Вот ведь биография выдалась! Корреспондент газеты, курсант, военный водолаз, руководитель спасательной станции, начальник топливной группы. За каждой должностью – целые этапы жизненного пути. Приметы времени в них плотно переплетены со стремлением быть полезным обществу – в меру способностей и умения. Это было в порядке вещей в недавнем советском прошлом нашей страны. Возможно ли такое и сегодня? Вполне. Вот только ценностные ориентиры изменились, причём, не в лучшую сторону. А то, как должно быть, давно показано и доказано старшим поколением сахалинцев. То есть такими людьми, как Олег Фёдорович. Его жизнь похожа на увлекательную повесть.
Детство закончилось в 16 лет
Наш герой родился 7 января 1933 года в Псковской области, которая раньше относилась к Ленинградской и была образована вместе с Новгородской, так было нужно для восстановления народного хозяйства в послевоенные годы. Отец, старший брат Александр и средний брат Иван – участники Великой Отечественной войны. Сестра Надя – узница концлагеря.
– Мы с мамой только вдвоём отправились в эвакуацию. Сестрёнка ещё до начала войны уехала к родственникам в гости, попала в плен. Сначала оккупанты её отправили работать на хозяина в Прибалтику, потом – на шахты в Австрию. Все мои родные остались живы, после войны встретились. Старший брат прибыл первым с тяжёлым ранением в голову, которое получил под Урицком. В 1945-м вернулся отец – Фёдор Степанович, он служил на Балтийском флоте. Привёз мне бескозырку, бушлат, шинель. Среднего брата конец войны застал в госпитале в Ташкенте, вернулся домой позже всех, – рассказал ветеран.
Сам он, самый младший в семье, пошёл работать в 16 лет. И трудовой стаж получился величиною в 61 год. Первую благодарность с записью в трудовой книжке получил в качестве сотрудника газеты «Пурховская правда». А уже оттуда толкового паренька избрали вторым секретарём Пурховского райкома комсомола.
В 1952 году призвали на службу в армию, отправили на Черноморский флот. К этому времени Олег Волков уже стал коммунистом, несмотря на молодость, это было зрелым решением. В партию в то время вступали энтузиасты и те, кто хотел быть в гуще событий бурно развивающейся страны.
Вот так парень попал в учебный отряд, созданный на базе бывшего военного техникума «Эпрон». Учился на «отлично» и стал единственным, кому выдали свидетельство о присвоении первого разряда, остальным – третьего. По уровню подготовки и состоянию здоровья Волкова оставляли служить дальше, командир назначил ему медкомиссию, чтобы определить в водолазы-глубоководники.
Но Олег не хотел отрываться от ребят, с которыми сдружился. Да и учебка надоела, хотелось мир посмотреть. Признался врачу-физиологу (по фамилии Малхасян, это хорошо запомнилось), что «испытывает» давление на уши. Увидев отрицательный вердикт врача, командир вспылил: мол, уговорил медика? Вот отправлю тебя в Совгавань! Волков с достоинством ответил: «Это же наша Совгавань!». Развернулся и пошёл. И вскоре оказался на Дальнем Востоке, в экипаже Тихоокеанского флота.
Волкова вместе с другими военными водолазами перекинули на начавшееся по распоряжению И.В. Сталина строительство тоннельного перехода через пролив Невельского – от мыса Лазарева на материке к мысу Погиби на Сахалине. Подводной работы там хватало. После смерти вождя стройку закрыли, проект остался незавершённым. Дивизион перевели в Корсаков, где Олег продолжил службу. Познакомился с красавицей Валентиной на танцах, поженились, стали жить у её родителей. Появился на свет сын Сергей. Так уроженец псковской земли остался на Сахалине.
После демобилизации военный водолаз возглавил Корсаковскую спасательную станцию, но её ликвидировали. При центральном клубе ДОСААФ СССР в Москве прошёл подготовку по подводному плаванию на звание старшего командира-инструктора. И его перевели инструктором в морской клуб ДОСААФ для подготовки группы водолазов для военно-морского флота, которая базировалась в Корсакове. Ездил в командировки в Углегорск. Потом назначили руководителем Корсаковской спасательной станции обкома ДОСААФ. Командир военно-морской базы выделил Волковым комнату по линии морской инженерной службы в японском бараке по улице Строительной.
Примечательный случай из тех времён
В зоне запрещённого судоходства торпедный катер на учениях сделал залп, выпустил торпеду. А буем это место не обозначил. Самодвижущаяся подводная мина – вещь дорогостоящая. Командир торпедной бригады попросил водолазов найти её, а доставать торпеду нужно было с глубины 37 метров. Волков с товарищами ежедневно погружались, ещё нужно было проходить водолазные выдержки, чтобы не подхватить кессонную болезнь. У Васи Копытина как раз в такой момент развязалась свинцовая калоша. Вес у неё – 10 кг, ушла в глубину, только её и видели, а это всё-таки снаряжение. Пришлось водолазам искать ещё и калошу товарища. Нашли, а после и торпеда обнаружилась. Вскоре командира водолазов Олега Волкова избрали делегатом на партийную конференцию.
Через некоторое время спасательные станции открыли в Поронайске, Углегорске, Аниве. Олег Фёдорович переехал с семьёй из областного центра в наш город, задумав создать анивскую группу для подводного плавания. Это сбылось. Спасательную станцию у нас в районе возглавлял с 1960-го до 1971-го. Занимался обучением, тренировал способных новичков. И сам иной раз вытаскивал на берег людей, угодивших по неосторожности в беду, нахлебавшихся солёной морской воды. Спасённых сахалинцев, пожалуй, и не сосчитать. А также способных учеников, которые тоже стали хорошими водолазами.
– Каждый водолазный спуск у нас фиксировался. Ежегодно проводили сборы всех спасательных отрядов, обучали, отрабатывали сигнал тревоги. Готовили команды к областным, всесоюзным соревнованиям по подводному плаванию, которые проводились во Владивостоке. Постоянно занимали призовые места. Бывали сборы водолазов и в Поронайске. Там при бумкомбинате был бассейн, удобный для отработки погружения.
И вот ещё интересный случай из жизни водолазов
На озеро Тунайча приехал на зимнюю рыбалку на казённой машине областной прокурор с приятелями (которые тоже были ответственными работниками). Едва отвлеклись, автомобиль ушёл под лёд. Компания обратилась за помощью к водолазам. Волков собрал группу, а погода начала портиться. Разыгралась метель. Пока прибыли на место, ещё и стемнело. От автомобильного аккумулятора запитали фонари.
Один из группы погрузился, на поверхность что-то всплыло. Подумали было, что беда. Но оказалось телогрейка, потом показался и водолаз, сказал, что нашёл машину, нужно лишь прицепить трос. Сменив аппарат, погрузился опять, его товарищам вновь пришлось поволноваться – время тянулось долго. А как дождались, всё оказалось в порядке, прицепил трос к раме. Народное имущество благополучно вытянули на берег.
Олег Фёдорович помнит те времена…
… когда ещё дорога по ул. Ленина была ещё грунтовая, по обочинам – канавы с деревянными тротуарами. Если доска где-то подгнивала, нога проваливалась. Потом в Анивском районе начали бетонировать дороги. Приехали студенты-стройотрядовцы и принялись за работу. Забетонировали ул. Ленина, сверху положили асфальт. А вот обочины так и остались неблагоустроенными, только переходы убрали.
Волковы после переезда в Аниву жили сначала у знакомых по ул. Кирова, рядом строили двухэтажку, которой присвоили №15. Это был первый шлакоблочный дом в райцентре. На новый 1961 год главе семьи дали ордер. Он собрал в охапку постель и поднялся на второй этаж, по дороге не заметил, как испачкал матрас невысохшей краской. Хотя радости это не умалило. Там прожили 15 лет. Своему сыну Сергею с малых лет Олег Фёдорович прививал любовь к морю, учил плаванью, хождению на шлюпке, управлению парусом. Волков-младший с отличием закончил Невельскую мореходную школу.
– Когда нашу станцию передали коммунальной службе, подумал, что шайки и веники – не моё дело. Перешёл в Анивскую КЭЧ, то есть квартирно-эксплуатационную часть. В 1986 году нам выделили двухкомнатную квартиру по улице Калинина. Проработал 39 лет в одной должности и на одном месте – начальником топливной группы. Жена трудилась в торговле.
Олег Фёдорович отвечал за обеспечение углём и дровами воинских частей, развернувшихся от Анивы до Крильона. Уголь получали морем из Кемерова, груз отправляли в порт Корсакова, оттуда грузили в автомашины и доставляли военным формированиям. Весь процесс был отлажен таким образом, что за все годы не случилось ни одного простоя и штрафа.
Эпилог, как и положено в повести
В 2010-м Олег Фёдорович ушёл на пенсию. В настоящее время – анивчанин с активной жизненной позицией. Рядом – супруга Валентина Петровна, с которой они в браке вот уже 64 года. Сослуживцы по флоту не забывают бывшего военного водолаза. Навещают, поздравляют с праздниками. Имя Олега Волкова много для них значит.
А в завершение добрый совет анивчанам от военного водолаза и спасателя:
– Детей нужно учить держаться на воде и плавать, будь то залив, река или озеро. И постоянно держать ребёнка в поле зрения. Не упускайте из виду и друг друга, если пришли на пляж с друзьями или родными.