Интернет и IT

Школьникам о безопасной и достоверной информации в Сети

Библиотекари – за безопасный Рунет

В освещении этой темы Анивскую Центральную библиотеку им. П.Н.  Ромахина можно назвать новатором в нашем округе. С 11 по 18 февраля там провели для учащихся 7–8-х классов информационные часы «Достоверность информации в Интернете». Для небольших групп школьников предоставлялась возможность выполнять практические задания, для большой аудитории проводилась лекция с презентацией. О сути занимательных мероприятий, а также практической пользе рассказала Ольга Александровна Дзябенко – главный библиотекарь информационных технологий  отдела электронных ресурсов.

Всемирная Паутина небезобидна

–Для современных детей Интернет стал самым популярным источником информации, школьники проводят в Сети много времени. А расширение технических возможностей повлекло за собой появление множества информационных сервисов и ресурсов. Теперь каждый пользователь может принимать участие в наполнении Интернета: создать сайт или блог, страницу в соцсети, размещать там контент. При этом проблема безопасного и позитивного использования цифровых технологий только нарастает, наряду с потребностью в распространении знаний о вдумчивом поиске информации.  

Поэтому в нашем отделе и возникла идея провести занятия со школьниками в русле 13-ой Недели безопасного Рунета, являющейся официальной российской частью всемирных мероприятий, приуроченных к Международному Дню безопасного Интернета (Safer Internet Day). Эту международную дату отмечали 11 февраля, чтобы в очередной раз привлечь к проблеме внимание всех причастных.

Как сделать Сеть безопаснее?

– Сегодня каждый школьник уже хорошо представляют, что поиск материала, например, для реферата, прост и занимает мало времени. Но не задумывается о том, кем ресурс был создан и для чего, насколько достоверны размещённые там сведения. Поэтому необходимо критично подходить к найденной в Интернете информации во всех случаях без исключения, проверять достоверность.

Поскольку перепроверить факты не всегда можно опытным путём, посмотрев, например, на месте или опросив свидетелей, остаётся полагаться на собственный отбор источника информации. А для этого существуют критерии его авторитетности.

Что к ним относится?

– Первым делом, конечно, смотрим, кем создан сайт и при чьей поддержке, есть ли контактные данные. У СМИ должно быть свидетельство о регистрации. Если такие сведения не предоставлены, уже должно настораживать. Во-вторых, нужно поинтересоваться, насколько свежей является конкретная публикация и как часто обновляется информация на сайте. И есть ли сведения об авторах публикации.  Если дата не указана, непонятно, кто авторы, очень вероятно, что ресурс мог быть создан ради разовой цели или вброса, а потом перестал быть нужным. В третьих, ссылки на сайте должны быть активными и вести к авторитетным или подтверждающим источникам информации по теме.

Если же ресурс принадлежит одному человеку, личности…

– Тогда следует постараться узнать, кто этот человек – по профессии или роду занятий, сколько ему лет, где живёт, установить биографические данные. И определить, насколько автор страницы компетентен в вопросах, о которых рассуждает, имеет ли учёную степень, достижения в той области, которой касается, а также публикации в серьёзных изданиях, ссылаются ли на него коллеги, подтверждается ли информация на этом ресурсе материалами других источников. Полагается быть и контактной информации, чтобы связаться с автором. Если же его авторитетность проверить не удаётся, то источник нельзя считать достоверным, пусть даже личность автора по каким-то субъективным причинам внушает доверие.

Родительский контроль тоже нужен

– Примечательно, что в рамках «Недели безопасного Рунета»
в Российской государственной детской библиотеки состоялся семинар «Вместе за семейный Интернет: роль и возможности библиотек». Запись его видеотрансляции размещена на видеохостинге «YouTube» (https://www.youtube.com/watch?v=UTwOBxJLI6g&t=4s). Там была озвучена весьма востребованная информация, и её фрагменты будут размещены на наших публичных страницах в соцсетях.

А также отмечалось, что в наши дни дети начинают заходить в Интернет не только с семи, но и с трёх-пяти лет. Приводилась статистика по возрастным категориям пользователей. В столько нежном возрасте дети вряд ли они могут правильно формулировать запросы в поисковом окне, а ссылки им могут выпадать на какие угодно сайты. Что на них ребёнок может увидеть, взрослые часто даже и предполагать не могут. Времяпровождение детей в Интернете нужно обязательно контролировать.

О том, как это можно сделать, можно узнать на сайте Анивской централизованной библиотечной системы, где размещена памятка про средства родительского контроля (http://www.anivalib.ru/downloads/bezopasniinternet_sredstvakontrolya.pdf).

Беседовала С. Захарова (фото из архива центральной библиотеки)

#Теги
Закрыть