Педагоги школы № 3 в декабре провели семинар по бережливым технологиям. Слушателями стали специалисты районного отдела образования и профильных учреждений. Нужно отметить, что «Бережливая школа» – часть проекта «Эффективный регион», начатого с Сахалина и Курил по поручению губернатора Валерия Лимаренко. А вот сами принципы бережливых технологий разработал в 1950-х годах японский автогигант «Тойота». Россия запрягла зарубежную систему в нацпроект «Производительность труда», запущенный по инициативе Владимира Путина.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Это ежегодный рост производительности средних и крупных предприятий несырьевых отраслей экономики. Сахалинская область уже добилась успехов в реализации президентской идеи. Работу правительства и предприятий островного региона по этому направлению контролирует губернатор Валерий Лимаренко. Образовательные учреждения Анивского района включены в проектную работу – достижения Огоньков свидетельствуют об этом.
ПЕДАГОГОВ УЧИЛИ БЕРЕЖЛИВОСТИ
Образовательный интенсив «Бережная школа» оказался ёмким семинаром, участники которого – педагоги анивских школ и Дома детского творчества – получили в Огоньках лекцию с примерами, выполнили упражнение, чтобы закрепить знания, и прошли экскурсию по школе.
Интенсив вела заместитель директора школы № 3 Татьяна Дзюбан. Молодой педагог подготовила динамичное выступление, сопроводив доклад презентационными материалами. Она объяснила коллегам, что такое бережливое производство, каких потерь позволяет избежать соблюдение его правил, как избавиться от потерь, свойственных образовательному учреждению.
Прекрасным дополнением к занятиям стала экскурсия по школе, проведенная Татьяной Дзюбан, директором Вероникой Калининой и её заместителем Ольгой Котенко. Специалисты не только отчитались перед коллегами о собственных успехах, но и подсказали, какие конкретные шаги можно предпринять на собственных рабочих местах.
ЧТО ТАКОЕ БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО?
– Бережливое производство, – описала принцип Татьяна Дзюбан, – культура непрерывных улучшений, направленная на повышение эффективной работы сотрудников. Основы задачи: повышение качества услуг.
Как известно, «Бережливая школа» – часть проекта «Эффективный регион», начатого с Сахалина и Курил по поручению губернатора Валерия Лимаренко. Как объяснила ведущая занятия, кроме системы образования, в нём участвуют островные ЖКХ, благоустройство, муниципальное и территориальное управление, культура, здравоохранение – все учреждения и предприятия, связанные с областным правительством.
Проект «Эффективный регион» работает в республиках, краях и областях России с помощью госкорпорации «Росатом». Пользуясь поддержкой могущественного концерна, регионы внедряют новые методы в ежедневную работу органов власти и самоуправления.
ПОТЕРИ ЗАКАЗЧИКУ НЕ НУЖНЫ
– Из ста процентов производственной деятельности 70–80% занимают потери, – Татьяна Дзюбан рассказала о причинах нововведений. – Примерно 20% уходит на работу, которую можно назвать незначимой – она не добавляет ценности продукту, но при сложившейся системе производства без неё не обойтись. И только десять процентов добавляют ценности, необходимые заказчиками. А заказчиками в нашем случае выступают, в первую очередь, государство, а также родители и дети.
Мальчишек и девчонок в школе Огоньков также озаботили бережливостью: для них здесь запущена особая образовательная программа. Участвуя в ней, ученический медиацентр подготовил видеоролик, который Татьяна Дзюбан показала участникам занятия. С экрана дети демонстрировали систему контроля посещаемости на входе и навигацию в коридорах школьного здания.
Вероника Калинина добавила: ролик показывает недавнее прошлое, к сегодняшнему дню образовательное учреждение добилось прогресса – это условие тоже отвечает принципам эффективности.
НЕСЧАСТЬЕ СДЕЛАЛО ЯПОНЦЕВ БЕРЕЖЛИВЫМИ
– Само понятие бережливого производства в образование и прочие социальные сферы пришло из Японии, – Татьяна Дзюбан рассказала об истоках принципа бережливости. – Вторая мировая война, в результате которой Япония потеряла колонии и часть новых территорий метрополии, в их числе южную территорию Сахалина, довела экономику островной империи до плачевного состояния. Вместе с прочими концернами упадок переживала и «Тойота», ведущая историю с конца XIX века.
Долгое время «Тойота» специализировалась на ткацких станках, пока землетрясение, разрушившее в 1923 году Иокогаму, Токио и железные дороги на берегах Токийского залива, не подтолкнуло японское правительство к развитию собственного автомобилестроения. Сначала Страна восходящего солнца открыла сборочные производства американских предприятий Ford, GeneralMotors и Chrysler и к 1930 году выпускала почти 20 000 автомобилей в год.
Через год империя запустила серию мер для защиты собственного производства машин. И в 1933 году к фабрикам текстильных станков «Тойота» добавила автомобильные предприятия.
После военного поражение объемы сборки машин «Тойотой» упали. Но к 1950-м годам XX века компания смогла выйти из кризиса. И с тех пор наращивала производство такими темпами, что превратилась в мирового гиганта. В 2023 году предприятия концерна поставили на мировой рынок больше 8 миллионов автомобилей.
Безусловно, главным слагаемым успеха «Тойоты» были инвестиции, вложенные в экономику Японии мировыми банками. Но свою роль сыграла и система методик управления и работы, внедренная в производственный процесс.
БЕРЕЖЛИВОСТЬ БЕЗ СЕКРЕТОВ
Одной из составляющих методик «Тойоты» является система 5С, в которой собраны проверенные правила организации рабочего места. Каждое такое правило начинается словом на букву «С», в России их перевели следующим образом: «сортировка», «соблюдение порядка», «содержание в чистоте», «стандартизация» и «совершенствование».
На самом деле в этих правилах нет ничего нового для человека, прошедшего советскую школу. Больше того: каждый хороший хозяин или хозяйка применяет такие правила в быту и без японцев, учит этому детей. Но есть парадокс: придерживаясь правил дома, мы часто забываем о них на работе.
ПЯТЬ ЗАКОНОВ НА БУКВУ «С»
Правило «сортировка» требует распределить все предметы на рабочем месте по трём категориям. В первую следует занести то, без чего невозможно работать. Во вторую попадают вещи, которые могут и не понадобиться. Предметы, очутившиеся на рабочем месте неизвестно как, записывают в третью категорию. Вещи третьей категории нужно убрать туда, где им место, а вещи первой и второй категории разложить в порядке их надобности. Но об этом – далее.
После того, как вещи пройдут сортировку, необходимо пользоваться правилом «соблюдение порядка». Для этого нужно разложить предметы так, чтобы не тратить время на поиск, а могли найти каждую из них быстро и едва ли не с закрытыми глазами и при этом случайно себя не травмировать. Здесь японцы предлагают руководствоваться следующими принципами:
1) нужная вещь должна лежать на виду;
2) до нее можно легко дотянуться, не вставая со своего рабочего места;
3) компьютер нужно расположить так, чтобы не нужно было пересаживаться для удобства;
4) необходимые предметы можно быстро вернуть на их место.
Наведя порядок, следует вспомнить о правиле «содержание в чистоте». Для этого рабочее место нужно разбить на зоны предметов: например, все документы займут одну часть стола, в другой уместятся канцелярские принадлежности, в третьей встанет офисная техника. Установленный порядок имеет смысл поддерживать в течение рабочего дня.
Правило «стандартизация» организует перечисленные правила в единый стандарт, обязательный для соблюдения специалистами. Образовательному учреждению имеет смысл закрепить стандарты нормативными документами и ознакомить.
И пятое правило «совершенствование» предполагает ввести 5С в привычку для всего коллектива. Тогда не нужно будет контролировать соблюдение стандартов, и процесс вовлечения новых специалистов в систему будет проходить без задержек.
ТЕОРИЮ ПОДКРЕПИЛА ЭКСКУРСИЯ
Во время лекции анивские педагогические работники прошли небольшое испытание, в процессе которого им нужно было собрать фразу «организация рабочего места» из букв, разбросанных по листу. Татьяна Дзюбан раздала участникам подготовленные бланки. На одном буквы были разбросаны в полном беспорядке. Знаки на других бланках были рассортированы, расставлены по порядку и, наконец, сведены в таблицу. Ведущий семинара засекала время, которое педагоги тратили на составление фразы с помощью разных бланков. И фиксировала результаты на классной доске, показывая сокращение потерь времени, которое происходило по мере упорядочивания.
После короткого завтрака в столовой гости прошли по этажам и помещениям школьного здания, изучив применение в Огоньках принципов бережливого производства. Заместитель директора Ольга Котенко показала коллегам систему, фиксирующую посещение школы. Директор Вероника Калинина провела специалистов по системе школьной навигации. Татьяна Дзюбан показала образцовый порядок рабочих мест огоньковских учителей и складского помещения школы. После экскурсии слушатели, в числе которых оказался корреспондент «Утра Родины», получили сертификаты.
Принципам бережливого производства школа № 3 следует с 2022 года. К финалу 2024-го руководство, учителя и школьники реализовали больше пятнадцати проектов по оптимизации образовательных и вспомогательных процессов.
САХАЛИН И КУРИЛЫ – ОСТРОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ
В прошлом году областное правительство отчиталось о реализации программы «Эффективный регион». Вот некоторые итоги 2023 года.
Сахалинская система управления признана лучшей в России. Её применяют в пяти регионах страны, ещё четыре начали внедрение.