Пандемия и оперативное распоряжение регионального министерства образования поставили школы района перед фактом. Времени на раздумья не оставалось, промедления не допускалось. Нужно было срочно переходить на бесконтактную работу. И хотя сами технологии дистанционного обучения сахалинцам не в диковинку, массовый переход совершался впервые. О том, с чем приходится сталкиваться, что собой представляют не очные формы занятий со школьниками, мы попросили рассказать и.о. первого вице-мэра Олесю Дегиль.
– Олеся Олеговна, насколько образовательные учреждения оказались готовы к такому скорому переходу?
– Начнём с того, что некоторое время на осмысление задачи у нас всё-таки было. Вышел Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 об организации образовательной деятельности в условиях распространения новой вирусной инфекции. По решению оперативного штаба Сахалинской области весенние каникулы сдвинули на более ранний срок – с 18 по 25 марта. Мы успели провести разъяснительную работу среди педагогов, оповестить родителей и других законных представителей учеников. И уже с 26 марта начали четверть со стопроцентным охватом детей дистанционным обучением. Как и было предписано – до особого распоряжения.
Все необходимые ресурсы для этого в Анивском городском округе имелись. Ведь ещё к началу учебного года общеобразовательные школы ещё полностью были обеспечены учебниками, наглядными пособиями и методической литературой, компьютерной техникой и необходимыми программами.
– Но вопросы ведь всё равно возникали у учителей и особенно у родителей?
– Конечно. Было бы странно, если бы ничего не тревожило в такой непростой ситуации. Родители обращались к классным руководителям и директорам школ, в отделе образования педагогов консультировали. К тому же в соцсетях и мессенджерах при каждой школе созданы родительские группы, где проводятся обсуждения, подчас довольно бурные. В них обозначаются проблемы. Там же педагоги стараются оперативно давать ответы.
Многое удалось разрешить на уровне школ, что подтверждается нехитрым статистическим фактом: в связи с переходом на дистанционное обучение в отдел образования поступил только один звонок от обеспокоенного родителя, что тоже удалось быстро решить.
Мониторинг, проведенный специалистами отдела образования, показал: все ученики в общеобразовательных организациях Анивского городского округа обучаются бесконтактно в смешанных форматах.
– Что собой представляет каждый из форматов?
– Имеется в виду, что дистанционное обучение предполагает разные формы освоения школьного материала. Самый популярный и передовой – через Интернет , т.е. в режиме онлайн. Основные платформы, которые используются в настоящее время: «ЯКласс», «Яндекс.Учебник», «Учи.ру», «Сетевой город», «Решу ЕГЭ», «Решу ОГЭ». Если в какой-то семье нет компьютера, общение ребёнка с учителем происходит по мобильному телефону, включая sms-сообщения, голосовую связь. Есть семьи, в которых воспитывают несколько школьников, уроки ребята делают в течение дня, не к какому-то времени.
Применяются также пакетные методики, когда новый материал, а также домашнее задание помещается в индивидуальный ящик ученика, а родители забирают и передают школьнику, соблюдая все меры предосторожности. То есть абсолютно каждому школьнику в образовательной организации подбирают индивидуальный маршрут обучения. И никто не выпадает из образовательного процесса.
– Школьные программы осваиваются в полном объёме?
– Никаких сокращений образовательных программ при бесконтактных формах обучения не допускается. Да и в расписание уроков существенных изменений не внесено. Главное, чтобы учащиеся не сидели без дела, задавали учителю вопросы, выполняли домашнее задание. Но и не переутомлялись, придерживались норм СанПиНа. Для этого каждый ученик находится под контролем, в котором педагогические коллективы задействованы вместе с родителями или другими законными представителями детей. Они всегда на связи.
Например, работающие родители из числа сотрудников жизненно важных организаций связываются с классным руководителем, чтобы педагог мог сообщить, выходил ли их ребёнок на школьную платформу, справляется ли с заданиями. Для родительского контроля существует также электронный дневник ученика, где можно просматривать прикреплённые обучающие материалы, видеоуроки, тесты и контрольные работы.
– Насколько уверенно себя чувствуют учителя в необычных условиях?
– Педагоги учатся вместе с учениками. Все педагогические работники школ дистанционно осваивают бесконтактные технологии, впоследствии получат сертификаты. Но главное, что таким образом восполняются пробелы, которые могли бы помешать работе в новых условиях. Заработная плата при дистанционном обучении сохраняется на сто процентов.
– Не придётся ли школьникам учиться на каникулах?
– Такого не планируется. Хотя во многом зависит от того, насколько все мы будем соблюдать санитарные правила и другие требования режима самоизоляции, вместе со всей страной. В мае в школах должно быть обычное обучение, будем на это надеяться. В июне начнутся экзамены – ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ. Если школьник старательно занимался из года в год, проблем со сдачей выпускного экзамена возникнуть не должно.
Во многом от взрослых зависит, как ребёнок будет чувствовать себя в непростых нынешних условиях режима самоизоляции. Поэтому не устаём повторять, что школьники должны чувствовать поддержку родных, будь то ученик начальной школы или выпускник. Родителям нужно стараться контролировать своё эмоциональное состояние, не поддаваться всплескам настроения. А также научить этому и своих детей. Все же понимают, что переход на дистанционное обучение – мера вынужденная и необходимая. Это нужно просто пережить.
Беседовала С. Захарова (фото из архива администрации округа)