Село Воскресенское расположено в 3 км от районного центра. Название населённому пункту дано в честь церковного праздника Светлого Воскресения Христова. И даже в годы советской власти его название сохранилось, как и у Троицкого, Петропавловского, Успенского, Благовещенского, которые тоже были названы в честь великих православных праздников и святых. Исследования по малоизвестным страницам воскресеновской летописи времён губернаторства Карафуто и советского «дозастойного» периода провела сельский библиотекарь Ирина Анатольевна Олейникова, рассказала об этом на VII Ромахинских чтениях. Приводим её доклад.
Создано в 1894-м
«В неповторимой истории Воскресенского, написанной судьбами людей, есть ещё «белые пятна» – малоизвестные, а подчас и вовсе неизвестные факты и события, к которым довелось прикоснуться, беседуя со старожилами, просматривая архивные документы, газетные публикации.
В Сахалинской областной универсальной научной библиотеке в отделе краеведения хранятся «Сахалинские календари», изданные в 1895-1899 годах в посту Александровском (ныне Александровск-Сахалинский), где есть интересные сведения об образовании старейших сёл Анивского района, к числу которых относится Воскресенское.
В «Сахалинском календаре» за 1898 год отмечено, что село было создано в 1894-м Приказом губернатора острова Сахалин от 31 октября 1895-го № 232 «Об открытии в Корсаковском округе новых поселений». В 1898-м в селении насчитывалось 110 хозяйств, 165 построек. Усадебной земли было 22 десятины.
При японцах Во время губернаторства Карафуто село называлось Китахирано, что означает «зерно». Больше узнать о японском периоде помогла карта Китахирано, которая хранится в фонде центральной библиотеки им. П.Н. Ромахина. На карте видно, каким большим было село: тянулось до с. Касато (наст. – с. Петропавловское). Жилые дома плотно примыкают друг к другу, в центре обозначена школа. Отмечена частная ферма по разведению лисиц, пожарная часть, кирпичный завод.
Также на карте Китахирано можно видеть синтоистские храмы: Хирано Дзиндзя (построен в 1931-м) и Минами Дзиндзя. На окраине села в южной его части стояла статуя буддийской богини Канон – в японской мифологии богиня сострадания, спасительница всех живых существ, одно из известнейших и почитаемых божеств не только в Японии, но и во всей Азии. Встречается, можно сказать, повсюду – в храмах, у дорог, на кладбищах».
Советское прошлое
«Название села Воскресенское было восстановлено в 1947 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 октября 1947 года из уважения к историческому прошлому Сахалина. Первые переселенцы приехали сюда из Брянской области весной 1950 года. Среди них Соловьёвы, Савицкие, Веремьёвы, Почечуй, Урянские, Мажуго, Тёсовы. Из корсаковского порта добирались поездом до Анивы, где на железной дороге их встретил инспек- тор переселенческого отдела Тимофей Васильевич Полынцев.
Организовали колхоз «Анива». При советской власти Воскресенское славилось прекрасными урожаями. На общем собрании колхозу был вручён государственный акт на вечное пользование землёй – об этом писала газета «Советский Сахалин» от 8 мая 1951 года. Сельчане выращивали овощи, разводили скот. Первым председателем стал Ю. Гай, позже колхоз возглавил Дин Сан Хе. Селяне звали его на русский лад – Семен Харитонович.
В начале 1958 года он провёл в село свет и радио. В 1958 году прошла реорганизация мелких колхозов, был образован совхоз «Анивский», в структуру которого вошло отделение Воскресенское. Хозяйство имело 63 гектара пахотной земли. На полях выращивали кукурузу, куузику, капусту, свёклу, огурцы, картофель, лук, редис. Получали рекордные урожаи.
На территории отделения располагались овощехранилище МТС, конюшня, два птичника, свиноферма на 3441 голову, пасека. Имелась собственная кузница».
Колхозные ульи
«В период губернаторства Карафуто японцы не занимались пчеловодством, хотя медоносные условия юга Сахалина позволяли развивать эту отрасль. Активное развитие она получила в послевоенное время. Об анивской колхозной пасеке до недавнего времени практически ничего не было известно. Информацию о ней в контексте общей истории развития пчеловодства на Сахалине удалось найти в старых подшивках газет и на архивных сайтах.
На сайте sakh.onlin опубликована статья «Колхозный омут», где рассказывается о создании пасек в колхозах Сахалина, для чего из Москвы была доставлена большая партия пчелосемей. Вот выдержка из нее: «… Старший агроном управления сельского хозяйства Николай Иванович Мазулев обратился за помощью в Москву, попросил выделить тысячу пчелосемей. В столице инициативу одобрили и дали соответствующее указание Приморскому крайисполкому.
Мазулев выехал в Приморье, но соседи затеяли волокиту. Мазулев пригрозил, что даст телеграмму министру. Надеждинский, Сучанский и Шкотовский районы вы- делили 671 семью в ульях, но тут за- упрямились моряки: не повезем! Мазулев кинулся в крайком партии, оттуда приказали: доставить пчёл на остров! «Ладно, – пробурчали моряки, – пчёл на пароход примем, но за них не отвечаем».
Поместили ульи в трюм, а там температура поднялась до тридцати градусов. В довершение беды нагрянул шторм, и рейс затянулся до семи суток вместо трёх. Какова же была радость Мазулева, когда оказалось, что пчёлы живы. Семьи разместили по колхозам Южного Сахалина и в тот же год получили первый мед».
Пчёлы были доставлены и в колхоз «Анива». В 1952 году там насчитывалось 35 пчелосемей. В дальнейшем колхозный пчеловод Захар Тимофеевич Соловьёв увеличил пасеку на 17 семей и откачал из ульев 450 кг мёда. В этом же году от реализации мёда на рынке колхоз выручил 8000 рублей дохода. Примечательно, что раз в году каждой семье в селе давали по одной фляге мёда. По словам старожилов, рядом с пасекой стоял сарайчик, так называемый омшаник (зимовник) – утеплённое помещение для зимовки пчёл, куда ставили ульи на зиму».
В наследство от японцев достался кирпичный завод
«Он располагался на окраине Воскресенского. В районе Рутака (Анива) находились залежи глины, которая использовалась для производства красного кирпича.
В книге И.А. Самарина «Сахалинский кирпич», где описывается 100-летняя история кирпичного производства на Сахалине, отмечается: «Для производства обыкновенного красного кирпича особенно подходит жёлто-чёрная глина, содержащая большое количество железа, смешанная с речным или морским песком. Особенно подходит глина из района Рутака».
О заводе в 1950 году писала газета «Советский Сахалин»: «С наступлением весны начал работу кирпичный завод анивской артели «Промкооператор». Коллектив уже выпустил 25000 штук кирпича ручной формовки. На кирпичном заводе построена обжигательная печь ёмкостью на 15000 кирпичей. На днях здесь начнётся обжиг первой партии кирпича. Сегодня на заводе вступил в строй кирпичноделательный пресс мощностью 1200 кирпичей в час. Рабочие решили за сезон выпустить 100000 кирпичей сверх плана».
Немного о сельской школе
«В 1950 году в старом отремонтированном здании, в котором жил богатый японец, была открыта первая сельская школа. Дети учились в две смены: до обеда – русские, после обеда – корейцы.
Учителем корейского языка был Чи Тя Бон (Максим Петрович). Максима Петровича хорошо помнит старшее поколение села, отмечают, что он был очень грамотным человеком, в совершенстве владел японским и английским языками.
Учителем русского языка работала Галина Николаевна Мажуго, которая всю жизнь отдала служению школе, детям, любимой работе. В настоящее время Галина Николаевна находится на заслуженном отдыхе.
В начале 60-х годов в селе была построена новая школа. Её посещали 58 учеников, они учились в две смены. Директором была Екатерина Андреевна Манина».
Архивные документы
«Советский период в истории села Воскресенское представлен многими источниками, которые хранятся в Анивской центральной библиотеке им. П.Н. Ромахина и Воскресенской сельской.
В качестве примера – архивные документы, датированные 1965-м годом и освещающие деятельность сельскохозяйственной отрасли, культурно-просветительных, образовательных учреждений, медпунктов населённых пунктов, которые входили в состав Воскресенского сельского совета: Воскресенское, Рыбацкое, Петропавловское и Песчанское.
Это протоколы сессий депутатов трудящихся Анивского района, где приведены отчёты управляющего отделением Воскресенское К.В. Шейкина, директора Дома инвалидов М.И. Козлова, заведующей библиотекой В.С. Субботиной, заведующей медпунктом М.Ф. Возженниковой, бригадира полеводческой бригады Л.Г. Южаковой, других».