Ещё несколько лет назад в России шла дискуссия на тему оптимизации образования путём закрытия малокомплектных школ. Зачастую в таких учебных заведениях количество учеников равнялось количеству учителей. По понятным причинам, это примета сельской местности, где и работает подавляющее большинство малокомплектных школ. Но в последнее время ситуация развернулась на 180 градусов, развитие сельских школ встало в ряд актуальных направлений российской системы образования. А его цель – создать условия, при которых школьники, независимо от места проживания, имеют одинаковые возможности для получения современных знаний. Директор самой малой из трёх малокомплектных школ Анивского городского округа Елена Кокина с такой постановкой вопроса согласна. И рассказала для наших читателей о сегодняшнем дне начальной общеобразовательной школы № 7 с. Успенское, ближайших перспективах.
– Елена Алексеевна, давно ли работаете директором и насколько функционал руководителя сельской школы отличается от его городского коллеги?
– В должности директора Успеновской начальной школы с 2018 года. Сама из Троицкого. До назначения на эту должность работала воспитателем в детском доме, в детском саду «Радуга» села Троицкое. А тут, в Успенском наша школа – без преувеличения – уникальна, поэтому функции руководителя существенно отличаются от должностных обязанностей моих коллег из обычных начальных школ.
В чём особенности? Во-первых, Успеновская школа – начальное звено плюс детский сад, куда принимаются дети с двух лет. Дошкольные группы расположены на втором этаже здания, на первом – смешанные школьные классы-комплекты, в которых занимаются дети с 1 по 4 классы. С переходом в пятый класс наши дети отправляются учиться в школу села Троицкое.
Во-вторых, наши дети учатся по ступенчатому расписанию, которое предполагает разное время начала занятий. В-третьих, есть свои особенности в кадровой политике. Штатное расписание зависит от количества учеников, поэтому у нас, например, 0,25 ставки педагога дополнительного образования, столько же – логопеда и так далее.
То есть все работники, начиная с директора – многостаночники, совмещающие функции нескольких специалистов. У меня, к примеру, нет замов по учебной части и воспитательной работе, отсутствует ставка секретаря и кадрового работника. Всё это входит в функции руководителя.
– Можете описать ваш типичный рабочий день?
– Каждое утро начинается с обхода. Важно убедиться, что всё в порядке, посмотреть, сколько детей пришли на занятия, кто отсутствует и по какой причине, как вообще дела в школе, да и просто для того, чтобы поздороваться. У нас каждый ученик на виду, всех мы знаем в лицо. Потом приходит очередь текущих дел: почта, переписка с вышестоящими организациями, отчёты. Ни дня не обходится у директора без решения хозяйственных задач.
– Сколько у вас учеников и дошкольников? Как оцениваете перспективы школы? Курс на оптимизацию вас рано или поздно коснётся?
– В школе 22 ученика, в детский сад ходит 30 детей. Если под оптимизацией понимать закрытие школы, уверена – нас это не коснётся. Село Успенское удалено от областного и районного центров, школа здесь обязательно должна быть. Она, можно сказать, играет роль градообразующей организации. Тем более, что из села, где сегодня проживает порядка 500 жителей, никто не уезжает, а благодаря программе «Дальневосточный гектар», население даже прирастает.
Недавно вот приехала многодетная семья, и к нам пришли трое ребят. Не секрет, что троицкие школы (начальная и средняя) переполнены, поэтому к нам приезжают обучаться дети из этого крупного села.
– Расскажите о коллективе. Есть проблема с кадрами?
– В начальной школе трудятся педагоги с большим стажем и опытом работы: учителя начальных классов Антонина Владимировна Караульнова и Ольга Витальевна Патутина. Оба учителя имеют вузовские дипломы и в ближайшее время будут держать экзамен на высшую категорию. С дошкольниками тоже работают грамотные специалисты, так Елена Ефимовна Воропаева отдала любимому делу воспитания более 35 лет, за что в прошлом году была награждена Почётной грамотой министерства образования Сахалинской области.
Всех наших педагогов жители села ценят, любят, уважают, потому что почти всё село училось у них, а теперь они учат детей своих бывших учеников. С кадрами проблем нет, на сегодняшний день все ставки заняты. Это объясняется и более высокой заработной платой по сравнению с городом, и льготами для сельских учителей, и небогатым выбором рабочих мест в самом селе, половина жителей которого ездит работать в Южно-Сахалинск.
– Небольшие сельские школы могут называть неэффективными. Не обидно ли такое слышать? Ведь качество образования зависит от количества детей в классе, а в малых классах оно максимально приближено к индивидуальным занятиям.
– Называть малокомплектные школы неэффективными не справедливо. Об этом свидетельствуют результаты всероссийских проверочных работ, которые наши дети пишут на хорошем уровне. Кроме того, мы активно и успешно участвуем во всевозможных конкурсах. Например, дошколята сражаются в хоккей в валенках. Не всегда получается просто набрать команду. То детей не хватает, то родителей трудно уговорить, но, если всё срастается, обязательно заявляемся.
С недавних пор успешно участвуем во всероссийском фестивале школьных хоров «Поют дети России». В прошлом году заняли почётное 3 место. Каждая новая неделя начинается у нас с линейки, на которой ребятам вручаются грамоты и благодарственные письма. Это приятно детям и стимулирует их к ещё большим свершениям. И авторитет школы поднимает.
– Многие известные россияне, особенно старшего поколения, окончили сельскую школу. У вас есть выпускники, которыми гордитесь?
– Нам есть кем гордиться! Выпускники нашей школы, которые и по сей день живут в селе, работают в разных отраслях. Среди них успешный и востребованный учитель, работники правоохранительных органов и других госслужб, нефтяники и защитники нашей Родины. Мы ими гордимся, как и всеми нашими ребятами.
– Не получается ли, что сельская школа работает на город? Не логичнее развивать у ребят, например, навыки работы на земле, а не робототехнику?
– Есть у нас небольшой огород, где мы выращиваем овощи – кабачки, тыкву, капусту, зелень. Работа на земле воспитывает в детях трудолюбие и бережное отношение к природе, да и витаминная добавка из свежих овощей к столу не помешает! В этом году мы вырастили цветочную рассаду для цветников, ни копейки не потратив на её покупку.
Но я уверена, что детям необходимо дать возможность попробовать всё, в том числе и робототехнику. Одним это интересно, глаза горят, другие равнодушны, но ребёнок сам должен выбрать, а как это сделать, не попробовав?
– Назовите проблему, которую уже удалось решить, а также что требует решения в ближайшей перспективе?
– Здание школы, построенное в 1991-м. В 2009-м оно получило капитальный ремонт. В 2019-м выполнен ремонт фасада в соответствии со всеми противопожарными требованиями. До текущего учебного года школа отапливалась керосиновым бойлером, но с нынешнего отопительного сезона будем устанавливать электрокотлы. На случай перебоев с электроэнергией предусмотрен генератор.
Сейчас ведём ремонт системы электроснабжения. В следующем учебном году планируем поменять внутреннюю электропроводку. Всё делается в плановом порядке, так что острых проблем нет. В перспективе хотелось бы уйти от электричества в отоплении и перейти на газ. Готовимся к капитальному ремонту внутренних помещений школы, пока на стадии проектирования.
Что касается ближайших задач: надо распаковать, установить и подключить интерактивное оборудование, поставленное в нашу школу в рамках региональной программы «Цифровая образовательная среда» министерством образования Сахалинской области. Потом будем изыскивать средства на приобретение комплектов для работы с робототехникой.
Недавно побывала на фестивале цифровых технологий, где представили много интересных идей, такие как интерактивные театры, цифровая анимация, робототехника, блогерство в образовании… Всё это теперь очень хочется внедрить у себя.
На заметку
В России более 23 тысяч сельских школ, в которых обучаются 3,8 млн детей. Более половины из них, а это 13 тысяч, являются малокомплектными.
С 2016 года в 45 регионах действуют программы по возвращению учителей в сельские и малокомплектные школы.
В России около 3000 малокомплектных школ. Но на всех, как сообщается в СМИ, не хватает.
Уважаемые педагоги Сахалина и Курил!
Вместе с благодарными учениками и их родителями от всей души поздравляю вас с профессиональным праздником!
Президент России Владимир Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника. Решение главы государства продиктовано важностью для общества профессии учителя.
Педагог встречает детей у порога школы. Помогает выводить первые буквы и готовиться к государственным экзаменам. Ежедневно делится опытом и знаниями. Слова и поступки учителя становятся основой жизненных принципов подрастающих поколений. Так формируется наше общее будущее. Завтрашний день островного региона, всей страны.
Мы стремимся создать необходимые условия, чтобы педагоги Сахалина и Курил могли успешно реализовать свои таланты. В этом учебном году в регионе открылись четыре новые школы. Современное оборудование, которое регулярно поступает в учреждения образования, помогает сделать учебный процесс более интересным и эффективным. Различными мерами поддержки охвачено большинство островных учителей.
Не забываем мы и о подготовке новых кадров. Наши старшеклассники получили возможность попробовать свои силы в педагогике в рамках профильных классов. Уверен, многие из них, полные вдохновения и свежих идей, через несколько лет займут свое место у доски.
Благодарю всех сахалинских педагогов – от молодых учителей до ветеранов – за труд, за стремление сеять разумное, доброе и вечное!
Крепкого вам здоровья, успехов и всего самого доброго! С праздником!
В. Лимаренко, губернатор Сахалинской области
Уважаемые педагоги, ветераны образовательной сферы!
Примите самые тёплые и искренние поздравения с профессиональным праздником – Днём учителя!
Все мы родом из детства. И сколько бы ни минуло лет, мы всегда помним своих первых учителей, которые научили нас читать, писать, разбираться в формулах, закладывая прочный фундамент знаний. Именно вы закладываете основы, которые во многом определяют жизненный путь.
Благодаря вам, дорогие учителя, в Анивском городском округе подрастает новое, замечательное поколение активных, творческих, целеустремленных ребят. Их успехи на районных и региональных конкурсах, школьных олимпиадах и фестивалях красноречиво свидетельствуют о высоком качестве вашего труда. А главная составляющая образовательного процесса – это, конечно же, ваша энергия.
Желаем вам сохранить её на долгие годы! Пусть сбывается всё задуманное во всех сферах жизни! От всей души желаем вам здоровья, творческого вдохновения, оптимизма, талантливых и благодарных учеников! С праздником!
С. Швец, мэр Анивского городского округа
А. Авенян, председатель Собрания депутатов