На большом педсовете обсудили главный вопрос: как учить детей в новых реалиях?

2 сентября , 05:00Образование и наука
Фото: пресс-службы администрации округа

Дискурс про новые стандарты, планы, возможности

Во всех школах области вводят обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты.  Об этом говорилось на панельной дискуссии августовского педагогического совета  в РДК.  Педагоги обсудили тему современного образования в разрезе новых требований, возможностей и ответственности. Выступили эксперты, поделившиеся мнением и опытом работы.

Про новые ФГОСы

Из 79 учителей, переходящих на эти образовательные стандарты, прошли обучение и повысили квалификацию все без исключения. 39 педагогов работают в так называемом «конструкторе» портала «Единое содержание общего образования». Там размещены все рабочие программы по различным предметам, нормативно-правовая база, методические мате-риалы.

Это отличный ресурс, помощь учителю, классному руководителю. По теме с докладом выступила начальник отдела реализации государственной политики в сфере общего образования министерства образования Сахалинской области Елена Шишова. Она отметила актуальные аспекты единого общего образования в целом.

В частности, что заканчивается доработка учебников и всех учебных пособий, которые будут использованы в следующем учебном году по единому стандарту. Сильных изменений в них не будет, но добавятся задания на развитие функциональной грамотности. Также увеличено количество учебных часов для школ, которые будут обучаться по шестидневной рабочей неделе.

В этом году на обновлённые ФГОСы обязательно переходят первые и пятые классы, в следующем по ним будут обучаться с первого по седьмой классы и далее – с первого по девятый. Меняется подход к итоговому сочинению, на что педагогам, обучающим выпускников, следует обратить внимание. Сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

В новом ФГОСе предусмотрено десять часов на внеурочную деятельность. Ранее школы использовали это время по своему усмотрению, исходя из возможностей образовательных организаций. Теперь эти часы предлагается распределить следующим образом: один час – разговор о важном, три часа – углубленное изучение предметов, один час – формирование функциональной грамотности, один час – профориентационная работа и финансовая грамотность, два часа – развитие личности и самореализации, два часа – комплекс воспитательных мероприятий.

Эксперт отметила, что новый урок «Разговоры о важном» должен проходить один раз в неделю по понедельникам первым уроком во всех классах. Руководитель проводит таким образом классный час, посвящённый разным темам, в том числе значимым событиям для нашей страны. Это поможет формировать у учащихся чувства гражданственности, патриотизма, приобщения к культуре, традициям и т.д.

В новом учебном году также стартует проект «Школа минпросвещения России», который направлен на создание идеальной российской школы. Пилотными учебными заведениями будут те, кто участвуют в региональном проекте модернизации систем образования. В Анивском районе это СОШ № 4 с. Таранай.

Предстоящий год – Год педагога и наставника. Для поощрения заслуженных деятелей сферы образования были утверждены новые почётные звания. В данный момент разрабатывается новая система аттестации педагогических кадров. Поставлена задача – до 2024 года открыть в Сахалинской области 24 психологопедагогических класса. Скоро один из таких будет создан в СОШ № 1 Анивы.

Как воспитать достойное подрастающее поколение?

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка воспитанным и обра- зованным. К сожалению, не всегда это получается. Зачастую взрослые не прилагают особых усилий, а просто отдают сына или дочь в школу, думая, что там из него вырастят достойного гражданина.

Попытался ответить на риторический вопрос один из экспертов, настоятель православного храма им. Серафима Саровского протоиерей Димитрий:

– Невоспитанных людей нет. Дело в том, как воспитывать… Ведь этот процесс начинается не в школе, а сразу после рождения малыша. Необходимо дать ему правильные ориентиры, уделять больше внимания и времени. Ну и как ребёнок будет познавать мир, развиваться и учиться культуре, зависит напрямую от родителей. Папы и мамы – главный пример в жизни. Поэтому стоит начать с себя. Ну и, конечно, родителям следует быть в сотрудничестве с учителями, чтобы не возникало недопонимания. Должно быть налажено взаимное и доверительное общение между родителем, ребёнком и педагогом.

Представителя церкви поддержала и участница родительского сообщества Мария Игнатова, заявив, что первыми педагогами являются родители, которые обязаны заложить фундамент физического и интеллектуально-нравственного здоровья детей. В последние годы популярными становятся занятия для дошкольников вместе с семьёй, что позволяет выполнять как образовательную, так и воспитательную функции. Процесс обучения ребёнка будет во много раз эффективнее, если семья и школа объединятся.

Система дополнительного образования

Она обладает огромным воспитательным потенциалом, подчеркнула методист отдела методической поддержки образовательных программ и внедрения новых форм дополнительного образования регионального модельного Центра ДО Сахалинской области Ольга Рейнгард. Первый этап проекта «Концепция дополнительного образования детей» осуществлён в 2014–2020 годах, что позволило достичь глобального прорыва. В частности, открылось множество направлений деятельности и кружков для детей, обновлена материально-техническая база. Однако проблемы остаются по сей день.

Например, недостаточная эффективность межведомственного и межуровнего взаимодействия, неразвитость механизма учёта индивидуальных потребностей ребёнка, содержание методов обучения, кадровая проблема и т.д.

Новый этап проекта планируется внедрить до 2030 года. Он подразумевает создание условий для саморазвития ребят, а также воспитания социально-ответственной личности. Для этого будут выполнены следующие задачи: социальная реабилитация детей, в первую очередь детей-инвалидов, включение в программу допобразования по всем направлениям, включая функциональную грамотность, духовное становление человека, развитие системы наставничества, реализацию современных образовательных моделей, создание тематических кружков, музеев, театров, медиацентров в образовательных учреждениях, организацию экскурсий к достопримечательным и культурно-историческим местам региона, развитие профессиональных качеств педагогов.

Должны быть использованы и современные методы: организация краткосрочных учебных программ, профильных лагерей, использование сетевого взаимодействия. В 2022-2024 годах в регионе планируют разработать «дорожные карты» развития школьных музеев, медиацентров, спортивных клубов. В каждом учебном заведении должен быть свой школьный театр как предмет дополнительного образования или внеурочной деятельности.

Проектная деятельность и гранты

На августовском совещании озвучивались материальные идеи, но не всегда у учебных заведений и школ имеются средства на их реализацию. Хорошее подспорье в данном вопросе – гранты. Эксперт Всероссийского конкурса молодёжных проектов «Росмолодёжь» Жанна Котова из Москвы рассказала, как можно получить грант на развитие образовательного процесса. К тому же, в нём могут участвовать не только учителя, но и ученики старших классов, выпускники. Платформы «Капитал грантов» и «Гранты.РФ» станут отличным пособием для начинающих. По завершении августовского совещания учителям, руководителям образовательных учреждений вручили грамоты и благодарственные письма. Мероприятие стало своеобразным рубежом между прошедшим и новым учебным годом, когда обозревают итоги, задают ориентиры и определяют траектории дальнейшего развития всей системы образования в районе.

Авторы:Иван Кулезин