С 2021 года по инициативе губернатора В. Лимаренко в Сахалинской области реализуется проект «Управдом», цель которого – популяризация института Совета домов, создание системы эффективного взаимодействия собственников жилья и поставщиков услуг в сфере ЖКХ, а также повышение правовой грамотности населения. В рамках проекта осуществляется тесное сотрудничество с активными гражданами, серебряными волонтёрами, старшими по домам, направленное на повышение качества проживания и управления МКД. Ведь все хотят жить в комфортных условиях: быть уверенными, что за состоянием их дома следят специалисты, выходить из своей квартиры в чистый подъезд, водить детей на прогулку в уютный двор с современной и безопасной детской площадкой. И именно управдомы являются доверенными представителями жилищного сообщества, обеспечивая обратную связь с управляющей компанией, другими специализированными службами и должный контроль за их работой. При этом старшие по дому – не враги УК, а союзники и надежные помощники, истинные «друзья человека», как говорилось в бессмертной комедии Гайдая.
На днях представители регионального министерства ЖКХ, Государственной жилищной инспекции, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, Дирекции по реализации программ в сфере ЖКХ и районной администрации провели первую в этом году встречу с анивчанами и ответили на вопросы управдомов. Модератором мероприятия выступила председатель комиссии по экономическому развитию, вопросам местного самоуправления и жилищно-коммунальной политики Общественной палаты Сахалинской области, координатор проекта «Старшие по домам» Алена Силачёва.
Разговор получился насыщенным, проблемы подняты многоплановые. Людей волновали и тарифы на услуги ЖКХ, особенно в свете декабрьского повышения, и благоустройство дворов, и капитальный ремонт домов, и нюансы взаимодействия с управляющей компанией, и функционирование системы раздельного сбора отходов. По сути, неравнодушные граждане сами сформировали актуальную повестку дня, ведь они не только контактируют с соседями, знают их потребности, но и активно защищают законные права и интересы жильцов, выступая в роли социальных работников и менеджеров жилищного фонда.
– Федеральным законом закреплено создание Советов при каждом многоквартирном доме как обязательное условие повышения качества предоставляемых услуг и ответственного отношения специалистов УК к людям, – отметила А. Силачева. – Необходимость открытого диалога с коммунальниками назрела уже давно, и мы хотим изменить ситуацию в обслуживании жилфонда к лучшему, чтобы доверившиеся УК жители чувствовали их заботу и защиту. Название проекта старое, можно сказать, советское. Сегодня мы относим к этой категории действующих председателей Советов МКД, правления ТСЖ, руководителей ТОСов. Они заключают договоры на управление домом, взаимодействуют с общим собранием, подписывают акты приемки и т.д. Подстраиваясь под современные реалии, поддерживаем связь с помощью удобных цифровых сервисов.
Новый портал «Мой управдом» предназначен для решения вопросов, касающихся содержания дома и придомовой территории, и дает возможность быстрого обучения управдомов. Старшим по домам предоставлены опции для решения широкого круга проблем. Через кнопку «Написать новое сообщение» можно напрямую обратиться в УК, руководителям региональных министерств, главе района. Во второй категории «Контроль уборки двора» обращение сразу уходит в управляющую компанию для исполнения.
Сервис организован таким образом, что заявка на уборку той или иной территории закрывается только после подтверждения качества проведенных работ со стороны управдома. В будущем здесь будут создаваться рейтинги УК, основанные на оценках жителей. В Анивском районе для доступа к сервису выдано более ста паролей. Но получить ключи могут не все желающие, а только старшие по домам, председатели Советов, за чем можно обратиться либо в свою УК, либо в департамент ЖК и ДХ администрации округа.
Ещё один полезный мессенджер-сообщество «Управдом» в ватсап. Здесь неравнодушные граждане могут обменяться мнениями, получить консультацию обратиться с жалобой. Однако есть в этом виде обратной связи и ложка дёгтя. Спикер обратила внимание на то, что людей, привыкших писать претензии в мессенджере, сложно вернуть в привычную форму подачи заявления. Что, в свою очередь, создаёт проблему отслеживания и структурирования конструктивных обращений в общем потоке.
Во время встречи высказано пожелание организовать экологическое просвещение школьников по вопросу раздельного сбора бытовых отходов, ведь к 2030 году в соответствии с государственной стратегией необходимо вдвое уменьшить количество мусора, подлежащего захоронению, направив усилия на глубокую переработку и повторное использование сырья. Жителей Анивского района поблагодарили за активное участие в экологическом проекте (на территории установлено 116 контейнеров для стекла и пластика), напомнили о правилах сортировки мусора и необходимости откручивать крышки с пластиковых бутылок, что послужит безопасности людей, работающих в сортировочных пунктах.
Были даны подробные консультации по многим жилищным и бытовым вопросам. В частности, председатель Собрания депутатов Е. Швайка попросила предоставить дополнительные контейнеры для сбора батареек. Для удобства жителей их установят в крупных торговых центрах. Взята на контроль проблема, поднятая руководителем УК «Армада». О. Грачева предоставила фотографии подъездов новых домов по ул. Пудова, свидетельствующие о варварском отношении компании «Солнце Телеком» к общему имуществу МКД. Разобраться в ситуации и наказать провайдера предстоит Государственной жилищной инспекции – главному контролирующему органу для УК и жилищных объединений. Организаторов мероприятия порадовала высокая активность анивских управдомов, которые интересуются жизнью не только дома, но и всего района. Они несут большую общественную нагрузку и выполняют важную идеологическую функцию. Ведь в семье киношного Семен Семёныча тоже было все в порядке. В обязанности управдомов советского периода входила борьба за нравственность и культуру быта. Ну а «если не будут брать – отключим газ…».