Газета «Утро Родины» продолжает следить за судьбой «Успеновских клюквенников». В октябре мы рассказывали, как сельчане били тревогу из-за угрозы уничтожения клюквенных болот, безжалостно изборождённых колёсами высокопроходимого транспорта. Депутаты областной Думы из комитета по вопросам экологии приезжали с инспекцией, привлекли внимание соответствующих ведомств. Что следует ещё предпринять? Рассказывает сельский староста Владимир Ильгин.
– Владимир Ефимович, как бы вы оценили резонанс на визит депутатов облдумы на «Успеновские клюквенники» и последующие публикации?
– О том, что на территории села Успенское есть знаменитые клюквенники, в селе знает и стар и млад. И о проблемах охраняемой территории с прилегающей местностью известно многим. А вот то, что «Успеновские клюквенники» на протяжении 26 лет имеют статус памятника природы Сахалинской области, единственного в Анивском районе, для большого числа сахалинцев стало открытием. Произошло это как раз благодаря публикациям в газете «Утро Родины» и других СМИ.
Депутаты областной Думы – люди известные и уважаемые. Их посещение болот только подтвердило, что памятник природы необходимо спасать уже сегодня, потому что завтра может быть поздно. Надеюсь,это не финал истории. Последует дальнейшее информирование населения о принимаемых мерах по защите «Успеновских клюквенников».
– Каковы перспективы, что заповедная территория будет защищена от браконьеров?
– Когда перечисляют угрозы «Успеновским клюквенникам», браконьерство не вижу в числе главных проблем. Есть и более существенные. А если всё-таки говорить о браконьерстве как о незаконной добыче, такого на наших клюквенниках нет. Сбор ягод разрешён на всей территории болотного массива. О фактах заготовок дикоросов в коммерческих объёмах мне неизвестно.
Да, часть местного населения, в основном, подростки, испокон веков ведёркодругое и даже третье собирают для продажи на трассе у села. За что им от многих горожан и тех, кто не может себе позволить такие походы на болота, большое спасибо. Сразу оговорюсь, что посещать эти места надо со знающими местность людьми. Почти ежегодно для приезжих сборщиков ягод такие походы заканчиваются знакомством со службой МЧС.
Другой вопрос, как попадают люди на клюквенники? Если раньше для сбора ягод нужно было пешком пройти не менее двух-четырёх километров по проложенным не одним поколением тропам, то теперь используется современная техника (есть не только у местных), которая позволяет проехать в труднопроходимых местах. Колёсный след оказывает гибельное действие на экосистему клюквенных болот.
Это серьёзная проблема, но она существует, скорее всего, из-за недостатка информации об «Успеновских клюквенниках» как об охраняемой территории. К сожалению, несмотря на уникальность объекта и имеющийся официальный статус памятника природы, нет ни одного соответствующего указателя с перечислением запретов – ни в селе, ни на подходах. Это серьёзная проблема, и она лежит на поверхности, её можно решить по доброй воле ответственных за такую работу структур.
– Какие дополнительные меры нужны, чтобы сохранить уникальную территорию?
– Болота могут иметь разное происхождение. Отличительная черта болот, расположенных в окрестностях Успенского, заключается в том, что они питаются верхними водами, и непосредственно водами реки Цунай. Это обстоятельство почему-то никем не учитывается. Влияние реки на водный режим болот имеет определяющее значение, отражается на видовом составе растительности. В отличие от старого Генплана застройки села, новый (который принят в спешке и без широкого обсуждения) вопросы экологии, в том числе и пагубного воздействия на реку, не учитывает вовсе. Ситуация с каждым днём только обостряется.
На сегодняшний день в новом Генплане вся прибрежная территория нерестовой реки Цунай до самых болот раздаётся под «дальневосточные гектары». Без учёта соседства с памятником природы, береговой линии, границ водоохранной зоны. При отсутствии каких-либо очистных сооружений в селе и системы контроля за канализационными сбросами.
И, наконец, не принимается во внимание безопасность строительства на прибрежной территории реки. Тогда как почти ежегодно река меняет русло, приближаясь вплотную к границам выдаваемых участков. И если завтра случится второй «Филлис» или даже меньшей силы тайфун, стихия может обернуться трагедией.
Если взглянуть на публичную кадастровую карту села, нетрудно заметить, что по соседству с памятником природы раздаются участки и с противоположной стороны массива болот. Возникает резонный вопрос: земельные участки выделяют на болотах с прицелом на их осушение? Что тогда станет с памятником природы?
Ведь завтра к этим участкам будут обязаны проводить дороги, линии электропередачи и связи, сооружать другие блага цивилизации, которые за 126 лет толком не сделаны даже в самом селе. Разве что асфальт только на одной улице, да гнилые столбы электропередачи и связи. Очень похоже на вакханалию с раздачей «ваучеров», чем это закончилось, многие помнят. Как и то, что в 90-е между сёлами Успенское и Ветряки раздали сотни и сотни гектар земель мелиоративной системы не до конца осушённого болота. Сегодня на тех полях вновь болото и лес.
За тридцать лет так и не нашлось ни одного эффективного собственника. Сколько же потрачено денег, сломано судеб из-за красивых рассказов о собственном земельном наделе... В этой связи понравились слова зампреда правительства и полпреда президента в Дальневосточном округе Юрия Трутнева в одном из интервью. По его мнению, в первую очередь необходимо «привести в порядок» уже существующие дальневосточные города.
Программа «Дальневосточный гектар» реально нужна, но земли должны раздаваться не под общую копирку, то есть не по шаблону и не для галочки. – Какие меры необходимо и возможно принять, в какие сроки? – Прежде всего, использовать федеральную законодательную базу в области охраны земель особо охраняемых природных территорий, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.
Чтобы на региональном уровне принять решения о резервировании с последующим включением в соответствующий перечень водоохранной зоны реки Цунай и прилегающей к «Успеновским клюквенникам» территории болотного массива в радиусе не менее 5 км. Вот здесь пригодилась бы помощь со стороны законодателей и исполни- тельной власти. В отличие от людей, у природы не всегда есть время на паузы и перерывы. И не всегда она может себя защитить.
– Можно ли зимой успокаиваться, то есть до наступления тепла?
– Время года на сохранность природных объектов не влияет. Как правило, главные вопросы решаются во властных кабинетах. Что касается практических мероприятий, стоило бы подумать и решить вопросы по установке нормальных, объёмных, долговечных информационных стендов и указателей о памятнике природы. Сделать это можно как раз в зимний период.
– Большинство тех, кто родился и вырос в Успенском, имеют понимание. Правда, законы читают не все. Кроме того, в последнее время многие любят следить за действиями властей Сахалинской области, в том числе в области экологии. У всех на слуху внедрение Всероссийского климатического эксперимента, который предполагает достичь в островном регионе углеродной нейтральности – то есть баланса между выбросами и поглощениями парниковых газов.
Чтобы не говорили о системе образования – старой или новой, наш народ ещё много читает, молодежь – на страницах интернет-ресурсов. В связи с проблемами изменения климата на планете всё чаще публикуются работы и мнения разных специалистов в области экологии. Говорится о колоссальной пользе и значении болот. Есть работы отдельных ученых, утверждающих, что по количеству выделения кислорода и поглощению углекислого газа один гектар болота можно приравнять к семнадцати гектарам леса. Поэтому, есть надежда, в том числе на депутатов областной Думы, что они примут правильное решение, которое сохранит для нас и будущих поколений уникальный памятник природы, расположенный на болотном массиве вблизи одноимённого села.
Беседовала С. Захарова (фото из архива В.Е. Ильгина)