Добрый след – добрая память

13 августа 2021, 20:57Замечательные земляки
Фото:

Аллея памяти: Степан Николаевич Пудов

Имя этого человека чтут и помнят анивчане. Он проработал председа­телем райисполкома 13 лет и внёс весомый вклад в развитие района. 12 декабря 2018 года ему исполнилось бы 100 лет, и это хороший повод рассказать о трудовом и жизненном пути славного земляка, ставшего примером для нескольких последующих поколений анивчан.
Фронтовик
В составе 302-го отдельного стрел­кового полка 101-й стрелковой дивизии Дальневосточного округа в должности заместителя командира батальона уча­ствовал в освобождении Южного Саха­лина и Курильских островов от японских захватчиков, за что награждён медалью «За победу над Японией».
Со своей женой Марией Алексан­дровной Степан Николаевич познако­мился после войны: «Я жила и работала в Коми АССР. Там мне нравилось, и ни о каких далё­ких островах в океане я не мечтала», – вспоминает Мария Александровна. «В войну я, мои братья и мать жили тяже­ло, выручала тайга грибами-ягодами да река, что давала рыбу. Окончилась во­йна. Радости не было конца, и вот од­нажды к нам приехал бывший учитель, фронтовой офицер Степан Пудов. Мы раньше знали друг друга, быть может, поэтому симпатия вспыхнула с новой силой. Решили пожениться. А после свадьбы нам надо ехать на далёкий остров Матуа, в воинскую часть мужа».
Они не подозревали, что это был вулкан и жить на нем опасно…
Трагедия острова Матуа
«С утра муж уходил в полк, а я принималась обу­страивать нашу ветхую комнату», – делилась воспоминаниями Мария Александров­на. – «Настроение было отличное: война кончилась, мы были молоды, всё счастье впереди. Ничто не предвещало беды. Но однажды ночью нас разбудил страшный взрыв. Показалось, что остров взорвался и качнулся. Мы выбежали на улицу. Вер­шина горы была вся в огне и искрах. Они то разгорались, то затухали. А гора тя­жело дышала и охала. Степан убежал в полк. «Надо спасать людей!» – бросил он на ходу…». «Так продолжалось не один день. Однажды я увидела, как из крате­ра вырывается и течёт, словно огненная река, раскалённая лава. Она угрожала по­сёлку. В это время ко мне подбежал сол­дат и крикнул: «Бросайте всё и бегите в порт! Там корабли…». Когда я прибежала в порт, кунгасы и лодки уже вовсю перевози­ли людей на корабли, стоявшие на рейде. В голове лишь одна мысль: что с мужем, где он? Одно я знала: он спасал людей».
Корабль доставил Марию в Отома­ри (Корсаков), затем по железной доро­ге она добралась до Отани (Сокол), где её приютила знакомая фронтовая се­мья. Долгое время она ничего не знала о муже. Две недели ходила встречать каж­дый поезд, а затем перестала...
Степан вернулся к любимой жене с последним составом с переселенцами из Матуа. Случилось так, что плашкоут выбросило на камни, и люди остались в воде. Тогда пришло сообщение о гибе­ли Степана Пудова, но, к счастью, он спасся. Он не уехал с острова, пока не отправил всех людей. Так был воспитан человек, что думал прежде всего о под­чинённых, а потом о себе.
Эта трагедия не охладила любовь офицера-фронтовика к островному краю. Он навсегда связал с ним свою судьбу.
«Я – хозяин! На мне ответственность!»
После увольнения в запас в 1947 году С.Н. Пудов остался на Сахалине. Сначала работал инструктором, заместителем за­ведующего отделом Южно-Сахалинского горкома партии, инструктором Сахалинско­го обкома КПСС, первым секретарём По­ронайского горкома партии. После окон­чания Хабаровской краевой двухгодичной партийной школы с 1954 по 1958 г.г. работал первым секретарём Северо-Курильского райкома КПСС, а с 1959 по 1965 г.г. – пред­седателем Макаровского райисполкома.
Наиболее интересные события были связаны с его продолжительной работой председателем Анивского райисполкома (с января 1965 по декабрь 1978 года). Степан Николаевич Пудов неоднократно избирался членом обкома КПСС, депутатом областно­го и районного Советов народных депута­тов. Анивский район в этот период времени имел репутацию одного из самых благопо­лучных на Сахалине, неоднократно выхо­дил победителем во Всесоюзном сорев­новании. При Степане Николаевиче Анива была отстроена почти заново: благоустро­енные жилые массивы, школы, предпри­ятия быта. До 30 процентов сельскохозяй­ственной продукции, собранной в области, производили анивские земледельцы.
А жи­вотноводы в летний пастбищный сезон сда­вали до 100 тонн молока в сутки. Его утрен­ние обходы часто заканчивались вызовом нерадивых руководителей «на ковер». Раз­говоры с подчиненными вел по-деловому. Иногда жёстко. Это хозяйское отношение к району, напористость, умение привлечь внимание к проблемам – позволило до­биться отличных результатов в сельском хозяйстве, строительстве и других сфе­рах. Степан Николаевич часто говорил: «Я – хозяин! На мне ответственность!».
Человек дела
В. С. Максименко, бывший архитектор Анивского района: «Много можно говорить об этом человеке, его удивительной рабо­тоспособности. К 8 утра он успевал обойти полгорода, а чтобы уйти с работы в 18.00, как положено по графику, – такого не при­помню. Время было особое. Область стре­мительно развивалась, а вместе с ней и наш район. В рабочих кабинетах засижи­вались допоздна, а иногда расходились далеко за полночь. Я, молодой человек, быстро утомлялся – тяжелела голова, а Степан Николаевич, как ни в чём не бывало, невозмутимо пил чай и шутил: «Ещё часок посидим – и по домам».
П. Г. Рязанов, Почётный гражданин Анивского городского округа: «Бесспор­но, это была яркая, неординарная лич­ность. Меня, например, всегда поража­ла глубокая осведомлённость Пудова в самых разных вопросах. Скажем, на заседании исполкома или на сессии райсовета обсуждаются проблемы ка­питального строительства, он вполне профессионально ведёт разговор со строителями. И точно также – по любой другой отрасли района, будь то живот­новодство, школьная жизнь или быто­вое обслуживание».
Валерий Богатёнок, член Союза журналистов России, работал в редакции газеты «Утро Родины»: «Невысокого ро­ста, в модной тогда «олимпийке», Степан Николаевич регулярно обегал окрестно­сти нашего небольшого городка. Он всег­да старался «держать форму». Но утрен­ние пробежки Пудова имели свои нюансы. Глаз руководителя района метко подме­чал все огрехи на улицах города. Ча­стенько его рабочий день начинался фразой, обращенной к секретарю: «Ком­мунальщиков ко мне!». Провинившиеся покидали кабинет с красными от напря­жения лицами, судорожно вытирая плат­ками пот. Председатель умел снимать стружку. Возвращался домой Степан Николаевич через… магазины. «Хозяин проверять пошёл», – шептали анивча­не. Наиболее проворные спешили пред­упредить продавцов. Да разве от Пудова что скроешь! Одним словом – хозяин».
Степан Николаевич по праву мог гордиться своей семьёй. Жена Мария Александровна много лет проработала в Анивском КБО швеёй, дети – сын Влади­мир и дочь Ольга – закончили Томский политехнический институт. Он был хоро­шим семьянином, привил детям трудо­любие и любовь к островному краю. 15 февраля 1979 года на 61-м году жизни С.Н. Пудова не стало.
Дань памяти
За свои дела Степан Николаевич награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, дважды – орденом «Знак Почёта». Переименование улицы Вокзальная в Аниве в улицу С.Н. Пудова – наилучшая память о человеке, отдавшем свою силу и энергию развитию Анивского рай­она. Однако, считаю, что именные улицы, скверы должны иметь особые «знаки от­личия». К сожалению, через десятилетия многие люди уже не могут вспомнить, по­чему улица им. С.Н. Пудова и сквер им. И.И. Закомолдина носят такое название. Думаю, что со мной согласятся анивча­не в том, что в начале улицы и в сквере должна быть табличка с информацией о людях, судьбы которых так или иначе свя­заны с историей, судьбой нашего города.
Г. Штепа, (по материалам краеведческого архива ЦБС)
Материал был опубликован в газете «Утро Родины» в №№ 159-160 (10708) за 24 ноября 2018 года.
Читайте также:
https://aniva-utro.ru/zamechatelnye-zemlyaki/istinnye-zvaniya-prisvaivayutsya-narodom/
Авторы:ADMIN admin