Как развивать историческую память у школьников? Ответ знают в Троицком

2 июня , 08:00В копилку краеведовФото: архив газеты «Утро Родины»

Стенды, книги, поисковая работа, настольные игры

Любовь к Родине начинается с любви к своему селу или городу, его истории, родной культуре и традициям. Воспитать высокое чувство к родному краю – для педагогов задача первостепенной важности. И для этого нужно развивать у ребят историческую память, причём не только ради знаний, но также ради их же будущего. Работу в этом направлении в школе № 5 имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого в селе Троицкое ведут методично и кропотливо. Накоплен интересный опыт, которым педагог-организатор Оксана Зотова поделилась на VII Ромахинских чтениях. Приводим газетную версию её доклада.

Книг об истории Сахалинской области издано немало

– Есть книги и об истории Анивского района. Появились первые учебные пособия по историческому краеведению и рабочие тетради. Но есть ли книги об истории сёл? Когда я приехала в село Троицкое 15 лет назад, как педагог столкнулась с проблемой: краеведческой информации о нашем селе было мало, воспоминания сельчан можно отыскать буквально в нескольких книгах.

А ведь поколения меняются, с ними уходит в прошлое история. Сохранение историко-культурного наследия для нас, педагогов, приобретает особую важность: успеть бы сохранить имеющиеся пока остатки знаний о малой родине для нашей молодёжи, их будущих детей.

Именно это и подтолкнуло в 2009 году начать вместе с детьми предпринимать первые шаги по созданию и сохранению истории села. В 2010-м к 65-летию Победы мы собрали материал о наших односельчанах – ветеранах Великой Отечественной войны, разместили его на стендах на сельской площади.

Издания

– В 2015 самостоятельно издали книгу «От нас, не видевших войны», объединившую воспоминания участников войны, размышления молодёжи, стихи и рисунки о войне взрослых и детей. 20 экземпляров книги подарили ветеранам. Следом вышел сборник стихов ветерана Великой Отечественной войны Нины Владимировны Костюченко к её 90-летию «Души прекрасные порывы», иллюстрированный рисунками наших школьников.

В 2016 году к юбилею школы был собран материал об её истории «Дорога длиною в 70 лет», создан фотостенд и видеоролик. В 2018-м – издание, посвящённое истории школьного музея «Поиск» и его основателю Ивану Елисеевичу Солодовникову «Следопыт земли сахалинской».

Информацию об исторических событиях села пришлось собирать долго, буквально по крупицам. Сельская и районная библиотеки предоставили материал о жизни села, в школьном музее нашлись чёрно-белые фотографии – наследство Ивана Елисеевича, односельчане-старожилы поделились документами, предметами быта и своими воспоминаниями.

Также нам оказали помощь специалисты областной научной библиотеки, регионального краеведческого музея, руководители предприятий и организаций Троицкого.

Грантовый проект

– К 2022 году был собран и систематизирован достаточно объёмный материал. Возник вопрос: где взять деньги на издательство книги? Нашёлся и ответ. К 75-летию Сахалинской области правительство объявило конкурс социальных проектов на предоставление грантов. Победа в конкурсном отборе позволила издать 500 экземпляров книги «Троицкое. История жива».

Это издание стало долгожданным событием для села, вызвало большой интерес у жителей разных поколений. В нём отражена история села с момента его основания до наших дней, собрано 400 фотографий, где каждый сельчанин может найти себя, родных, друзей или знакомых. Издание доступно и в электронном виде на «Краеведческой странице» сайта нашей троицкой средней школы, а также в социальных сетях.

Это был поистине масштабный проект, охвативший около 2000 человек. На основе собранного материала удалось не только издать книгу. Совместно с сельской библиотекой и школьным музеем мы реализовали целый комплекс образовательных и культурно-просветительских мероприятий.

Интеллектуальными продуктами грантового проекта «История жива» стали: выставки и экспозиции, фотостенды, видеоролик и песня о селе, музейные экскурсии и уроки, конкурсы и викторины, а также краеведческие игры.

Игровая практика

– Игра в настоящее время является одной из самых востребованных и популярных форм совместной деятельности детей и взрослых. Современные краеведческие игры, в которых заложены лучшие традиции родного края, его история, культурное и природное наследие, могут служить огромным потенциалом для развития и сохранения исторической памяти, универсальным инструментом, готовым кейсом, который помогает с интересом познавать историю своей малой родины.

Это и стало определяющим фактором для создания краеведческих игр по истории села Троицкое. В их разработке приняли участие учителя истории и географии, руководитель и активисты школьного музея. Все игры прошли апробацию, в них играли ученики и педагоги, родители и старожилы села.

Осенью 2022 года мы представили наши игры на областном слёте патриотических отрядов и объединений «Поиски. Находки. Открытия».

Став победителями, кроме кубка и диплома, получили сертификат на 50000 рублей от Сахалинского молодёжного ресурсного центра, благодаря которому смогли не только напечатать игры в печатном центре «Сах-Принт» с оригинальным дизайном, но и тиражировать и распространять их в учреждения образования и культуры села.

С этими, уже новыми играми, мы приняли участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России!», став победителями регионального и финалистами всероссийского этапов.

Что представляют собой наши игры?

– Первая: настольная игра «Земля отцов – земля детей». Она содержит карту села, 64 карточки по 6-ти темам, кубик и фишки для обозначения объектов на карте, инструкцию и ответы для ведущего. Кидая кубик и отвечая на выпавший по определённой теме вопрос в карточке, участник или команда должны указать на карте угаданный объект, ставя на неё фишку своего цвета.

Вторая: квест-игра «QR-гид или гонка за артефактами», в которой две команды, состоящие из капитана, историка, картографа, казначея и хранителя артефактов, отправляются в путешествие на автобусе за артефактами – историческими объектами села. Картограф находит объект на карте, а историк заполняет историческую справку о нём.

«Фишка» игры состоит в том, что в процессе путешествия не ведущий рассказывает участникам об истории села, а непосредственно сами участники, находя информацию на самих артефактах и в выданных на станциях карточках с QR-кодами, получая жетон за каждый факт, который сообщили.

И третья игра: «Знатоки села Троицкое», в которой участники знакомятся с социальными объектами села, сопоставляя их с датами появления. В состав игры входят: 7 больших карточек – названия социальных сфер, по 32 маленьких карточки с наименованиями объектов и годами их постройки, инструкция и лист с ответами для ведущего, а также «медали» с присвоением звания «Знаток села 1-го, 2-го и 3-го уровней».

Бонусы от грантового проекта «История жива»

– Его реализация позволила школьникам не только лучше узнать своё родное село, стать исследователями своей малой родины, созидателями социально значимых продуктов проекта, но и взять на себя новую социальную роль – носителя и транслятора исторической памяти.

Передавая эту память разными способами (устно, в электронном и печатном виде), в разнообразных формах (книги, игры, выставки, экспозиции, видео ролики), они делают её доступной для любого поколения, давая возможность всем желающим прикоснуться к истории села.

Возможно, опыт по развитию и сохранению исторической памяти детей и молодёжи в образовательной практике нашей сельской школы будет востребован другими педагогами и краеведами. Создавать подобные проектные продукты можно у себя в сёлах и городах, то есть повсюду, адаптируя их под свою местную историю.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

- Вконтакте;

- Одноклассники;

- Telegram