К нам в редакцию поступали сигналы: мол, в продуктовом минимаркете что-то не так с системой скидок для пенсионеров. Это и стало поводом опробовать там собственную только что полученную единую карту сахалинца. Начала издалека, то есть с Южно-Сахалинска, чтобы было с чем сравнить. А когда дело дошло до анивских магазинов, вывод получился неожиданным...
«Дебют» новенького пластикового носителя
Это произошло в одном из магазинов продуктовой сети «Верный» (кстати говоря, в ТЦ «Мега-Берёзка»). Предъявила карту, и продавец без лишних вопросов нажала на кнопку, терминал снял деньги за товар с 5-процентной скидкой. В Аниве испытание карты продолжила в «Винограде», который тоже принадлежит торговой сети. В этом магазине её сфотографировали и отправили фото в офис для внесения данных в электронную базу. Теперь мне и там гарантирована 5-процентная скидка на любой товар, не относящийся к алкоголю и табачным изделиям.
А вот в соседней «Берёзке» настолько же легко дело не пошло. Притом, что магазин присоединился к системе скидок пенсионерам с 15 октября прошлого года. По привычке набрала продуктов, но, предъявив кассиру единую карту сахалинца, к своему удивлению, узнала, что автоматически на кассе скидки у них не делают. Мне самой нужно сверять содержимое своей покупательской корзины со списком у входа в магазин.
Это синий бумажный листок, на котором не особо крупным шрифтом обозначено 40 наименований, по отношению к которым и применяется 3-процентная скидка для пенсионеров. К примеру, на овощи, молочную продукцию марки «Утро Родины», хлеб, два сорта яблок, крупы и так далее. Конечно, мне показалось это неудобным, повозмущавшись, всё оставила и ушла.
Через некоторое время обратилась за разъяснениями к индивидуальному предпринимателю Ирине Ахмадулиной, хозяйке мини-маркета, совсем недавно превратившегося в маркет (то есть магазин самообслуживания средних размеров) или даже супермаркет, если исходить из анивских масштабов. После ремонта торговые площади в продуктовой части ТЦ «Берёзка» расширились на 40 процентов.
В очереди к программистам
Ирина Радиковна рассказала:
– В том году привлекла сама идея участия в системе, позволяющей сделать цены для пенсионеров доступнее. Но чтобы встроиться в неё, понадобились время и затраты, услуги программиста. И на этом сложности не закончились. Например, на сегодня в базе данных 106 тысяч единых карт сахалинцев, а уже завтра будет на 5-7 больше, новые появляются ежедневно. При этом не предусмотрено географического разделения поступающих карт (то есть по принадлежности обладателей к населённым пунктам).
Для покупателей это хорошо, поскольку могут получить скидку в любом городе или селе Сахалина, если торговая точка присоединена к системе. Но для нашего магазина это означает, что каждый раз нужно загружать базу данных. И если за ночь процесс не завершится, утром не будут работать кассы. Будь мы крупной торговой фирмой, эти задачи решали бы штатные программисты.
Конечно, мы обращаемся за помощью к специалистам по программированию и цифровым технологиям, работающим в островной столице, но таких как мы к ним длинная очередь, всем нужно быстро. Так что остаётся работать по списку из 40 наименований.
Иногда у меня спрашивают: неужели нельзя сделать скидки на все продукты и подтянуть до 5 процентов? Отвечаю, что можно было бы, наверное, будь у магазина собственные площади. Аренда помещения для любого бизнеса обходится недёшево, тем более для малого и среднего. Уж не говорю про налоги, платежи и прочие расходы. Поэтому сделали сколько смогли.
Раскритиковать магазин автору этих строк было бы проще. Обвинил, упрекнул – и в дамках. Совсем не то, чтобы вникать в суть проблемы. А уж для рейтинга газеты как было бы выгодно протащить частный бизнес! И то сказать, «жареные» факты на дороге не валяются.
Но вместо подобных ожиданий отнеслась к сказанному Ириной Радиковной с пониманием, а в заголовке с пунктуационной закавыкой запятую ставлю после слова «нельзя» и делаю выбор в пользу «поддержать». Потому как знаю: нелёгок хлеб индивидуальных предпринимателей. Ни вышестоящих организаций за спиной, ни офиса с продвинутыми компьютерщиками, ни бюджетного финансирования. Кроме как на себя, положиться не на кого.
Тем не менее, важный шаг по включению в систему сделан. Пусть не всё сразу получается, и бывают сбои, постепенно всё отладится. Да и хороший магазин у ИП Ирины Ахмадулиной, немудрено, что популярный. В программе «Доступная рыба» участвует. Ассортимент не хуже, чем в маркетах островной столицы. В торговом зале после ремонта просторно, прибавилось стеллажей и витрин. И ценовой мониторинг там часто проводят. Проверяющих встречают доброжелательно, всё показывают и рассказывают.
Насчёт списка у входа, положа руку на сердце, признаю, что не так уж и трудно в него заглядывать (можно на телефон сфотографировать). Разве что шрифт крупнее сделать. Или на стеллажах обозначать, что тот или иной товар идёт со скидкой для обладателей карты. Если, конечно, люди будут обращать внимание на эти обозначения.
А единая карта сахалинца – действительно приятная и удобная штука, неплохая замена пенсионному удостоверению. Дисконт предоставляют в точках розничной торговли и аптечных сетях, бесплатно пропускают в тренажёрный зал спортивной школы в Аниве, а также на концерты и спектакли в островной столице. Весь перечень льгот и возможностей размещён на сайте: https://eks.sakhalin.gov.ru/. С. Захарова (фото автора)