По решению правительства области создаётся учреждение с длинным названием – «Научно-производственный центр испытаний и компетенций в сфере развития беспилотных авиационных систем и средств защиты от их противоправного применения «Крылья Сахалина». Его учредителем станет региональное министерство цифрового и технологического развития. Такую инициативу на очередном заседании поддержали депутаты региональной Думы, сообщает департамент информационной политики.
Цель создания научно-производственного центра беспилотной авиации «Крылья Сахалина» разъяснил председатель правительства Сахалинской области Алексей Белик:
– Производство и использование беспилотников – одна из самых перспективных отраслей экономики. У Сахалинской области уже есть серьёзный задел в этом направлении. Мы наладили серийный выпуск дронов разных моделей. Одни применяются в зоне специальной военной операции. С помощью других наши школьники в рамках региональных образовательных программ изучают новую специальность – «оператор беспилотных авиационных систем». В России примерно 40 тысяч школ. Многим из них потребуются беспилотники для обучения ребят. Это потенциальный рынок на сумму более 62 миллиардов рублей. Сахалинской области важно занять на нём лидирующие позиции. Это возможность реализовать свои таланты для технически одаренной островной молодёжи, высококвалифицированные рабочие места и налоги.
Создать в стране сеть центров беспилотных авиационных систем в июне прошлого года поручил Президент Российской Федерации Владимир Путин. Речь шла об их работе по принципу «одного окна» с функциями поддержки проектирования, испытаний, производства и подготовки к сертификации – в рамках формирования национального проекта. Вот и появится такое учреждение у нас в островном регионе. НПЦ «Крылья Сахалина» начнёт работать до конца марта. А уже в августе планируется запустить производство некоторых оригинальных компонентов дронов.
– В состав НПЦ войдёт лабораторно-исследовательское подразделение, лётно-испытательный комплекс, центр коллективного доступа для разработки и производства дронов, учебный центр, а также первая дальневосточная беспилотная авиакомпания. Организация будет проектировать, испытывать и производить дроны. Также её сотрудники займутся разработкой нормативной документации, которая позволит регулировать использование беспилотников и пресекать их противоправное применение, – отметил министр цифрового и технологического развития Сахалинской области Александр Снегирёв.
Лётные испытания резиденты НПЦ «Крылья Сахалина» будут проводить на аэродроме «Пушистый» в Корсаковском районе.
– Сахалинские беспилотники применяют для доставки малых грузов с медицинскими целями. Есть планы использовать для ледовой разведки, поиска заблудившихся людей, очагов лесных пожаров. Можно выполнять и другие задачи малой пилотируемой авиации, причём с экономией затрат, я. Но гораздо дешевле. Час эксплуатации вертолета или самолета стоит гораздо дороже работы беспилотника. А это прямая экономия бюджетных средств, – подчеркнул руководитель пресс-службы администрации округа Алексей Самофалов.
С 10 по 21 июля у нас в островном регионе состоится ежегодный проектно-образовательный интенсив «Архипелаг» для индивидуальных участников, стартапов, регионов и вузов, которые занимаются проектами в сфере новых технологий. Мероприятие будет посвящено развитию авиационных и морских беспилотных систем, а также вопросам энергетического перехода и водородных технологий, искусственного интеллекта и современных систем управления регионом на его основе.
Как наша газета «Утро Родины» уже рассказывала, учителю математики первой школы Юрию Архипову (приехал на Сахалин из Казани) идея губернатора области по обучению школьников управлению дронами очень понравилась. Чтобы её наилучшим образом воплотить, а заодно проторить дорогу другим, он пересмотрел школьную программу по технологии, разделил на обязательную и внеурочную части, причём, всё в рамках государственных регламентов.
– Для учеников с 5 по 9-й классы получилось четыре блока, которые можно компоновать и перераспределять между преподавателями. В первой четверти они с ребятами занимаются моделированием, то есть строят модели виртуально и физически, создают визуализацию. Начинают с простых деталей, художественных элементов, переходят к элементам посложнее, связкам между ними. Разрабатывают трёхмерные модели дронов. Отдельные части корпуса могут распечатать на 3D-принтере. Во вторую четверть учатся программировать, чтобы заставить свою модель летать. Для этого используются виртуальные симуляторы программирования в игровой системе. В третьей четверти – пишут программы для дронов. И те летают: сперва в симуляторе, затем – на «поле» стола для робототехники. На заключительном этапе сравнивают учебные запуски с реальной жизнью, где и ветер влияет, и непредвиденные факторы обрушиваются, . – поведал педагог.
Для тех, кому хочется большего, например, научиться управлять дроном вручную, есть внеурочная деятельность. А там «офисная» система: пришёл, сам себя озадачил и приступил к самостоятельной работе. Учитель – помощник и наставник.