Пленарная сессия, посвященная внедрению человекоцентричных подходов, состоялась в стенах регионального правительства. Рассматривался свод правил, разработанный Агентством стратегических инициатив для органов исполнительной власти, содержание документа нацелено на повышение качества жизни в регионах. Очно и в онлайн-формате к мероприятию присоединились губернатор Валерий Лимаренко, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева, а также главы более чем 30 регионов страны.
– Социальный стандарт – это свод лучших практик и решений, которые помогают создавать фундамент социальной политики в регионах. В нём – 13 пунктов, появившихся в результате совместной работы с губернаторами. Валерий Лимаренко активно участвовал в обсуждении на площадке нашего форума, когда мы в первый раз собрали экспертную группу для проработки подходов, механизмов и принципов этого документа. Во многих регионах часть пунктов уже работает. Как раз они и стали донорами лучших практик и решений, – отметила Светлана Чупшева.
Внедрение пилотного проекта решено начать с островного региона. Такая договорённость была достигнута на Форуме социальных решений, который был организован Агентством стратегических инициатив летом этого года.
– Мы в Сахалинской области активно применяем современные практики, которые позволяют повысить качество услуг в самых разных сферах – здравоохранении, социальном обслуживании, ремонте дворов и дорог, ЖКХ. Опираемся на запросы и нужды конкретных людей и обратную связь, которую мы постоянно получаем от них. Например, запустили проект «Образцовый участок», который вывел на новый уровень обслуживание одиноких пожилых и инвалидов на дому. Внедрили «Карту сахалинца» с набором льгот для различных категорий граждан. Изменили подход к обеспечению инвалидов средствами реабилитации, – подчеркнул Валерий Лимаренко.
Делегации из российских регионов знакомятся с механизмами, которые были разработаны и внедрены в Сахалинской области для повышения качества жизни людей.
Так, в рамках проекта «Забота. Защита. Уважение» в островном регионе взяли под особую опеку семьи с низкими доходами. Власти адресно помогают жителям устроиться на работу, получить образование или медицинскую помощь, открыть своё дело, улучшить жилищные условия, устроить ребёнка в детский сад.
В островном регионе удалось улучшить обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации. Раньше на получение такой услуги уходило около года. Теперь скорость получения сокращена в 5 раз. Это стало возможным благодаря регулярным встречам главы региона с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Каждый случай рассматривался индивидуально, а затем специалисты министерства социальной защиты разрабатывали общие подходы для улучшения качества предоставления такой помощи.
Другой проект – «Карта сахалинца». Она интегрирует в себе все социальные программы и имеет индивидуальный набор услуг. Это скидки в магазинах, аптеках, досуговых и спортивных центрах, бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатное посещение спортивных и культурных мероприятий, спортивно-оздоровительных комплексов – в зависимости от категории людей. Сегодня такой картой обладают 100 тысяч жителей Сахалина и Курил.
В индивидуальном порядке решаются вопросы трудоустройства, получения медицинских услуг, образования детей и другие проблемы, которые волнуют родственников мобилизованных сахалинцев и курильчан. В сборе просьб задействованы волонтёры, которые выполняют подомовой обход семей военнослужащих. Кроме того, губернатор лично встречается с близкими бойцов. К сегодняшнему дню решены практически все беспокоящие островитян вопросы.
Также в островном регионе создана женская общественная группа, которая занимается вопросами поддержки мобилизованных сахалинцев и курильчан. Жены и матери бойцов лично встречаются с военнослужащими на Донбассе, участвуют в решении их бытовых вопросов, следят за распределением посылок и помощи от жителей и общественных организаций региона.
В здравоохранении внедрили централизованный подход к формированию графика работы врачей. Этим занимается специально созданный проектный офис. Потребность поликлиник отслеживается в режиме онлайн. При необходимости – специалистов направляют из стационаров. За счёт этого удалось на 30 процентов увеличить количество приёмов и сократить время ожидания талонов. Если свободных ячеек для записи нет, специалисты колл-центра ставят человека в лист ожидания. В этом году таким образом на прием попало 105 тысяч человек. Также работает обратная связь. После посещения врача робот обзванивает пациентов и просит дать оценку полученной услуги.
В этом году в Сахалинской области начали развивать детский социальный туризм. Для школьников из отдаленных районов организуют бесплатные экскурсии в Южно-Сахалинск. Здесь они посещают музеи, аквапарк, участвуют в интеллектуальных играх. Для детей это абсолютно бесплатно. В этом году более 20 тысяч детей приняли участие в этой программе.
Для жителей области 55+ работает проект «Сахалинское долголетие». Он даёт возможность людям старшего возраста бесплатно посещать занятия физической культурой, различные досуговые мероприятия. В нём принимает участие более 50 тысяч человек.