

Естественнонаучную и лингвистическую сферы смежными не назовёшь. А вот у Галины Ильиничны Чирвы они вполне сочетаются, поскольку в СОШ № 2 она преподаёт географию и английский язык. На работу во вторую школу уроженка Анивского района пришла в 1979 году. И на протяжении всех этих лет имеет только одну запись в трудовой книжке, что редкость по нынешним временам. Недавно опытного педагога поздравляли с юбилеем, который не очень-то вяжется с её замечательной рабочей и внешней физической формой, а этим тоже не каждый может похвастать. Одним словом, женщина-загадка, которая поделилась с нами некоторыми секретами.
– Галина Ильинична, как начиналась трудовая биография?
– Окончила ЮСГПИ – это сокращение от Южно-Сахалинского государственного педагогического института, основанного в 1954 году на базе Южно-Сахалинского учительского института. Напомню, что в 1998 году на его основе и базе других учебных заведений создали СахГУ.
При поступлении в вуз выбрала отделение естественно-географического факультета с английским языком (было также и с немецким), его тогда только что открыли в качестве эксперимента. Меня привлекал английский язык. Будучи уже выпускницей с дипломом по двум предметам, переступила порог второй школы в Аниве. На работу меня приняла Антонина Ильинична Петрова, которая была и директором, и главным наставником.
Застала и других учителей с крепкой педагогической закалкой, большим опытом – Наталью Александровну Горожанкину, Галину Андреевну Савченко, Екатерину Николаевну Кучер. Они мне очень много дали, помогали советом.
Поначалу было трудно, да и боязно. Мне дали сразу 10-й класс. Хотелось стать друзьями со своими учениками. Но меня предостерегли и поправили: при всех доверительных отношениях между учителем и учеником должна оставаться дистанция.
До сих пор со своими первыми учениками, а также другими выпусками поддерживаю связь. Созваниваемся, переписываемся. Они поздравили меня с юбилеем, что было очень приятно. Некоторые мои ученицы работают у нас в школе. И теперь мы коллеги – с Викторией Владимировной Соломонюк, Ириной Владимировной Скрипниковой, Еленой Валерьевной Медниковой. У нас очень хорошие отношения.
– Современные дети отличаются от советских?
– Во все времена дети бывают как дети, так что сейчас они такие, какими были мы. Разве что у современных детей есть цифровые технологии, которые влияют на учебный процесс. С одной стороны, гаджеты отвлекают, школьники много времени проводят со смартфонами.
А с другой, эти технологии дают новые возможности. Раньше мы ходили в библиотеку, готовились к докладам, сообщениям в классе по бумажным книгам и журналам, да и просто много читали, рассматривали иллюстрации. А теперь существует виртуальное пространство, где ребятам доступны массивы познавательной информации с подборками фотографий, видео. Поэтому учим детей не теряться в огромном информационном потоке, отбирать главное.
И ещё, по моим наблюдениям, в прежние времена дети были самостоятельнее, в наши дни их больше опекают. Есть возможность дать ребёнку больше. Да и условия, в которых растут дети, стали комфортнее – не только дома, но и в школе. Ни в коем случае не имею в виду, что это плохо, просто констатирую.
Если и стало труднее работать, то не с детьми, а с родителями, потому что меняется мир вокруг, меняются люди. Снова и снова нужно налаживать контакт и взаимопонимание с очередной группой родителей. Это удаётся.
– А как учились ваши дети, которые уже давно повзрослели?
– Оба сына успешно окончили первую школу, затем – вузы. У старшего за плечами два вуза, по специальности экономист, работает в банковской системе. Младший – программист в энергетике. Почему учились не в нашей школе? Для меня это было принципиально. В своё время насмотрелась на некоторые примеры, когда с учительских детей был больше спрос, чем с других, чтобы окружающие не подумали про поблажки для «своих». То есть отношение было необъективным. А в другой школе сыновья были как все.
– На ваших уроках – тишина, чему и сама стала свидетелем. Как удаётся этого добиваться? Есть какой-то секрет? Может быть, молодые специалисты возьмут его на заметку.
– Как правило, с опытом вопрос дисциплины на уроках у педагога отпадает, появляется внутренняя уверенность в себе. Приходит понимание, как и чем увлечь аудиторию. Но, прежде всего, сама люблю английский и географию. С первых лет работы в школе так и не довелось преподавать какой-то один предмет, веду оба. Не скажу, что это легко. Очень уж они разноплановые.
К урокам все эти годы готовлюсь, ведь и программа время от времени меняется, и новые темы появляются. На уроках стараюсь в полную силу, чтоб ребятам было интересно. Не только рассказываю, но и спрашиваю, чтобы был отклик. Выполняем классные работы, что закрепляет знания. Конечно, помогают новые технологии.
Благодаря директору школы Наталье Владимировне Щебуняевой у нас в классах очень хорошее современное оснащение. Мы обеспечены интерактивными досками. А едва попросила у руководителя атласы, тоже появились. И если раньше на уроках учителя с учениками просматривали учебные диафильмы, то теперь у нас есть зрелищное медиа-сопровождение, включая ролики, презентации. Могу и сама делать яркие презентации, в чём иной раз помогает сын-программист.
– Остаётся ли время на хобби?
– Не очень, но увлечения имеются. С удовольствием занимаюсь дачей, люблю вязать крючком, рисовать.
– А что помогает поддерживать хорошую форму?
– Профессия такая. Как в школу заходишь, забываешь, где что болит. Всегда в движении и общении с подрастающим поколением. На уроках мы, учителя, не сидим, в основном. На ногах их проводим. А также нужно овладевать новыми веяниями, не отставать от времени. Для этого регулярно проходим повышение квалификации.