Имя этого человека чтут и помнят анивчане. Он проработал председателем райисполкома 13 лет и внёс весомый вклад в развитие района. 12 декабря 2018 года ему исполнилось бы 100 лет, и это хороший повод рассказать о трудовом и жизненном пути славного земляка, ставшего примером для нескольких последующих поколений анивчан.
В составе 302-го отдельного стрелкового полка 101-й стрелковой дивизии Дальневосточного округа в должности заместителя командира батальона участвовал в освобождении Южного Сахалина и Курильских островов от японских захватчиков, за что награждён медалью «За победу над Японией».
Со своей женой Марией Александровной Степан Николаевич познакомился после войны: «Я жила и работала в Коми АССР. Там мне нравилось, и ни о каких далёких островах в океане я не мечтала», – вспоминает Мария Александровна. «В войну я, мои братья и мать жили тяжело, выручала тайга грибами-ягодами да река, что давала рыбу. Окончилась война. Радости не было конца, и вот однажды к нам приехал бывший учитель, фронтовой офицер Степан Пудов. Мы раньше знали друг друга, быть может, поэтому симпатия вспыхнула с новой силой. Решили пожениться. А после свадьбы нам надо ехать на далёкий остров Матуа, в воинскую часть мужа».
Они не подозревали, что это был вулкан и жить на нем опасно…
«С утра муж уходил в полк, а я принималась обустраивать нашу ветхую комнату», – делилась воспоминаниями Мария Александровна. – «Настроение было отличное: война кончилась, мы были молоды, всё счастье впереди. Ничто не предвещало беды. Но однажды ночью нас разбудил страшный взрыв. Показалось, что остров взорвался и качнулся. Мы выбежали на улицу. Вершина горы была вся в огне и искрах. Они то разгорались, то затухали. А гора тяжело дышала и охала. Степан убежал в полк. «Надо спасать людей!» – бросил он на ходу…». «Так продолжалось не один день. Однажды я увидела, как из кратера вырывается и течёт, словно огненная река, раскалённая лава. Она угрожала посёлку. В это время ко мне подбежал солдат и крикнул: «Бросайте всё и бегите в порт! Там корабли…». Когда я прибежала в порт, кунгасы и лодки уже вовсю перевозили людей на корабли, стоявшие на рейде. В голове лишь одна мысль: что с мужем, где он? Одно я знала: он спасал людей».
Корабль доставил Марию в Отомари (Корсаков), затем по железной дороге она добралась до Отани (Сокол), где её приютила знакомая фронтовая семья. Долгое время она ничего не знала о муже. Две недели ходила встречать каждый поезд, а затем перестала...
Степан вернулся к любимой жене с последним составом с переселенцами из Матуа. Случилось так, что плашкоут выбросило на камни, и люди остались в воде. Тогда пришло сообщение о гибели Степана Пудова, но, к счастью, он спасся. Он не уехал с острова, пока не отправил всех людей. Так был воспитан человек, что думал прежде всего о подчинённых, а потом о себе.
Эта трагедия не охладила любовь офицера-фронтовика к островному краю. Он навсегда связал с ним свою судьбу.
«Я – хозяин! На мне ответственность!»
После увольнения в запас в 1947 году С.Н. Пудов остался на Сахалине. Сначала работал инструктором, заместителем заведующего отделом Южно-Сахалинского горкома партии, инструктором Сахалинского обкома КПСС, первым секретарём Поронайского горкома партии. После окончания Хабаровской краевой двухгодичной партийной школы с 1954 по 1958 г.г. работал первым секретарём Северо-Курильского райкома КПСС, а с 1959 по 1965 г.г. – председателем Макаровского райисполкома.
Наиболее интересные события были связаны с его продолжительной работой председателем Анивского райисполкома (с января 1965 по декабрь 1978 года). Степан Николаевич Пудов неоднократно избирался членом обкома КПСС, депутатом областного и районного Советов народных депутатов. Анивский район в этот период времени имел репутацию одного из самых благополучных на Сахалине, неоднократно выходил победителем во Всесоюзном соревновании. При Степане Николаевиче Анива была отстроена почти заново: благоустроенные жилые массивы, школы, предприятия быта. До 30 процентов сельскохозяйственной продукции, собранной в области, производили анивские земледельцы.
А животноводы в летний пастбищный сезон сдавали до 100 тонн молока в сутки. Его утренние обходы часто заканчивались вызовом нерадивых руководителей «на ковер». Разговоры с подчиненными вел по-деловому. Иногда жёстко. Это хозяйское отношение к району, напористость, умение привлечь внимание к проблемам – позволило добиться отличных результатов в сельском хозяйстве, строительстве и других сферах. Степан Николаевич часто говорил: «Я – хозяин! На мне ответственность!».
В. С. Максименко, бывший архитектор Анивского района: «Много можно говорить об этом человеке, его удивительной работоспособности. К 8 утра он успевал обойти полгорода, а чтобы уйти с работы в 18.00, как положено по графику, – такого не припомню. Время было особое. Область стремительно развивалась, а вместе с ней и наш район. В рабочих кабинетах засиживались допоздна, а иногда расходились далеко за полночь. Я, молодой человек, быстро утомлялся – тяжелела голова, а Степан Николаевич, как ни в чём не бывало, невозмутимо пил чай и шутил: «Ещё часок посидим – и по домам».
П. Г. Рязанов, Почётный гражданин Анивского городского округа: «Бесспорно, это была яркая, неординарная личность. Меня, например, всегда поражала глубокая осведомлённость Пудова в самых разных вопросах. Скажем, на заседании исполкома или на сессии райсовета обсуждаются проблемы капитального строительства, он вполне профессионально ведёт разговор со строителями. И точно также – по любой другой отрасли района, будь то животноводство, школьная жизнь или бытовое обслуживание».
Валерий Богатёнок, член Союза журналистов России, работал в редакции газеты «Утро Родины»: «Невысокого роста, в модной тогда «олимпийке», Степан Николаевич регулярно обегал окрестности нашего небольшого городка. Он всегда старался «держать форму». Но утренние пробежки Пудова имели свои нюансы. Глаз руководителя района метко подмечал все огрехи на улицах города. Частенько его рабочий день начинался фразой, обращенной к секретарю: «Коммунальщиков ко мне!». Провинившиеся покидали кабинет с красными от напряжения лицами, судорожно вытирая платками пот. Председатель умел снимать стружку. Возвращался домой Степан Николаевич через… магазины. «Хозяин проверять пошёл», – шептали анивчане. Наиболее проворные спешили предупредить продавцов. Да разве от Пудова что скроешь! Одним словом – хозяин».
Степан Николаевич по праву мог гордиться своей семьёй. Жена Мария Александровна много лет проработала в Анивском КБО швеёй, дети – сын Владимир и дочь Ольга – закончили Томский политехнический институт. Он был хорошим семьянином, привил детям трудолюбие и любовь к островному краю. 15 февраля 1979 года на 61-м году жизни С.Н. Пудова не стало.
За свои дела Степан Николаевич награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, дважды – орденом «Знак Почёта». Переименование улицы Вокзальная в Аниве в улицу С.Н. Пудова – наилучшая память о человеке, отдавшем свою силу и энергию развитию Анивского района. Однако, считаю, что именные улицы, скверы должны иметь особые «знаки отличия». К сожалению, через десятилетия многие люди уже не могут вспомнить, почему улица им. С.Н. Пудова и сквер им. И.И. Закомолдина носят такое название. Думаю, что со мной согласятся анивчане в том, что в начале улицы и в сквере должна быть табличка с информацией о людях, судьбы которых так или иначе связаны с историей, судьбой нашего города.
Г. Штепа, (по материалам краеведческого архива ЦБС)
Материал был опубликован в газете «Утро Родины» в №№ 159-160 (10708) за 24 ноября 2018 года.
https://aniva-utro.ru/zamechatelnye-zemlyaki/istinnye-zvaniya-prisvaivayutsya-narodom/