Традиции семьи Волковых унаследовали внуки

6 января , 07:03Замечательные земляки
Фото: архив газеты «Утро Родины»

О семейных и вечных ценностях

Анивчанин Олег Фёдорович Волков родился 93 года назад. Его биография похожа на повесть: корреспондент газеты, курсант, военный водолаз, руководитель спасательной станции, начальник топливной группы. За каждой должностью – целые этапы жизненного пути. А его внуки и правнуки им очень гордятся. Внучка Светлана – известный московский юрист, мама троих детей – поделилась с редакцией нашей газеты семейными традициями и ценностями, которые ей привили.

Как стал военным водолазом

Олег Фёдорович – уроженец Псковской области, сын участника Великой Отечественной войны. Воевали на фронте и его братья – старший Александр и средний Иван. Сестра Надя – узница концлагеря. Сам он, самый младший в семье, пошёл работать в 16 лет. Трудовой стаж получился величиною в 61 год.

Первую благодарность с записью в трудовой книжке получил в качестве сотрудника газеты «Пурховская правда». А уже оттуда толкового паренька избрали вторым секретарём Пурховского райкома комсомола. В 1952 году призвали на службу в армию, отправили на Черноморский флот. К этому времени Олег Волков уже стал коммунистом, несмотря на молодость, это было зрелым решением.

Попал в учебный отряд, созданный на базе бывшего военного техникума «Эпрон». Учился на «отлично» и стал единственным, кому выдали свидетельство о присвоении первого разряда, остальным – третьего. Поскольку не хотел отрываться от ребят, с которыми сдружился, сказал врачу-физиологу (по фамилии Малхасян, это хорошо запомнилось), что «испытывает» давление на уши. И вскоре оказался на Даль­нем Востоке, в экипаже Тихоокеанского флота.

Волкова вместе с другими воен-ными водолазами перекинули на начавшееся по распоряжению И.В. Сталина строительство тоннельного перехода через пролив Невельского – от мыса Лазарева на материке к мысу Погиби на Сахалине. Подводной работы там хватало. После смерти вождя стройку закрыли, проект остался незавершённым.

На Сахалине

Дивизион перевели в Корсаков, где Олег продолжил службу. Познакомился с красавицей Валентиной на танцах, поженились, стали жить у её родителей. Появился на свет сын Сергей. Так уроженец псковской земли остался на Сахалине.

После демобилизации военный водолаз возглавил Корсаковскую спасательную станцию, но её ликвидировали. При центральном клубе ДОСААФ СССР в Москве прошёл подготовку по подводному плаванию на звание старшего командира-инструктора. И его перевели инструктором в морской клуб ДОСААФ для подготовки группы водолазов для военно-морского флота, которая базировалась в Корсакове.

Ездил в командировки в Углегорск. Потом назначили руководителем Корсаковской спасательной станции обкома ДОСААФ. Командир военно-морской базы выделил Волковым комнату по линии морской инженерной службы в японском бараке по улице Строительной.

Анивский период биографии

Через некоторое время спасательные станции открыли в Поронайске, Углегорске, Аниве. Олег Фёдорович переехал с семьёй из областного центра в наш город, задумав создать анивскую группу для подводного плавания. Это сбылось. Спасательную станцию у нас в районе возглавлял с 1960-го до 1971-го.

Занимался обучением, тренировал способных новичков. И сам иной раз вытаскивал на берег людей, угодивших по неосторожности в беду, нахлебавшихся солёной морской воды. Спасённых сахалинцев, пожалуй, и не сосчитать. А также способных учеников, которые тоже стали хорошими водолазами.

Когда нашу станцию передали коммунальной службе, подумал, что шайки и веники – не его дело. Перешёл в Анивскую КЭЧ, то есть квартирно-эксплуатационную часть. В 1986 году семье выделили двухкомнатную квартиру по улице Калинина. Проработал 39 лет в одной должности и на одном месте – начальником топливной группы. Жена трудилась в торговле.

Олег Фёдорович отвечал за обеспечение углём и дровами воинских частей, развернувшихся от Анивы до Крильона. Уголь получали морем из Кемерова, груз отправляли в порт Корсакова, оттуда грузили в автомашины и доставляли военным форми­рованиям. Весь процесс был отлажен таким образом, что за все годы не случилось ни одного простоя и штрафа. В 2010-м Олег Фёдорович ушёл на пенсию.

Семейные ценности

Вот что рассказала в письме Светлана Сергеевна – внучка Олега Фёдоровича: «Родилась и выросла в Корсакове, но каждую неделю и на летние каникулы мы приезжали в Аниву к дедушке и бабушке (которой уж нет в живых). И, естественно, от них, как и от родителей, закладывались жизненные принципы и семейные ценности.

Например, помогать старшему поколению: то есть выросшие дети должны помогать родителям, а не наоборот, не сидеть у них на шее. И все семейные праздники должны проходить в кругу всей семьи, за большим столом, который должна накрывать, приготовив блюда, вся наша женская часть.

Приятно вспомнить, как все вместе встречали Новый год: я с братом Александром, наши родители, к нам в Корсаков приезжали дедушка и бабушка. Мы ставили ёлку, наряжали, сами готовили угощения на стол, праздновали, обменивались подарками. После боя курантов шли на городскую площадь смотреть салют, встречаться со знакомыми, поздравлять друг друга.

Так как дедушка был очень трудолюбивым, он привил любовь к труду своему сыну – моему отцу. С них я тоже брала пример. А после работы на даче мы шли на речку поплавать или ехали на море. После труда всегда полагалось поощрить себя отдыхом.

Кроме того, дедушка своим примером показывал, что мужчина – главный в семье, добытчик. А когда бабушка рассказывала ему о какой- то неприятной ситуации, глава семьи всегда вставал на её сторону. Говорил, что следует поступать честно, обманывать – нельзя. Рассказывал, как в молодости кто-то хитрил против него, а потом тому прилетало как по карме.

Ещё вспомнила интересный случай из рассказа деда. Военные запускали подводные ракеты, на карте отмечали место запуска. Потом по координатам водолазы доставали их. Но в первый раз кто-то забыл отметить координаты запуска. И весь отряд искал эту ракету. Долго погружались, обследовали дно, но всё было безрезультатно.

А когда пришла очередь дедушки, он буквально нащупал её в мутной донной воде, и уже все вместе они поднимали пропажу. Ему тогда благодарность в личное дело вписали, потому что сами по себе эти торпеды были на учёте, стоили огромных денег. По словам деда, около 10 тысяч долларов.

Он также говорил, что всегда занимался любимым делом. Ни разу не слышала от него, что работа ему не нравилась. Сама же свою профессию выбрала ещё в школьные годы, решила стать юристом, защищать права людей, чем, собственно, сейчас и занимаюсь. А ещё дедушка ни на кого не надеялся, только на себя. Глядя на него, отважилась и поступила в Таможенную академию во Владивостоке, при этом документы были поданы лишь в один вуз, так что мне тогда кровь из носа нужно было поступить, несмотря на огромный конкурс. И поступила – на бюджет. Как вернулась на Сахалин, дед мною гордился: внучка учится на юриста, ещё и бесплатно, чем и хвалился своим знакомым, друзьям.

Став взрослой, по завету родителей, дедушки и бабушки занимаюсь любимым делом, от которого получаю не только удовольствие, но и помогаю людям в решении правовых вопросов. В октябре 2025-го меня пригласили выступать в Государственную Думу РФ в качестве представителя от всего юридического сообщества – по вопросу об адвокатской монополии, где, судя по аплодисментам зала, люди поддерживали мою позицию и высказывания.

У нас с мужем трое детей, в гости на Сахалин ради дедушки приезжаем раза по два в год, чтобы проведать его и послушать рассказы о жизни. Нашему старшему сыну он поведал, как началась война, было сложно, страшно, но он, будучи ещё мальчишкой, не сдавался, не падал духом. С военных лет взял привычку, что завтрак должен быть плотным и сытным, потому как неизвестно, когда получится поесть в следующий раз, к чему и нас приучал.

В конце октября 2025-го спросила деда, вспомнив, как они иногда горячо спорили с бабушкой: «Возникало ли хотя бы мимолётно желание развестись?». На что он однозначно ответил отрицательно: «Такого не могло быть, с женой вместе, несмотря ни на что».

Сколько ни звали, дедушка так и не согласился уехать с Сахалина, чтобы в Москве мы все за ним ухаживали. И на кладбище он уже оставил себе место рядом с могилой бабушки и моего отца. И всегда говорит: «Здесь же моя Валя, не могу её бросить, мы должны лежать рядом».

В разговорах по телефону наш дорогой дед всегда тепло говорил о моих детях, супруге, интересовался их делами и здоровьем, поздравлял нас с каждым днём рождения, отправлял гостинцы с Сахалина на праздники. Я всегда чувствовала от него поддержку, гордость за внуков, правнуков».

Фото: семейный архив Волковых

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

- Вконтакте;

- Одноклассники;

- Telegram

Авторы:Светлана Захарова
Понравилась статья?
по оценке 3 пользователей