Не поспоришь, виртуальная реальность прочно поселилась в школьных классах, к радости подрастающего поколения. Вот только при всех её несомненных плюсах поколение «отцов и дедов» ворчит, что современные дети, засиживающиеся перед мониторами цифровой техники, даже лопату в руках держать не умеют, что отчасти верно. В сельских школах, где уклад жизни ближе к земле, это неумелое владение землеройным инструментом не так критично, благодаря, в том числе, и таким педагогам-энтузиастам, как Николай Барков.
Островитянин от рождения
В средней таранайской школе № 4 он преподаёт физическую культуру. Николай Александрович из тех редких по нынешним временам людей, которые живут по поговорке: «Где родился – там и пригодился». Коренной анивчанин, он ещё в детстве и юности, когда мальчишки его поколения взрослели исключительно в условиях не виртуальной, а реальной реальности, ногами изучал окрестности Анивы и не только. Итуруп, Кунашир, Шикотан, вулканы Баранского, Менделеева, Тятя… Минералы и вулканический пепел с Курильских островов стали экспонатами школьного музея. Но о нём – чуть позже...
Увлечение туризмом, природой и историей родного края, которые лучше всего постигаются посредством пеших путешествий, заслуженный учитель Сахалинской области принёс с собой и в школу. Много лет подряд он с ребятами ежегодно ходил в туристический поход к мысу Крильон. В 2020 году был отмечен памятным почётным знаком «100 лет детскому туризму России».
– В таких походах старшие ребята, имеющие туристский опыт, учат новичков: как колоть дрова, развести костёр и приготовить пищу в котелке, как ставить палатку. Моя задача сводилась к тому, чтобы назначить дежурных по кухне, расписать график дневальных, и походная жизнь шла своим чередом, – рассказывает Николай Александрович.
Ольховатка
В последние годы в походной жизни школьников возникла пауза. А вот ближний маршрут, к речке Ольховатке – напротив, стал ежегодным, в этом году побывали там даже дважды: в июне и в сентябре. Когда-то здесь стоял одноимённый посёлок, но в середине 70-х, когда бригаду Таранайского отделения совхоза «Анивский» упразднили, а местных жителей переселили в Таранай, он исчез с карты островного региона.
Люди ушли, а сельское кладбище осталось. Правда, в августе-сентябре 1984 года, во время совместных с Вьетнамом тактических учений, заброшенное кладбище изрыли окопами. Поэтому, когда сестра одного из погибших на Сахалине лётчиков обратилась в военкомат с просьбой помочь найти место захоронения брата, поисковикам пришлось постараться.
Трагедия произошла 10 июля 1946 года. На стрелково-бомбардировочном полигоне Таранай во время выполнения тренировочного полёта на высоте 600 метров у самолёта Ил-2 загорелся мотор и он, стремительно теряя высоту, с креном 50-60 градусов врезался в землю. Оба члена экипажа – Михаил Солдатов и Пётр Караваев – погибли.
Местоположение могил советских лётчиков установили тогда краеведы Покровской школы Долинского района. А вот сам мемориальный комплекс – первый в Анивском районе – появился благодаря Николаю Баркову и его супруге и коллеге Татьяне Александровне, преподавателю географии той же школы.
6 ноября 2006 года на облагороженном погосте состоялся митинг в честь открытия мемориала. Теперь это кладбище – зона ответственности таранайских школьников. Каждый год ребята проводят здесь генеральную уборку: косят траву, высаживают цветы, красят ограду. В последние годы в Ольховатку приезжают ребята из других школ Анивского района. Этим летом по просьбе Совета ветеранов главный библиограф-краевед Галина Штепа организовала сюда экскурсию для представителей старшего поколения.
Памятник истории местного значения
Такой статус комплексу «Ольховатка» присвоили через год после открытия мемориала. Таранайские школьники не только ухаживают за безымянными захоронениями, но и занимаются активной поисковой работой, благодаря чему были идентифицированы ещё две могилы. Теперь из 18 захоронений – четыре именные, там покоятся лётчики – лейтенант Михаил Иванович Солдатов, сержант Пётр Михайлович Караваев, Иван Фёдорович Коробов и зенитчик-артиллерист Анатолий Иванович Старков.
В 2020 году ребятам из регионального отделения ООД «Поисковое движение России» в Сахалинской области удалось найти место гибели экипажа самолета Ил-2. Из воронки извлекли фрагмент плоскости крыла и установили на территории кладбища.
– Знать историю места, в котором живёшь, очень важно. И не только ради расширения исторического кругозора. Ребятам очень интересно заниматься поисковой работой. Быть может, кто-то из них решит стать историком или археологом. Они приучаются трудиться, что тоже немаловажно. Приобщаются к здоровому образу жизни. Мы же не только кладбище убираем, но и параллельно изучаем местную флору, минералы. Ребята задают множество вопросов. И после таких субботников им есть что обсудить со своими родителями и дедами, а значит, крепнет связь поколений, – объясняет Николай Александрович.
Задумка к форуму сельских педагогов
Мероприятие планируется на Сахалине в начале ноября, об Ольховатке будут рассказывать сами дети. Именно они дадут самый полный ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок-аннотацию этого материала. Что же касается музея, собранного Николаем Александровичем, его экспонаты могут рассказать о развитии сразу нескольких областей знаний.
Счёты, логарифмическая линейка и калькулятор размером с современный ноутбук – о математике. Череп дельфина, позвонок кита – о подводном мире Охотского моря. Черепки, наконечники, древние топоры со стоянки древнего человека, найденные при строительстве ЛЭП – о далёком прошлом Сахалина. Коллекция минералов – о прошлом и, возможно, будущем островного региона. Главное, что все эти находки – отличные наглядные пособия.
– Когда нашу школу в начале 2000-х посетил тогдашний губернатор Сахалинской области Иван Павлович Малахов, он заметил часть экспонатов в кабинете истории и спросил: «Когда музей будет?». Я ответил, что для музея нужны витрины, и в самое ближайшее время школа получила 150 тысяч рублей на их покупку. Приобрели тогда чуть более десятка витрин, но, если их будет вдвое больше, их тоже найдётся чем заполнить, – уверяет краевед.
Из книги памяти «Вечный полёт»
Выпуск книги подготовили поисковики нашего региона. По их сведениям, грунтовый аэродром Ольховатка находился 3 км южнее п. Таранай на западном побережье залива Анива. На нём с 1945 года по середину 50-х годов дислоцировался сначала 58-й истребительный авиационный полк, затем 42-й истребительный авиационный полк ВВС Тихоокеанского флота.
В разное время на нём базировались: Ил-2, УЛа-11, P-63 «КинКобра». Теперь же взлётно-посадочной полосы не существует, на этом месте расположены сельскохозяйственные поля.
Михаил Иванович Солдатов и Пётр Михайлович Караваев служили во 2-й эскадрилье 60-го штурмового авиационного полка 16-й смешанной авиационной дивизии ВВС ТОФ. Пётр Михайлович Караваев родился в 1926 году. Других сведений о нём нет. Михаил Иванович Солдатов родился 9.01.1924 года в д. Гранки Пензенской области.
С 1941 года – курсант Военно-морского авиационного училища им. И.В. Сталина, затем курсант Военно-морского минно-торпедного авиационного училища им. С.А. Леваневского. В рядах ВВС с 1943 года. Участник Великой Отечественной войны. Награждён орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени во время службы на Черноморском флоте в 1944 году. Звание лейтенанта получил в 1945 году. Был заместителем командира 2-й эскадрильи 60-го авиационного полка 16-й смешанной авиационной дивизии ВВС ТОФ.
Отвлечение про оксюморон
Понятие обозначает нарочитое сочетание противоречивых понятий. И каждое из столетий обогатило русский язык своим оксюмороном. В XIX-м это был «Живой труп», в XX-м – «Горячий снег», XXI век отметился виртуальной реальностью, начавшейся с индустрии развлечений, но на сегодняшний день ставшей неотъемлемой частью важных для человека сфер жизни, включая даже медицину, строительство, науку. И школьному образованию без него тоже никак не обойтись.
В краеведении, несомненно, есть начало, примиряющее виртуальность и реальность, поскольку краеведческие материалы публикуют в Интернете. Но чтобы их собрать, нужна кропотливая работа по изучению прошлого и настоящего, в том числе и с помощью самой обычной лопаты. В сельских школах встретили с одобрением, когда в школьных программах 5 сентября 2023 года в Госдуме предложили разработать региональные образовательные программы для средних школ, направленные на обязательное изучение школьниками истории и традиций родного края, а также федеральную концепцию изучения истории родного края. А также появилась и надежда в сердце. Немало уже наработано энтузиастами, и всё это теперь будет востребовано.