В прошедшую субботу в Аниве прошло общегородское родительское собрание, где мамы и папы будущих выпускников задавали вопросы представителям учебных подразделений Сахалинского госуниверситета. По инициативе министра образования Анастасии Киктевой и главы Анивского района Светланы Швец собрание совместили с комплексом образовательных мероприятий для педагогов из районов.
ОГУРЕЦ НЕ ГЛЯНУЛСЯ РОБОТУ
«Цифровой учитель 2023 года» Никита Сотник из Троицкого жмёт на кнопку и робот, стоящий в фойе анивской школы № 1, заносит манипулятор над небольшой рабочей платформой с помидором. Механическая рука берёт овощ и кладёт его в нужную корзину. Тогда специалист, демонстрирующий технику, кладёт на платформу огурец.
– Объект обнаружен! – заявляет сложная машина, но её рука, заканчивающаяся мягкими силиконовыми пальцами для захвата уроженцев сахалинских теплиц, остаётся неподвижной.
– Когда мы пришли, всё работало, – с досадой комментирует специалист. – Помидор ему больше нравится, – смеётся цифровой учитель. – Мы его программировали на вот такие огурцы из «Тепличного», – повелительница робота разводит ладони, чтобы показать размер необходимой цели. – А этот – малыш!
ПРОГРАММИСТЫ НАЧИНАЮТ С ОВОЩЕЙ
Робот, сортирующий овощи, приехал на родительское собрание в Аниву вместе с сахалинской компанией «Тезона», чтобы познакомиться с учителями и директорами районных школ. С его помощью, как объяснила коммерческий директор компании Анна Лугина, сахалинские школьники изучают азы программирования.
– Ученики, начиная с пятого класса, могут запрограммировать манипулятор, чтобы он сортировал предметы по цвету, размеру и форме, – объяснила Анна Лугина. – Это могут быть овощи, фрукты или кубики. В итоге ребёнок осваивает программирование, основы физики, учится конструировать и собирать оборудование – манипулятор, сделанный на основе популярных наборов-конструкторов, приходит в разобранном виде.
Робота собирает не один ребёнок, а целая группа. Таким образом, они вместе проходят сразу несколько предметов: трудовое обучение, физику и информатику. Ловким манипулятором робота управляет программное обеспечение, к которому подключены элементы «умного дома» и колонка с голосовым управлением.
– Задач у оборудования, которое поставляет «Тезона», может быть много, – объясняет Анна Лугина. – Нами здесь выстроена только одна конструкция. Учащиеся надстраивают технику: студенты техникумов могут добавлять длинные конвейерные ленты, создавая, таким образом, готовый образец для оборудования современного овощехранилища.
МУЗЕЙ СПЕЦОПЕРАЦИИ В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ
В другом углу фойе школы № 1 расставлены огромные экраны – это экспозиция другой сахалинской IT-компании GS Group. Она привезла в Аниву программный комплекс, демонстрирующий желающим Всероссийский интерактивный музей специальной военной операции, который должен стать важным инструментом патриотического воспитания.
В интерактивном музее СВО, разработанном по поручению Президента России Владимира Путина, больше 120 разделов и личных историй защитников Оте чества. Для посетителей создали больше четырех десятков интерактивных сцен и полсотни интерактивных моделей техники. Осмотреть музейные экспозиции можно с помощью персональных компьютеров, ноутбуков или смартфонов.
Программное обеспечение работает на всех платформах, позволяет использовать очки виртуальной реальности. Особой частью музея является региональный зал, представляющий героев каждой области, края или республики Российской Федерации.
В областную экспозицию, по замыслам создателей музея, должна войти информация о помощи новым регионам России, участникам СВО и их семьям, вкладе местной промышленности в приближение победы, достижения областных добровольцев.
«ВЕТЕР» НАЛЕТИТ, И «ПРИВЕТ»!
В другой части экспозиции компании GS Group поставила симулятор, который используют для управления самыми настоящими боевыми дронами, стоящими на вооружении нашей армии и успешно поражающими технику боевиков ВСУ. Названия боевых машин таинственные и от того немного зловещие: «Ветер», «Гранат», «Грач», «Куб», «Герань» и «Привет». Все эти машины являются отечественными разработками, поставляются в армию российскими предприятиями и успешно применяются бойцами спецоперации для самых разных задач.
«Ветер», к примеру, развивает скорость до 78 км/ч, несёт килограмм полезной нагрузки, его батарей хватает на двадцать километров. Боевой дрон «Куб», разработанный концерном «Калашников», может развивать скорость до 130 км/ч, нести три килограмма.
Упражнения его симулятора, выведенные на экран, впечатляют вкупе с загадочным названием: уничтожение ABRAMS и LEOPARD, уничтожение трех целей. Можно предположить: анивских мальчишек от таких игрушек будет сложно оторвать.
КИМЧА СТАЛА ВИРТУАЛЬНОЙ
В активе GS GROUP есть и вполне мирные проекты. Например, устройство школьных музеев. Компания разработала проекты виртуальных школьных музеев в Горнозаводске, Дальнем, Томари и других частях Сахалинской области.
В начале декабря областной краеведческий музей вместе с региональной общественной организацией «Сахалинские корейцы» открыл с помощью GS Group выставку, посвященную быту и культуре корейцев, проживающих на Сахалине и Курилах.
Экспозиция познакомит посетителей музея с историей появления этого дальневосточного народа на нашем острове, интеграции диаспоры в советское общество, ее современном состоянии. Одна из самых оригинальных частей выставки – проект, победивший во Всероссийском состязании программистов «Прикоснись к культуре сахалинских корейцев».
В соревнованиях участвовало более шестидесяти команд из 27 регионов страны. Победили представители Великого Новгорода и Санкт-Петербурга Дмитрий Румянцев и Даниил Фролов, создавшие лучшее интерактивное приложение, помогающее приготовить корейское блюдо ким-чи – таким было главное задание.
Победители с помощью российского программного обеспечения Varwin создали виртуальный сценарий приготовления этого острого деликатеса из пекинской капусты. Теперь посетители смогут научиться готовить ким-чи, отработав процесс в виртуальной реальности.
РОДИТЕЛЯМ ПРЕДСТАВИЛИ
На таком «виртуальном» фоне Анивский район и собирал в школе № 1 родителей школьников. Перед дверьми школьного актового зала расположились стенды, у которых анивчане могли поговорить с представителями учебных заведений, входящих в структуру Сахалинского госуниверситета.
С родителями потенциальных абитуриентов общались специалисты Института филологии, истории и востоковедения, военного учебного центра СахГУ (аналог военной кафедры, обучение на которой заменяет срочную службу в армии), Южно-Сахалинского педагогического колледжа, политехнического колледжа, института естественных наук и техносферной безопасности, технологического нефтегазового института, где можно получить образование по инженерным специальностям – нефтяник, геолог или строитель.
Здесь же работал специалист центра карьеры и корпоративного сотрудничества СахГУ.
– В прошлых годах студенты из Анивы обучались у нас на юристов, – объяснила педагог политехнического колледжа Анна Николаенко. – Места в общежитии есть, сделан хороший ремонт, все безопасно. Поэтому ребята и девчонки едут к нам из Анивы, Долинска и Корсакова.
СОБРАНИЕ СОВМЕСТИЛИ С ОБУЧЕНИЕМ ПЕДАГОГОВ
– Идея провести общегородское собрание именно в этом формате принадлежит мэру Анивского городского округа Светлане Швец, – объяснил вице-мэр района Андрей Саулей. – Она попросила министра образования Сахалинской области Анастасию Киктеву совместить собрание родителей с учебной сессией для анивских педагогов «VR-технологии в образовании», чтобы показать ученикам карьерные возможности и помочь профориентации юных сахалинцев.
VR – это технологии виртуальной реальности, требующие комплекса прикладных и академических знаний, которые вместе с робототехникой находят все более широкое применение в современной промышленности.
– СахГУ обратился в администрацию района с просьбой организовать встречу родителей с представителями университета, – отметил директор школы № 1 Александр Иванов. – Минобразования и район придумали такой формат, чтобы показать родителям и детям востребованные учебные направления. Сегодня школьное образование изменилось. Например, раньше уроки технологии были связаны с рубанками и зубилами. А теперь у нас на уроках проектируют и производят беспилотные летательные аппараты и роботов.
«ПЕРВЫЕ» РАБОТАЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНО РОДИТЕЛЯМ
Пока анивские родители сидели в зале на общегородском собрании, учителя школ Анивского и других районов области получали знания по «Киберфизике», знакомились с виртуальными решениями для уроков по основам безопасности и естественно-научным дисциплинам, изучали методику создания виртуальных школьных музеев, принципиальные схемы беспилотных аппаратов и собирали дроны на марафоне, который организовали представители регионального ресурсного центра «Кванториум» во главе с его директором Александром Панекиным.
Школьники тоже не сидели без дела: в комнате классных собраний активисты анивского отделения «Движения Первых» обсуждали создание зоны отдыха для подростков, которую собираются создать в центре города по идее главы муниципалитета Светланы Швец.
– Здесь на стене мы нарисуем что-нибудь в тематике «Движения Первых», – одна из самодеятельных дизайнеров показывала товарищу набросок на тетрадном листе, – разместим куаркоды с полезной информацией, повесим полки с настольными играми…
В фойе компания «Тезона» открыла желающим типовую площадку, на которой сахалинские школьники могут готовиться к международным соревнованиям водителей дронов Pilot X – безопасные мини-квадрокоптеры поднимались и выполняли сложные задачи прямо в помещении…
И тут от стола, на котором стоял робот, демонстрирующий сортировку овощей, донеся радостный возглас представителя «Тезоны» Анны Лугиной – робот наконец смог распознать огурец, объявил об этом женским голосом, нежно подхватил предмет манипулятором и отнёс в нужную корзину.