В РДК 14 марта прошло уже четвёртое в этом году собрание из-за претензий к 111-му автобусу. Администрация округа проводит их, чтобы урегулировать все вопросы по пассажирским перевозкам. Собирали жителей Троицкого, Петропавловского, 10 марта – анивчан, но мало кто пришёл. Поэтому на этот раз их пригласили вместе с петропавловцами ради того, чтобы послушать и мнение жителей райцентра, которых в зале было больше. Обсудили частоту заездов 111-го в Петропавловское в течение дня – как по пути из Южно-Сахалинска в Аниву, так и в обратную сторону.
Что хотят сельчане
Собрание вели Владимир Комаров – вице-мэр, директор департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства и Александр Белых – его заместитель, начальник отдела дорожного хозяйства и благоустройства. На «пассажирские» вопросы отвечала Надежда Карпова в качестве представителя заказчика, то есть регионального минтранса.
Она озвучила пожелания петропавловцев: чтобы 111-й заходил в село каждый час, при этом по пути из Южно-Сахалинска получится 14 рейсов, начиная с 6:20 и до 22:00; а по пути из Анивы – 17 рейсов. Увеличатся протяжённость и время пробега автобуса, вместе с тем и плата за проезд – на 6 рублей (со 153-х до 159-ти). Согласятся ли на такое анивчане, стало главной интригой. Поскольку контрактом этого не предусмотрено, получаются дополнительные издержки. АО «Транспортная компания» учитывает каждый метр на обслуживаемых маршрутах.
Жители райцентра не сразу безоговорочно приняли условия сельчан. Высказывались предложения: не каждый час, а через каждые два часа либо выбрать те рейсы, на которые приходится больше всего пассажиров. Но присутствовавшие в зале петропавловцы горячо возражали: тоже имеют право ездить чаще, в селе есть школьники, студенты. Представитель заказчика к тому же пояснила, что пассажиропоток изо дня в день переменчив.
Решающим оказалось выступление одного из анивчан:
– Село тоже должно развиваться, люди хотят там жить. Но если нет возможности в нужное время добираться до Южно-Сахалинска, который рядом, молодёжь, молодые семьи в селе не останутся. После этих слов большинство присутствующих в зале, включая анивчан, проголосовали «за», причём дважды: за ту и обратную сторону.
На что жаловались
Некоторые посетовали, что утренние автобусы набиваются до отказа, вмещают не всех, днём не хватает «сидячих» мест. Ведь ехать около часа, многие с сумками, детьми, да и пенсионный возраст выносливости не добавляет. В Аниву к конечной автобусы стремительно подъезжают, быстро собирают пассажиров и тут же уезжают. Выходит, водители не отдыхают, не сказывается ли это на их работоспособности?
Рассказали жители округа и про грубость водителей: мол, хамят, выказывают неуважение. Громко разговаривают по мобильным телефонам, что вызывает законные опасения, насколько они внимательны за рулём пассажирского транспорта. Валидаторы в некоторых автобусных салонах установлены на полу, пассажирам приходится в буквальном смысле ещё и кланяться за проезд.
Ответы
Представитель заказчика заверила: «постоять» для отдыха автобусам доводится в Южно-Сахалинске. Их общая вместимость соответствует контракту, в салонах 47 мест, а так как 111-й считается пригородным маршрутом, кресла для каждого не предусмотрены. И скоро кондукторы будут работать на всех автобусах. К тому же летом по 111-му маршруту планируют пустить новые машины, где вместимость будет больше, но посадочных мест – только 22, так что стоять и там придётся.
Ещё пояснили, что, если водитель держит телефон возле уха – грубое нарушение, но он имеет право пользоваться гарнитурой (проще говоря, небольшими наушниками с микрофоном). И вообще, существует «человеческий фактор». На нарушения и грубость пассажирам нужно жаловаться – пользоваться электронными формами обратной связи на сайтах минтранса, «Транспортной компании», звонить в диспетчерскую: 89019373248.
Вновь зашла речь об «остановках по требованию», там, где прежний перевозчик (а точнее, субподрядчик – Анивское АТП) останавливался по просьбам пассажиров, теперь водители равнодушно проезжают мимо. Ответили, что есть утверждённый перечень остановок, обусловленный регламентирующими документами, требованиями безопасности. А если раньше отзывчивые водители и останавливались, где не положено, то нарушали правила.
Вместе с тем, участникам собрания предложили выбрать, какую остановку в Южно-Сахалинске оставить – «Мегаберёзка» или «Восток» (возле ТЦ «Калинка»), большинство проголосовало за вторую.
Между тем…
Все решения участников собрания внесены в протокол, и на их основании в 111-й маршрут внесут изменения. Желание анивчан поддержать петропавловцев вполне понятно. Вот только жаль, что не было представителя «Транспортной компании», чтобы услышать претензии пассажиров «вживую», не виртуально. И ещё не ясно, почему частоту рейсов в село нужно обеспечивать за счёт пассажиров, а их былому удобству препятствуют регламенты, вместо того чтобы способствовать.
От редакции: предлагаем нашим читателям высказаться по этому поводу. После встречи с населением осталось немало вопросов по работе маршрута, которые мы намерены задать специалистам минтранса.