Троицкий историк состоит в региональной комиссии в качестве эксперта по проверке ЕГЭ

7 октября 2022, 06:00Образование и наука
Фото: из архива О. Горницкой

Любовь к предмету не рождается сама по себе

Олеся Горницкая работает учителем в Троицкой школе почти 25 лет. Она прошла большой путь от старшей пионервожатой до лауреата об­ластного конкурса «Учитель года» в 2010-м, имеет награды министерства образования. Руководит аттестационной группой учителей истории в на­шем регионе. Коллеги отзываются о ней, как о добром, чутком педагоге, любящем своё дело и детей. В преддверии Дня учителя наш корреспон­дент попросил её поделиться профессиональными секретами.

– Олеся Владимировна, как вы начали педагогическую деятель­ность?

– Родилась на Кунашире. Там закончила среднюю школу и пере­ехала на Сахалин в Троицкое. Село было выбрано не случайно. В детстве приезжала сюда к род­ственникам на лето. Нравился этот благоухающий, цветущий район. Казалось, что лучшего места нет. Так считаю и по сей день.

Закончила Сахалинский государ­ственный университет. Кроме основной профессии «учитель истории», выучилась на логопеда и воспитателя дошкольного образования. Устро­илась в Троицкую школу, сначала педагогом-организатором, раньше эта должность называлась старший пионервожатый, затем учителем истории и обществознания. Кроме этого, в старших классах преподаю экономику и право.

Для меня было важно выбрать специальность историка, посколь­ку со школьных лет этот предмет нравился. Возможно, потому, что учитель давал нам хорошие знания и привил любовь к истории. Он же, кстати, открыл музей на Кунашире.

– Как проходит внеурочная и досуговая работа с детьми?

– Стараемся проводить с пользой. Являюсь классным руководителем 11 «А». Конечно, с выпускниками ра­боты больше. В этом году у них ЕГЭ, поэтому задача как следует подгото­вить их к этому важному испытанию.

К тому же мероприятия у нас чаще всего проводятся патриоти­ческой направленности. Посещаем островные музеи, изучаем историю региона. Также раз в год организуем экскурсию для наших учеников по достопримечательным местам Южно-Сахалинска. Участвуем в различных олимпиадах, акциях, посвящённых здоровому образу жизни, экологии, интеллектуально-игровых мероприятиях. Вот, например, к 350-летию со дня рождения Петра I организовали блог программ, в которых дети проявили знания.

К слову о музеях, в СОШ № 5 есть свой музейный уголок, который существует здесь много лет. Неслучайно школа названа в честь Григория Светецкого (Героя СССР). Он приезжал в наше учебное заведение в послевоенные годы, встречался со школьниками, рассказывал о себе, подвигах боевых товарищей. С тех пор наш музейный клуб стал пополняться историями и о других Героях СССР, в особенности тех, которые проживали в селе.

– Есть раздел истории, кото­рый больше всего нравится преподавать?

– Считаю, что у учителя нет и не должно быть тем, которые бы ему нравились больше или меньше. Задача любого историка – дать понимание и представление детям обо всём, что происходило в мире. Если не изучать предмет глубоко, то каркас знаний формируется непрочным, без иммунитета к обманчивому влиянию сомнительных публикаций в Интернете. Ведь история – не просто предмет с теми или иными событиями, но и наука, располагающая к размышлениям, философствованию, анализу. Не зря же говорится: «История – наука не о прошлом, а о будущем».

– Самый популярный предмет среди выпускников для сдачи экзаменов – «обществознание». В то же время они сетуют на то, что задания слишком сложные и местами запутанные. Так ли это?

– Действительно, многие выпускники сдают ЕГЭ именно по обществознанию, так как его проходной балл – самый высокий. Поскольку не только преподаю обществознание, но и являюсь экспертом по проверке ЕГЭ в составе региональной комиссии, глубже знаю экзаменационный материал и его содержание, поэтому понимаю старшеклассников. Но проблема в том, что на уроках изучается теория, а на экзаменах приходится сталкиваться с практическими задачами.

Часто говорю, что обществознание – не математика, где дважды два – четыре. Предмету требуется широкий кругозор, нужно логически мыслить, уметь находить подводные камни, так как задания, действительно, могут быть запутанными. И, конечно, чтобы сдать экзамен удачно, нужно готовиться и изучать материал.

– Продолжаете ли вести занятия в воскресной школе?

– Сейчас уже не веду. Но несколько лет в Троицком храме преподавала «Основы православной культуры». Некоторые темы схожи со школьной программой. Например, в обеих программах есть информация о жизни Александра Невского, который был не только великим русским правителем, полководцем и мыслителем, но и святым, особо почитаемым в народе. Но всё-таки в светской науке материал подается под другим углом. Поэтому где-то мне было сложно перестроиться. Но, преподавая в воскресной школе, многому научилась, в том числе, приобрела навыки, которые очень пригодились в педагогике.

– Как можете охарактеризовать современное поколение? Какие подходы используете в работе с детьми?

– Современное поколение – ещё более любознательное, как теперь думается. Однако, как говорилось ранее, нужно создать правильные ориентиры для детей. Чтобы черпали информацию не из разных непроверенных источников, а читали книги, углубленно изучали школьные предметы.

Главный подход к детям – любовь. Она позволяет выстраивать доверительные, дружеские взаимоотноше­ния с ребятами. Кстати, в этом году у меня очередной выпускной класс. Поддерживаю связь практически со всеми бывшими учениками. За каждого радуюсь или переживаю.

Авторы:Иван Кулезин