеперечисленное. В свои занятия обязательно ввожу игры и задания, направленные на развитие высших психических функций. Также, имея музыкальное образование, отрабатываю с детьми слуховое внимание, играя на клавишном музыкальном инструменте.

Свою работу выстраивают и воспитатели, которые помогают развить творческий потенциал, расширить границы окружающего мира воспитанника. Например, организуют выезды на экскурсии в конноспортивный клуб или в музей, если тема посвящена животному миру или истории. Если тема касается профессии, то идём на экскурсии в рабочие организации. Например, в анивское почтовое отделение, Дом культуры и т.д.

Также ребята участвуют в конкурсах рисунков и другом декоративно-прикладном творчестве.

– Как проявляются проблемы с речью у взрослого, если они не были исправлены в детстве?

– Если не проводить ту или иную работу, то «неправильные» звуки прочно закрепляются в речи и становятся нормой для человека. Это, безусловно, скажется на его дальнейшей жизни в социуме. Поэтому, чтобы этого не допустить, необходимо своевременно оказать помощь и исправить нарушения в детском возрасте, к чему должны внимательно подойти родители.

К тому же, сейчас работа над дефектами речи ведётся на более высоком профессиональном уровне, нежели раньше. Воспитатель, логопед и психолог действуют сообща, если нужно, подключается и дефектолог. Когда-то на весь район был только один логопед, сейчас – в каждом дошкольном заведении.

– Как родители могут увидеть у ребёнка положительный результат?

– Существует несколько приёмов. Один из таких, когда в начале учебной программы ребёнок рассказывает стихотворение на аудио или видеозапись, а потом через год повторяет снова. Так педагоги и родители могут пронаблюдать изменения в речи, оценить динамику и, конечно, работу логопеда.

К логопеду нужно обратиться, если…

  • Начиная с 7–8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы: «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.
  • В 1 год малыш не произносит 8–10 слов типа «кис-кис», «ням».
  • В 2 года ребёнок не разговаривает.
  • В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2–3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
  • До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.
  • К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».
  • К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.
  • К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
  • После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».
  • После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…).
  • К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса.
  • В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно.
Авторы:Беседовал Иван Кулезин