Говорят, если не экстрасенс, ауру не увидеть. Зато можно почувствовать, вот как у Юрия Архипова – учителя математики СОШ № 1. Ощущается на расстоянии и чуть ли не материально – как сильное энергетическое поле, сгенерированное жаждой жизни и познания, любовью к близким и окружающему миру, увлечённостью любимым делом и поиском новых путей. Преподавание математических наук Юрий Владимирович сочетает с уроками по управлению дронами, работой с нейросетями и занятиями по робототехнике. Тем самым решительно двигает технический прогресс в стенах первой школы.
Семья из Казани
В 2011-м Юрий Архипов окончил мехмат (механико-математический факультет) Казанского (Приволжского) федерального университета. Через год женился на выпускнице этого же вуза. И ещё каких-то 4,5 года назад жил с супругой и дочкой в столице Татарстана. Как оказался на Сахалине, рассказывает прочувствованно, с жаром, да и есть чем поделиться, жизненный багаж получился ярким.
После окончания университета он не сразу пошёл в педагоги, испробовал разные виды деятельности и даже в зоопарке заведовал отделом ихтиологии. Судьба привела в Казанскую кадетскую школу-интернат им. Героя Советского Союза Б.К. Кузнецова, где и осознал: педагогика – то, что ему нужно, к тому же имеет социальную важность.
Потом были ещё две школы – «гражданские», чтобы работа была поближе к дому. Летом занимался организацией смен для оздоровительного отдыха детей.
Одним словом, был востребован, очень хорошо зарабатывал. Но сердце отчего-то потихоньку ныло.
– Жизнь в мегаполисе проходит в быстром ритме, сопряжена со стрессом, только на дорогу до дома тратишь по часу. На себя самого, семью с каждым годом времени остаётся всё меньше. И тут пришёл ковид, объявили строгий карантин. Все сидели по домам, что стало испытанием для многих семей. У нас-то квартира большая, могли по комнатам разойтись. И немного гуляли, далеко не отходя от подъезда, – поведал педагог.
А однажды с Сахалина позвонил друг, рассказал, что работает в школе в Аниве, позвал на вакантное место. И они с супругой задумались...
«Влипли» всей семьёй
– Из окна шестого этажа красивая казанская даль видна лишь между домами. А тут остров, что так и запало в душу. Просмотрел ролики в сети, они были в основном про островную столицу, про Аниву нашлась парочка, и то не первой свежести. Посмотрел по карте – море рядом. Созвонились с директором первой школы Александром Николаевичем Ивановым – человеком рассудительным и интересным. И мы поехали. Вещей с собой набрали на целую фуру, как чувствовали, что надолго. Супруга Гузель Зульфатовна тоже работает в нашей школе учителем математики, – рассказал педагог.
Сошли с самолёта в Южно-Сахалинске 11 августа 2020 года. Анива оказалась гораздо лучше виртуальной – чистой и уютной, с тишиной на улицах, поющим птицами, которых в мегаполисе не услышать. И очаровывающей природой вокруг, живописными сопками, морскими берегами, рекой. А когда через год съездили в Казань в отпуск, то поняли: больше не хотят жить в мегаполисе, в малом городе им показалось лучше. Увлеклись путешествиями по острову. Одним словом, заболели Сахалином, влипли.
«Дроноведенье»
В первой школе Юрию Владимировичу довелось окончить немало курсов повышения квалификации, составивших длинный список. По его словам, это в разы больше, чем за 8 лет в Казани. В том числе – «Основы работы с беспилотными летательными аппаратами: конструирование, программирование, пилотирование».
Идея губернатора области по обучению школьников управлению дронами учителю из Казани очень понравилась. И чтобы её наилучшим образом воплотить, а заодно проторить дорогу другим, пересмотрел школьную программу по технологии, разделил на обязательную и внеурочную части, причём, всё в рамках государственных регламентов.
Для учеников с 5 по 9-й классы получилось четыре блока, которые можно компоновать и перераспределять между преподавателями. И пока в течение учебного года они обкатаются, можно будет доработать и предложить региональному министерству образования.
Юрий Владимирович пояснил, как всё происходит. В первой четверти они с ребятами занимаются моделированием, то есть строят модели виртуально и физически, создают визуализацию. Начинают с простых деталей, художественных элементов, переходят к элементам посложнее, связкам между ними.
Разрабатывают трёхмерные модели дронов. Отдельные части корпуса могут распечатать на 3D-принтере. Во вторую четверть учатся программировать, чтобы заставить свою модель летать. Для этого используются виртуальные симуляторы программирования в игровой системе. В третьей четверти – пишут программы для дронов. И те летают: сперва в симуляторе, затем – на «поле» стола для робототехники. На заключительном этапе сравнивают учебные запуски с реальной жизнью, где и ветер влияет, и непредвиденные факторы обрушиваются.
Для тех, кому хочется большего, например, научиться управлять дроном вручную, есть внеурочная деятельность. А там «офисная» система: пришёл, сам себя озадачил и приступил к самостоятельной работе. Учитель – помощник и наставник. За неделю бывают не менее 30 человек. Есть ещё консультации, где ребята тоже занимаются, если не укладываются за время урока, доделывают задания.
Нейросети и робототехника
– А ещё ученики имеют разные склонности. Одного больше интересует программирование, другого – моделирование. Третий лучше всех тестирует модели и выдаёт рекомендации по доработке. Есть парни, которым лишь бы что-нибудь спаять, соединить, смастерить.Одним словом, разделение труда. Одна из школьниц, мечтающая стать дизайнером, за три месяца разработала проект пляжного домика вплоть до мелких деталей. А кто-то готов заниматься продвижением товара. Для этого хорошо бы уметь задавать правильный вопрос нейросети. А у нас в школе мы каждый год изучаем разделы по работе с нейросетями, – рассказал Юрий Архипов.
Он научил школьников создавать изображения под свои запросы, изменять собственные фото, используя для этого хорошие и бесплатные российские нейросети из общего доступа.
В прошлом учебном году Юрий Владимирович с двумя учениками, кстати говоря, новичками в робототехнике, участвовал в областных соревнованиях по этому направлению с Mbot2, ребят подготовил недели за три, и они заняли третье место. Потом были ещё три ученицы – из 6-го, 8-го и 9-го классов, с которыми участвовали в фестивале-квантуме по программированию дронов на базе «Кванториума» в Южно-Сахалинске, собравшем две сотни конкурсантов из 8 регионов, заняли второе место.
Привычка к осмыслению
На уроках математики, алгебры и геометрии он предлагает школьникам решать реалистичные задачи. Например, рассчитать платежи по ипотеке, или сколько обоев понадобиться для ремонта. А под это уже идут разделы предмета.
Примечателен и его взгляд на систему образования:
– За сотню лет назад в укладе жизни целых поколений почти ничего не менялось. А теперь одно поколение отличается от другого, нынешних детей уже и обучать нужно иначе, поэтому классная система образования (когда разные учителя по каждому предмету) нуждается в обновлении. Ведь когда нам в детстве говорили, что так надо, мы не сомневались или хотя бы в открытую не возражали, авторитет старших был непререкаем. Говорю про своё поколение, мне 36 лет. А современные дети не только спрашивают, зачем им это, но и ответы «надо» да «пригодится» их не устроят. Им нужно подержать в руках, удостовериться. А как применить, придумают сами.
Что ж, по-мужски смело, и в то же время – с пониманием к подрастающему поколению. При этом в русле наших традиционных ценностей.
В общественную жизнь Анивы Юрий Архипов тоже влился, участвует в мероприятиях для активных граждан, субботниках. Награждён грамотами от руководства школы, администрации и Собрания округа. И за сравнительно небольшое время работы на Сахалине удостоится областной награды – памятного знака губернатора к 75-летию Сахалинской области.