Новый прокурор Анивского района Вадим Евдокимов более трёх месяцев на своём посту. Успел оценить соблюдение законодательства в нашем муниципальном образовании, и ему есть с чем сравнивать. Вадиму Валериевичу довелось работать в разных частях Сахалина, на севере и юге острова. При этом неоднократно поощрялся Генеральным прокурором РФ, прокурором Сахалинской области, Почётный работник прокуратуры Российской Федерации. Поэтому виденье округа старшим советником юстиции особенно интересно, как и актуальные аспекты деятельности прокуратуры в настоящее время.
– Вадим Валериевич, вы коренной сахалинец?
– Нет, родился во Владивостоке. Родители перевезли меня на Сахалин в детстве, окончил в Холмске школу, затем – Дальневосточный государственный университет по специальности «Юриспруденция». Приступил к службе в органах прокуратуры в 1998 году и был назначен на должность помощника Холмского городского прокурора Сахалинской области.
Работал старшим следователем Холмской городской прокуратуры, заместителем Холмского городского прокурора, в последующие годы – Александровск-Сахалинским, Невельским, Корсаковским городским прокурором, возглавлял прокуратуру Ногликского района. Как известно, более 10 лет прокурору задерживаться на одном месте не положено, происходит ротация.
– Каковы особенности Анивского района по сравнению с другими?
– Они вытекают из более благоприятных чем на Севере климатических условий. И подразумевают под собой продуктивное сельское хозяйство, предпочтительный выбор «дальневосточного гектара» на анивской земле. А значит, земельные вопросы являются здесь жизненно важными и самыми «ходовыми». Тем более, что вплотную с Анивским районом соседствует Южно-Сахалинск, где интенсивно ведут жилищное строительство, а также в бурно развивающихся сёлах Троицкое и Новотроицкое. И на удалённую от районного центра Мицулёвку у застройщиков планы.
В пригороде многим сахалинцам жить предпочтительнее. И не секрет, что в Анивском районе земля представляет повышенный интерес. Для меня как для прокурора это повод обращать пристальное внимание на соблюдение в округе земельного законодательства. Нарушения бывают, но не массовые, зачастую не преднамеренные. Люди здесь законопослушные. Например, что-то недопоняли в нормативно-правовом акте, не успели вовремя оформить. Такие недочёты несложно исправить, чтобы законность была соблюдена.
– А если обозначить болезненную для населения сферу?
– Пожалуй, это жилищные взаимоотношения и ЖКХ. Намедни приходили на приём две анивчанки из дома по ул. Пудова, 8, находящегося в плачевном состоянии. В числе жалоб – сырость в квартирах, грызуны. С 2015 года дом признан аварийным, кто-то из жильцов отчаялся и переселился своими силами. Но 24 квартиры не могут расселить до сих пор, а 7 лет – большой срок.
К сожалению, это не единственный проблемный дом. В Анивском городском округе, как и по всему Сахалину, много старого, обветшавшего жилья. И хотя немало строится, власть не всегда успевает своевременно обеспечить жильём тех, кто в нём нуждается. У местных жителей возникают вопросы и по состоянию коммунальных сетей. А чиновники могут упускать из вида обязательства по обеспечению земельных участков инфраструктурой, что обычно связано с финансированием.
– Весной в Сахалинской области усиленно мониторили цены на продовольствие, в этом была задействована и прокуратура. Через непродолжительное время стоимость сахара упала. Как можно привлечь к ответственности предпринимателей, работающих в торговом бизнесе, если намеренно завышают цены?
– Могут быть и штрафы, и лишение лицензии, в зависимости от состава нарушения. Существует утверждённый перечень допустимого уровня торговых наценок на товары повседневного спроса и социально значимые продукты. За время проверок магазинов ни одного факта недопустимого завышения розничных цен выявлено не было, включая проверки по сигналам населения. Тогда как на материке, да и в Южно-Сахалинске, нарушения были, к примеру, использовались подложные накладные. Всё это расследовалось, принимались соответствующие меры.
– Сказываются ли каким-то образом на работе прокуратуры события на Украине, специальная военная операция в Донбассе?
– Поскольку это не по нашему ведомству, то и касается опосредованно. Конечно, в Сахалинской области, в том числе в Анивском городском округе, предприняты меры по усилению антитеррористической безопасности, что прокуратура тоже контролирует. Здесь существенных нареканий не возникает. Из Донбасса в Анивский район переселились 6 человек, они переехали к родственникам. Вся положенная помощь им была оказана, что тоже проверяем.
– Как выстраивается взаимодействие с администрацией и Собранием депутатов округа? Много ли у них нарушений?
– Законами регламентирована вся наша жизнь, а прокуратура надзирает, чтобы законы неукоснительно исполнялись. Деятельность исполнительной и представительной ветвей муниципальной власти под постоянным надзором. Проводим проверки деятельности подразделений муниципалитета, депутатских решений. Со стороны прокурора иногда высказываются замечания. Но опять же злостных нарушений ещё не случалось.
Да, встречаются недоработки, что нередко бывает связано с нехваткой времени. Нормативно-правовой акт устанавливает определённый порядок действий, но могут не соблюдаться сроки. Или, например, специалист заболел, но другому коллеге решение вопроса не передал. Ситуации могут быть разными.
Вместе с тем, не всегда приходим к единому мнению с Собранием депутатов по тому или иному принятому документу или предлагаемой мере, так же бывает и с администрацией округа. Для прокуратуры важно соблюсти Букву закона. Как говорили в Древнем Риме: «Закон суров, но это Закон». А для власти важно учесть сразу целый ряд факторов, пожелания населения. Немудрено, что возникают спорные моменты из-за разного прочтения нормативно-правового акта, различных трактовок, нюансов.
Некоторые споры разрешаются уже в суде. И если прокуратура судится с мэрией, это не является чем-то из ряда вон выходящим. Наоборот, вполне обыденно, то есть как часть рабочего процесса. Каких-то одиозных ситуаций ещё не возникало, чтобы приходилось пресекать вопиющее нарушение закона. И никакого противодействия не оказывается. Сотрудничество, деловая переписка, оперативная связь по телефону отлажены. Сотрудники прокуратуры принимают участие во встречах с населением, что всегда бывает полезно и познавательно.
– В каких случаях могут быть совместные проверки?
– Это тоже обычная практика, поскольку юристы не имеют специальных знаний по медицине, дорожному ремонту, инженерным работам, привлекаются специалисты по профилю проверяемых отраслей как для консультаций, так и для проведения проверок. Совместно со специалистами из различных учреждений проводится и разъяснительная работа, а также читаем лекции в трудовых коллективах, детских учреждениях. Недавно выступали в Центре содействия семейному устройству «Звёздный».
Но чаще бываем там, где больше нареканий от населения – у коммунальщиков. Обошли с проверками и разъяснениями все управляющие компании, бывали в АКоСе. Ежедневно навещаем администрацию, полицию, интересуемся, все ли заявления регистрируются, как продвигается их рассмотрение, какие решения принимаются.
Прокуратура – всеобъемлющий надзорный орган, которому не поднадзорен только суд. Но и тут идёт работа в тесном взаимодействии. В суде прокурор поддерживает обвинение, даёт заключение по искам, вправе высказывать мнение о социально значимых процессах, таких как лишение родительских прав, выселение из квартиры, восстановление на работе.
– Всё ли устраивает на рабочем месте?
– С бытовой точки зрения, условия хорошие. Коллектив укомплектован, вместе с прокурором работают заместитель, старший помощник прокурора, три помощника прокурора, заведующий канцелярией, водитель. На месте много не сидим, бываем в разъездах. На личный приём в день приходят примерно по три посетителя, может быть больше. Не могу сказать, что люди жалуются нескончаемым потоком. Жизнь в районе идёт в нормальном, стабильном ритме.
(фото автора)