Визитная карточка МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки – внедрение лучших практик современного образования. Поэтому учреждение активно включилось в реализацию проекта «Бережливая школа». Основная его цель – улучшить условия труда педагогов и учащихся, повысить качество и производительность образовательного процесса.
О принципах работы
По сообщению правительства Сахалинской области, в островном регионе насчитывается 12 образцовых образовательных учреждений, сертифицированных на федеральном уровне. По этому показателю регион вошел в тройку лучших в России.
Принято считать, что бережливое производство – принцип работы, в основе которого лежит оптимизация затрат, устранение всех возможных потерь и рост качества услуг – это именно производственный вопрос. Однако сегодня в современном российском образовании активно развивается проект «Бережливая школа», разрабатывающий и внедряющий бережливые технологии, повышающие качество образования с минимальными затратами.
По мнению директора школы В.Н. Калининой, использование подходов и инструментов бережливых технологий позволяет улучшить качество преподавания и усвоения учащимися изучаемых дисциплин за счёт устранения потерь времени и повышения эффективности организации учебного процесса, повысить удовлетворённость детей и их родителей как общим уровнем организации работы образовательного учреждения, так и другими процессами.
Одновременно, вследствие оптимизации деятельности сотрудников образовательного учреждения и связанного с этим высвобождения дополнительного времени расширяются возможности по их самообразованию и повышению квалификации, а также общий уровень удовлетворённости педагогов данного учреждения. Другими словами, в такой школе и педагогическому, и ученическому коллективу живётся легко и комфортно, работается творчески и продуктивно.
Системный подход
Педагогический коллектив, вдохновлённый идеей, активно включился в работу. Поскольку Огоньковская школа стала центром притяжения для жителей села, на первом этапе было создано общественное собрание, в которое вошли активные граждане и родители. В феврале 2023 г. прошло заседание с целью определения проблем и формирования предложений по улучшению деятельности учреждения. Также были представлены проекты и улучшения, находящиеся в стадии реализации. Было решено подобные собрания проводить ежемесячно.
Руководство школы и проектная команда хорошо понимают, что при выполнении поставленных задач нельзя ограничиться только «точечным» внедрением бережливых инструментов и реализацией локальных бережливых проектов, необходимо использовать системный подход. В рамках такого подхода для педагогов и сотрудников внутренними тренерами, прошедшими предварительно базовый курс «Тренинг для тренеров», было проведено обучение инструментам бережливых технологий в форме деловой игры «Фабрика процессов». В итоге участники увидели, как технологии бережливого производства помогают эффективно организовать деятельность.
Педагоги научились работать в команде
И быть нацеленными на единый результат, выявлять потери, анализировать проблемы и оформлять предложения по улучшению, выстраивая свой рабочий процесс. Был составлен план обучения педагогов и разработана обучающая презентация с примерами из собственного учреждения.
Немаловажное дополнение: в школе разработаны и утверждены система подачи и реализации предложений по улучшению и положение о поощрении сотрудников за подачу предложений по улучшению и за участие в проектах «Бережливое производство». По мнению руководителей проекта, вопрос об инициативе и стимулировании инициативных сотрудников является исключительно важным в такой работе.
Проект требует изменения сознания и отношения к действительности. И здесь энтузиазм должен подкрепляться внешними поощрениями. Сегодня весь коллектив школы принимает активное участие в работе проектных групп, работает над улучшением и оптимизацией учебного процесса, сбором документов. В течение полугода в учреждении были реализованы 5 проектов с применением инструментов бережливого производства.
Метод картирования
Одним из первых стал лин-проект по оптимизации действий воспитанников и воспитателей в режимных моментах ДОУ, в рамках которого были разработаны и визуализированы алгоритмы для развития культурно-гигиенических навыков детей, их самостоятельной деятельности, организации образовательной деятельности дошкольников.
Казалось бы, это так привычно – научить ребёнка мыть руки, правильно одеваться, работать с клеем и пластилином, посещать туалет. Для детей же это целая наука. На формирование этих навыков уходит много времени, не всегда работа сопровождается положительными эмоциями, часто кажется ребёнку скучной повинностью. Для решения проблемы использовался метод картирования: посмотрел-вспомнил-повторил в действии.
Алгоритмы, разработанные творческой группой, в виде ярких, красочных картинок помогают лучшему восприятию жизнедеятельности в группе, адаптироваться в новых и непривычных условиях. А процесс освоения режимных моментов проходит гораздо быстрее. В результате ребёнок чувствует себя взрослым, самостоятельным, незаметно для себя с раннего возраста принимая ценности бережливых действий.
Оптимизация работы педагога
Не секрет, что одной из самых серьёзных проблем современной школы является большая загруженность педагогов и вечная нехватка времени, что приводит не только к снижению производительности, но и профессиональному выгоранию. На решение этих проблем были направлены проекты «Оптимизация работы по подготовке к праздничному мероприятию», «Разработка и внедрение алгоритма аттестации педагогических работников», «Оптимизация рабочих мест сотрудников», «Оптимизация процесса подготовки к уроку физкультуры».
Реализация проектов позволила педагогам существенно экономить время и работать более продуктивно. Так, чтобы оптимизировать процесс подготовки к мероприятию, был разработан регламент проведения, исключён бумажный документооборот, внедрены фиксированные шаблоны документов. Для проекта по организации рабочих мест были разработаны стандарты рабочего места и хранения документов, что позволяет легко найти необходимые документы не только на своем, но и на рабочем месте коллег.
Использование процесса картирования позволяет навести порядок на рабочем месте, чтобы более эффективно и более оперативно выполнять поставленные задачи. Это также сократило временные потери при выполнении различных видов работ, повысило работоспособность сотрудников.
Подготовка к аттестации, связанная с огромными затратами времени, ещё одна серьёзная проблема для любой школы. Деятельность педагога многогранна и не всегда преподаватель, в силу большой занятости, собирает «следы» этой деятельности в разных направлениях в цифровом формате. Поэтому на этапе подготовки к аттестации очень часто оказывается, что у преподавателя готовые к загрузке и описанию материалы находятся на разрозненных ресурсах, в бумажном варианте и даже утеряны. Создание школьной платформы для сбора материалов об индивидуальной деятельности педагогов существенно облегчило подготовку к аттестации как для преподавателя, так и для методической службы учреждения.
Ещё четыре проекта «Бережливой школы» – в стадии разработки и реализации
Может сложиться впечатление, что «Бережливая школа» – проект экономический. Но школа на то и школа, чтобы обучать и воспитывать. Здесь ничего не делается вне воспитательного и образовательного процессов. Педагоги школы № 3 с. Огоньки убеждены, что проект не только сформирует комфортную среду, но и воспитает бережливую личность. Ведь, как известно, воспитывает прежде всего жизненный пример. Поэтому структурируя, визуализируя и оптимизируя, педагогический коллектив растит кадры, владеющие методами и инструментами бережливого производства и обладающие качественно новым мышлением.
«На предприятие придёт уже готовый специалист, умеющий ставить и достигать цели, способности которого будут являться конкурентным преимуществом, его не надо будет переучивать и готовить дополнительно», – утверждает вдохновитель проекта – директор школы В.Н. Калинина.
Бережливая общеобразовательная организация – это думающая организация, сотрудники которой постоянно анализируют процессы, выявляют потери и проблемы, улучшают и совершенствуют работу организации для блага людей. Важно осознать, что создание бережливой школы – это не моментальное преобразование, а долгий путь обучения, проб, анализа и совершенствования. Работа над созданием новых улучшений и оптимизации рабочих процессов в учреждении продолжается.
А. Алексеева