Как работать творчески и продуктивно, знают в Огоньковской школе

17 августа 2023, 02:00Образование и наукаФото: из архива СОШ №3

Бережливая школа – тренд современного российского образования

Визитная карточка МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки – внедрение лучших практик современного образования. Поэтому учреждение активно включилось в реализацию проекта «Бережливая школа». Основная его цель – улуч­шить условия труда педагогов и учащихся, повысить качество и про­изводительность образовательного процесса.

О принципах работы

По сообщению правительства Сахалинской области, в островном регионе насчитывается 12 образцовых образовательных учреж­дений, сертифицированных на федеральном уровне. По этому показателю регион вошел в тройку лучших в России.

Принято считать, что бережливое производство – принцип работы, в основе которого лежит оптимизация затрат, устранение всех воз­можных потерь и рост качества услуг – это именно производственный вопрос. Однако сегодня в современном российском образовании активно развивается проект «Бережливая школа», разрабатывающий и внедряющий бережливые технологии, повышающие качество образования с минималь­ными затратами.

По мнению директора школы В.Н. Калининой, использова­ние подходов и инструментов береж­ливых технологий позволяет улучшить качество преподавания и усвоения учащимися изучаемых дисциплин за счёт устранения потерь времени и по­вышения эффективности организации учебного процесса, повысить удовлет­ворённость детей и их родителей как общим уровнем организации работы образовательного учреждения, так и другими процессами.

Одновременно, вследствие оптимизации деятель­ности сотрудников образовательного учреждения и связанного с этим вы­свобождения дополнительного вре­мени расширяются возможности по их самообразованию и повышению квалификации, а также общий уровень удовлетворённости педагогов данного учреждения. Другими словами, в такой школе и педагогическому, и учени­ческому коллективу живётся легко и комфортно, работается творчески и продуктивно.

Системный подход

Педагогический коллектив, вдох­новлённый идеей, активно включился в работу. Поскольку Огоньковская школа стала центром притяжения для жителей села, на первом этапе было создано общественное собрание, в которое вошли активные граждане и родители. В феврале 2023 г. прошло заседание с целью определения про­блем и формирования предложений по улучшению деятельности учреж­дения. Также были представлены проекты и улучшения, находящиеся в стадии реализации. Было решено подобные собрания проводить еже­месячно.

Руководство школы и проектная ко­манда хорошо понимают, что при вы­полнении поставленных задач нельзя ограничиться только «точечным» вне­дрением бережливых инструментов и реализацией локальных бережливых проектов, необходимо использовать системный подход. В рамках такого подхода для педагогов и сотрудников внутренними тренерами, прошедшими предварительно базовый курс «Тре­нинг для тренеров», было проведено обучение инструментам бережливых технологий в форме деловой игры «Фа­брика процессов». В итоге участники увидели, как технологии бережливого производства помогают эффективно организовать деятельность.

Педагоги научились работать в команде

И быть нацеленными на единый результат, выявлять потери, анализировать про­блемы и оформлять предложения по улучшению, выстраивая свой рабочий процесс. Был составлен план обучения педагогов и разработана обучающая презентация с примерами из собствен­ного учреждения.

Немаловажное дополнение: в школе разработаны и утверждены система подачи и реализации предложений по улучшению и положение о поощрении сотрудников за подачу предложений по улучшению и за участие в проек­тах «Бережливое производство». По мнению руководителей проекта, во­прос об инициативе и стимулировании инициативных сотрудников является исключительно важным в такой работе.

Проект требует изменения сознания и отношения к действительности. И здесь энтузиазм должен подкрепляться внеш­ними поощрениями. Сегодня весь коллектив школы при­нимает активное участие в работе про­ектных групп, работает над улучшением и оптимизацией учебного процесса, сбором документов. В течение полуго­да в учреждении были реализованы 5 проектов с применением инструментов бережливого производства.

Метод картирования

Одним из первых стал лин-проект по оптимизации действий воспитанников и воспитателей в режимных моментах ДОУ, в рамках которого были разра­ботаны и визуализированы алгоритмы для развития культурно-гигиенических навыков детей, их самостоятельной деятельности, организации образова­тельной деятельности дошкольников.

Казалось бы, это так привычно – на­учить ребёнка мыть руки, правильно одеваться, работать с клеем и пласти­лином, посещать туалет. Для детей же это целая наука. На формирование этих навыков уходит много времени, не всегда работа сопровождается положительными эмоциями, часто ка­жется ребёнку скучной повинностью. Для решения проблемы использовался метод картирования: посмотрел-вспом­нил-повторил в действии.

Алгоритмы, разработанные творческой группой, в виде ярких, красочных картинок по­могают лучшему восприятию жизнеде­ятельности в группе, адаптироваться в новых и непривычных условиях. А процесс освоения режимных моментов проходит гораздо быстрее. В результа­те ребёнок чувствует себя взрослым, самостоятельным, незаметно для себя с раннего возраста принимая ценности бережливых действий.

Оптимизация работы педагога

Не секрет, что одной из самых серьёзных проблем современной школы является большая загруженность пе­дагогов и вечная нехватка времени, что приводит не только к снижению произво­дительности, но и профессиональному выгоранию. На решение этих проблем были направлены проекты «Оптими­зация работы по подготовке к празд­ничному мероприятию», «Разработка и внедрение алгоритма аттестации педагогических работников», «Опти­мизация рабочих мест сотрудников», «Оптимизация процесса подготовки к уроку физкультуры».

Реализация проектов позволила педагогам существенно экономить время и работать более про­дуктивно. Так, чтобы оптимизировать процесс подготовки к мероприятию, был разработан регламент проведения, исключён бумажный документооборот, внедрены фиксированные шаблоны документов. Для проекта по организа­ции рабочих мест были разработаны стандарты рабочего места и хранения документов, что позволяет легко найти необходимые документы не только на своем, но и на рабочем месте коллег.

Использование процесса картирования позволяет навести порядок на рабочем месте, чтобы более эффективно и более оперативно выполнять постав­ленные задачи. Это также сократило временные потери при выполнении различных видов работ, повысило ра­ботоспособность сотрудников.

Подготовка к аттестации, связан­ная с огромными затратами времени, ещё одна серьёзная проблема для любой школы. Деятельность педа­гога многогранна и не всегда препо­даватель, в силу большой занятости, собирает «следы» этой деятельности в разных направлениях в цифровом формате. Поэтому на этапе подготовки к аттестации очень часто оказыва­ется, что у преподавателя готовые к загрузке и описанию материалы на­ходятся на разрозненных ресурсах, в бумажном варианте и даже утеряны. Создание школьной платформы для сбора материалов об индивидуальной деятельности педагогов существенно облегчило подготовку к аттестации как для преподавателя, так и для методи­ческой службы учреждения.

Ещё четыре проекта «Бережливой школы» – в стадии разработки и реализации

Может сложиться впечатление, что «Бережливая школа» – проект эконо­мический. Но школа на то и школа, чтобы обучать и воспитывать. Здесь ничего не делается вне воспитатель­ного и образовательного процессов. Педагоги школы № 3 с. Огоньки убеж­дены, что проект не только сформирует комфортную среду, но и воспитает бережливую личность. Ведь, как из­вестно, воспитывает прежде всего жизненный пример. Поэтому структу­рируя, визуализируя и оптимизируя, пе­дагогический коллектив растит кадры, владеющие методами и инструментами бережливого производства и обладаю­щие качественно новым мышлением.

«На предприятие придёт уже готовый специалист, умеющий ставить и дости­гать цели, способности которого будут являться конкурентным преимуще­ством, его не надо будет переучивать и готовить дополнительно», – утверж­дает вдохновитель проекта – директор школы В.Н. Калинина.

Бережливая общеобразовательная организация – это думающая органи­зация, сотрудники которой постоянно анализируют процессы, выявляют потери и проблемы, улучшают и со­вершенствуют работу организации для блага людей. Важно осознать, что создание бережливой школы – это не моментальное преобразование, а долгий путь обучения, проб, анализа и совершенствования. Работа над соз­данием новых улучшений и оптимиза­ции рабочих процессов в учреждении продолжается.

А. Алексеева

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

 

- Вконтакте;

 

- Одноклассники;

 

- Telegram.