Культура

Спектакль по классике без кринолинов и лорнетов

Итак, она звалась Елизаветой…

Анивский народный театр «Эндемик» 26 марта давал в РДК премьерный спектакль «Роман в письмах». Молодой режиссёр Юлия Тронина поставила его по неоконченному произведению А.С. Пушкина. В постановке не оказалось ни бальных платьев, ни иных атрибутов пушкинской эпохи. А на большой сцене клокотали чувства и мысли, присущие людям во все времена. Зрители отреагировали на премьеру аншлагом, после заключительной сцены – бурными аплодисментами.

Анивчане и сельчане пришли в восторг от спектакля

Вовсе не потому, что зрители беспрекословно приняли осовремененную трактовку пушкинского произведения. Да и не могли многие не заметить шероховатостей по ходу сценического действия или то, что таковыми посчитали. Но все поняли главное: это по-настоящему талантливо. И как режиссёрская работа. И как игра актёров, которая была выше всяких похвал.

Стоит ли говорить, что «Роман в письмах» – достаточно сложный материал для спектакля (датируется 1929 годом, состоит из 10 писем). Александр Сергеевич написал его на черновиках «Евгения Онегина», и нетрудно заметить схожие сюжетные линии в том и другом произведении. Со слов Юлии Трониной (разговор  состоялся незадолго до премьеры) режиссёрским статусом на репетициях она не увлекалась, прислушивалась к мнению труппы. Но режиссёрский замысел, безусловно, проглядывает в постановке.

О чём спектакль?

О настоящем времени, в котором жители больших городов могут сбегать с «ярмарки тщеславия» в деревню в поисках утраченной душевной гармонии. И совсем чуть-чуть – о пушкинской эпохе, поскольку и тогда люди сталкивались примерно с теми же личностными и социальными проблемами. Тем не менее, на сцене предстаёт не зеркально отражённая реальность. Это мир, существующий в письмах, сотканный из размышлений и переживаний главных героев, что и удалось передать Юлии Трониной.

В её режиссёрском творческом почерке наметились три составляющих. Первое – это минимализм в наборе выразительных средств . Второе – символизм, и не абы какой, а экзистенциальный, нацеленный на осмысление бытия и легко уживающийся со сценическим акмеизмом. Реквизит на сцене пунктирно воспроизводит вещественную реальность, но при этом несёт символическую нагрузку. Например, как речь заходит о светской жизни, актёры предстают в масках. Это само по себе красноречиво. Две доски на сцене то превращаются в столешницу, накрываются скатертью, то становятся разделяющим барьером.

А третье – дух театра абсурда (был особенно популярен в начале 1950-х в западноевропейской драматургии), но без вычурности. В качестве художественного приёма это позволяет нагнетать нужную атмосферу в спектакле или, конкретнее говоря, эмоционально-психологический микроклимат. В спектакле «Эндемика» «Промежуток в Господней длани (сентенция одного человека)», премьера которого состоялась 29 ноября 2019-го, абсурдистской драмой дышало каждое сценическое действие. А вот в «Романе в письмах» применяется в умеренных дозах. Наверняка, это связано с самим автором, то есть А.С. Пушкиным, весьма рационалистичным в описании мира. Да и его персонажи созданы с точным психологизмом.

Произведение не окончено…

Это тоже оказалось для спектакля символичным, потому как финал с хэппи-эндом, свадьбой, логичный для первой трети XIX века, вряд ли подошёл бы в наши дни. Современные развитые девушки могут не поддаваться дурному влиянию столичной жизни, но эмансипированы. И если пушкинская главная героиня бежит от разочарования, грозящего бедной невесте, одним словом, из-за социального неравенства, то у «тронинской» Лизы – иначе (главную роль сыграла София Савченко и была в ней органична). Внешность ангельская, чувствительность сочетается с природным умом, но просто семейной жизни да ещё в глуши такой девушке уже недостаточно, что хорошо объясняет побег от зарождающейся большой и настоящей любви – из Санкт-Петербурга в село Павловское.

Сельская благодать хоть и успокаивает героиню, но глубоко не затрагивает. При всех бурных переживаниях, сомнениях персонаж остаётся внутренне статичным, из-за чего поначалу сцены с монологами Лизы выглядят несколько затянутыми. Тем не менее, молодая актриса на премьере прекрасно с ними справилась, вытянув проникновенной, сильной своей искренностью игрой.

Возлюбленный Лизы Владимир (Александр Кузубов), «внук бородатого милльонщика», к тому же из чиновной аристократии, вхожий в высший свет, к выбору будущей жены подходит прагматично. И видит рядом с собой не только хорошую, но и умную спутницу жизни, то есть такую как Лиза. А Машенька (Валерия Пронина), пародийно напоминающая Татьяну из «Евгения Онегина», ему неинтересна. «Великосветская львица» Сашенька (Алёна Бохонько сыграла блестяще) отнюдь не пустышка, как могло бы показаться на первый взгляд. Это рассудительная, трезво мыслящая девушка, не лишённая доброты. Вот такими получились их роли.

Село Павловское обозначает русскую деревню

Жизнь провинциалов (Виктория Кравцова, Юлия Шахнина, Валентина Теплова, Надежда Любацкая) наполнена житейскими заботами, посиделками, пением, чтением. Так же как и у сахалинцев, оторванных от столичной жизни на материке. Собирательный образ выглядит по-домашнему уютным, милым, но комичным. Смех при этом добрый, не саркастический. По мнению одной из моих собеседниц, от ряда сцен веяло капустником, что выбивалось из общей канвы постановки. Однако на взгляд автора этих строк, «капустниковость» только подчеркнула родство персонажей с местной интеллигенцией, склонной к творческим занятиям.

Вокальные композиции в исполнении народного ансамбля русской песни «Истоки» под руководством О.Н. Свириденко отсылали зрителей к исконной русской культуре. Это украсило спектакль. Были и современные музыкальные вкрапления. А завершился «Роман  в письмах» опять же современной вариацией городского романса, конечно же, о любви. Пели все.

Награды «Эндемика»

Напомним, что Юлия Тронина – одна из выпускниц театрального отделения ДШИ, ученица А.А. Хуташкеевой, актриса Сахалинского театра кукол. В 2019-м народный театр принял участие в театральном фестивале -конкурсе  «Успех» и получил диплом II степени. В 2020-м «Эндемик» в рамках национального проекта «Культура» участвовал во Всероссийском фестивале-конкурсе любительских творческих коллективов, удостоился диплома III степени. Сегодня готовится к участию в нацпроекте «Культура» народный ансамбль русской песни «Истоки». Намедни «Эндемик» стал лауреатом премии губернатора Сахалинской области.

28 марта анивская труппа представила «Роман в письмах» на подмостках ДК «Родина» в Южно-Сахалинске. Это был конкурсный показ в рамках III Областного фестиваля народных драматических театров «КАФЕДРАМА». Мероприятие проводилось Сахалинским областным центром народного творчества при поддержке регионального министерства культуры и архивного дела. На протяжении двух дней были показаны 13 лучших спектаклей от любительских театров из 10 муниципальных образований.

С. Захарова (фото автора)

#Теги
Закрыть