Виктор Фадеев, учитель технологии второй анивской школы, преподаёт свой предмет мальчишкам самого непростого и беспокойного возраста: с пятого по восьмой классы. А ещё ведёт английский язык в третьих и девятых классах. Сочетание не слишком распространённое, но два диплома о высшем образовании – лингвистический и инженерный – дают педагогу такую возможность. Но его привлекают не только для обучения ребят, а также и взрослых – управлению дронами. Виктор Николаевич проводит занятия для участников военно-спортивной подготовки в рамках проекта «Будь готов!».
На своём месте
Есть у Виктора Фадеева этакая примечательная, хотя и уже нетипичная для наших дней черта – не любитель он виртуальной публичности, на его страничке в «ВКонтакте» всего-то пара фотографий и единственный комментарий. Зато какой!
«Виктор Николаевич – учитель технологии от Бога» – написала непосредственный руководитель, директор школы № 2 Наталья Щебуняева.
Мы попросили Наталью Владимировну прокомментировать свои слова:
– Виктор Николаевич не стоит на месте, постоянно совершенствуется, вместе с ним развиваются и дети. Он может освоить любое ремесло. Сколько лет за ним наблюдаю, столько и восхищаюсь. От природы этот человек наделён тем тонким чутьём и проницательностью, которые помогают ему услышать внутренний голос ребёнка, понять его мир. Талант педагога помогает Виктору Николаевичу бережно прикасаться к каждой детской душе и без особых усилий оказывать влияние на ум и сердце ребёнка. Поэтому, что главное, дети его очень любят, с радостью идут на его уроки, – поведала Наталья Владимировна.
От табуреток до дронов
В советской школе мальчишки на уроках труда делали табуретки. Теперь осваивают беспилотники. Пока новация коснулась чуть более полусотни школ Сахалинской области, но в планах регионального министерства образования со следующего учебного года запустить проект по всему региону. И словно в качестве предвестника такому вектору в образовательном процессе в мае на Сахалине прошёл первый трёхдневный региональный фестиваль «Взлетай» по беспилотным летательным аппаратам (БПЛА).
Дроны взлетали с аэродрома Пушистый. Фестиваль собрал вместе более 80 учеников сахалинских школ и их наставников – учителей информатики и технологии, включая делегацию из второй школы Анивы: педагога Виктора Фадеева и семиклассника Владислава Аллагулова. Организаторы разделили ребят на команды по три человека в каждой, а команды в свою очередь – по возрастам.
Младшие управляли роем коптеров, участники постарше собирали, программировали и запускали в небо квадрокоптер «Оса», а самые старшие собирали, программировали и пилотировали более сложный аппарат: беспилотник самолётного типа «Орлёнок» с вертикальным взлётом и посадкой.
По словам министра образования Сахалинской области Анастасии Киктевой, все комплектующие для БПЛА – корпуса, рамы, крепежные элементы – производятся на Сахалине. И это потому, что у нас в регионе продолжается работа по производству беспилотных летательных аппаратов. Как известно, производственная линия развернута на базе СКБ САМИ (Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований) Дальневосточного отделения РАН.
На августовском педсовете Виктор Николаевич был отмечен почётной грамотой администрации и Собрания Анивского городского округа «За активное применение в работе современных информационных технологий: управление беспилотными летательными аппаратами».
– Безусловно, наполнение уроков технологии со временем меняется. Если сравнить программу моего школьного детства и сейчас, у нас, к примеру, не было программирования, 3Д-моделирования, тех же БПЛА. Но основа программы всё та же – научить мальчиков сверлить, паять, пользоваться различными инструментами, столярными и токарными станками. Уроки технологии требуют комплексных знаний – геометрии, физики, химии, сейчас к ним добавилась ещё и информатика, – говорит педагог.
Сам учитель руками умеет делать абсолютно всё
В деревне, где рос, по-другому и быть не могло. Трудиться начал ещё школьником, строил сараи, делал ульи. Вместе с отцом увлекался охотой и рыбалкой. К ручному труду, по его словам, тоже талант требуется, как, например, к языкам или точным наукам. Попробуйте выточить примитивный на первый взгляд цилиндрический черенок для швабры или лопаты! У некоторых ребят на эту работу по шесть уроков уходит. Или указку, у которой наконечник должен быть в виде удлинённого конуса.
Даже для этих простых изделий требуется сначала сделать чертёж, правильную разметку, отработать на практике теоретические знания по геометрии. Зато какое счастье принести сделанное своими руками домой, показать родителям. Гордость! И это лучший стимул преодолевать трудности.
А если всё-таки не получается?
– Стараюсь заинтересовать. Работа с детьми требует терпения, ведь у каждого свой характер. Но бывает и так: в пятом классе ему ничего не нравится, а став постарше – в десятом, одиннадцатом – он вдруг увлекается и начинает сам пилить, строгать, паять, – отвечает учитель.
Девочки и мальчики скоро не будут врозь?
Программное наполнение предмета меняется ещё быстрее, чем поколения техники и организация уроков. Да и деление класса на мальчиков и девочек для уроков труда тоже может иметь приметы времени. Ведь ещё в советских школах бывали случаи, когда мальчишки занимались с девчонками, например, в моей (автора этих строк) школе был такой, он по собственному желанию занимался с нами, учился шить и варить компоты.
На что В. Фадеев согласился:
– И сейчас есть такие примеры. Только наоборот: девочка попросилась в мальчишечий класс. Правда, пока это единичные случаи, но тенденция прослеживается такая, что со временем уроки технологии вполне могут стать общими. Мальчики и девочки будут на равных учиться слесарить, плотничать, готовить, получать элементарные знания по электрике и сантехнике, а также прикладные цифровые навыки.
За примерами далеко ходить не надо. На соревнованиях ВорлдСкиллс, всероссийский этап которых несколько лет назад проходил в Южно-Сахалинске, среди сварщиков и токарей было много девушек. И кстати, по мнению педагога, тонкая сварка и пайка у девушек получаются даже лучше.
И ещё одно нововведение ждёт учителей технологии: новые ФГОСы расширят уроки труда до 9 класса включительно. Сегодня изучение предмета ограничивается восьмыми классами.
Помогать – тоже умение
Не первый год учитель готовит команду для участия в традиционной Школе безопасности. Этим летом региональный этап Всероссийских соревнований состоялся на базе лагеря «Сахалинская звезда». В течение первой недели июня дети жили в палаточном лагере и учились действовать в чрезвычайных ситуациях, чтобы в случае таковых, не растеряться и суметь помочь не только себе, но и окружающим.
Задания были сложными, требующими отличной физической подготовки и сноровки. В полной экипировке пожарных ребята соревновались в противопожарной эстафете, учились спасению на воде, бегали кросс, участвовали в силовых упражнениях и проходили «маршрут выживания». В прошлом году анивчане заняли третье место. За эту работу учитель награждён Благодарственным письмом областного министерства образования.
Достижения достижениями, но есть и то, к чему ещё стремиться. О чём мечтает учитель технологии? Конечно же, о новых мастерских, более просторных, в которых появятся современные станки и оборудование.
– Сам учился в деревенской школе, но у нас под мастерские было отведено два помещения: своя столярка, слесарка и распиловочный цех. Имелся даже собственный трактор. Когда закончил школу, вместе с аттестатом получил «корочки» тракториста и в студенческие годы подрабатывал экскаваторщиком, – делится Виктор Николаевич.
Современному человеку, вне всякого сомнения, необходимо уметь обращаться с гаджетами, владеть цифровыми технологиями. Зато умение что-то делать своими руками даёт гармоничное развитие личности. Этому немало способствуют уроки Виктора Фадеева.