Паруса «Надежды» белели у берегов Анивы

23 мая , 06:34Мир вокруг нас
Фото: Портрет Ивана Крузенштерна из голландского издания его «Путешествия вокруг света», 1811 г.

К 220-летию первой русской кругосветки

Если бы мы могли перенестись на 220 лет назад, то сегодня с пляжей Тараная, Рыбацкого и Песчанского могли бы увидеть паруса шлюпа «На­дежда». Руководитель первой русской кругосветной экспедиции Иван Фёдорович Крузенштерн привёл этот корабль в залив Анива в середине мая 1805 года. В своём отчёте мореплаватель писал: «Желал изведать Сахалин сколько возможно точнее и хотел сделать начало с мыса Крильон». Примечательно, что посещение наших вод русской экспедицией могло произойти на 16 лет раньше…

Иллюстрациz из атласа к кругосветному путешествию Крузенштерна, СПб, 1813 г.

Морской бой в балтийских волнах

В июле 1789 года у острова Эланд в Балтийском море произошло сражение между русской и шведской эскадрами. Эскадры были почти равны по силам – в каждой насчитывалось по два десятка огромных линейных кораблей.

Парусники противников обнаружи­ли друг друга 25 июля и ещё сутки маневрировали, занимая удобные позиции. Шведы, находясь вблизи своих военных баз, стремились к решитель­ному бою. Русский адмирал Василий Чичагов ожидал подкрепления и действовал осторожно.

В ходе сражения два шведских ко­рабля атаковали авангард русской колонны. Навстречу им вышел линкор «Мстислав» под командованием капитана Григория Ивановича Муловского – молодого, образованного офицера, любимца русского флота.

К туркам с пакостями

Григорий Муловский был внебрачным сыном графа Ивана Чернышёва. В 1769 году 12-летнего юношу записали в кадеты Морского корпуса. К этому времени он уже успел посетить Англию – передовую военно-морскую державу тех лет.

С 1774 года Муловский служил в Чёрном и Средиземном морях, командуя фрегатом «Святой Николай». Его боевым товарищем и другом был знаменитый в будущем флотоводец Фёдор Ушаков.

В 1786 году Екатерина Великая поручила 29-летнему Муловскому командование первой русской кругосветной экспедицией. Для этого в Архангельске построили корабли «Холмогоры», «Соловки», «Сокол», «Турухтан» и транспортное судно «Смелый». На них к Камчатке и Сахалину должны были отправиться 600 моряков.

Однако кругосветное путешествие пришлось отложить из-за войны 1787 года с Османской империей.

«Не сдавайте корабля!»

После турецкой агрессии Швеция попыталась восстановить своё господство на Балтике. Шведские войска рассчитывали разгромить русские силы в Финляндии и захватить Кронштадт с Санкт-Петербургом. Однако их планы были сорваны.

В первом крупном морском сраже­нии у острова Гогланд русские под командованием адмирала Самуила Грейга отразили шведскую атаку. Экипаж линкора «Мстислав» под командованием Муловского проявил особую храбрость. Григорий Иванович был награждён орденом Св. Георгия IV степени.

В 1789 году произошло новое сражение у острова Эланд. «Мстислав» вступил в бой с двумя вражескими фрегатами. Противнику удалось повре­дить носовую мачту русского корабля. Капитан ринулся осматривать повреждения, и тут шведское ядро поразило Муловского.

По свидетельству капитан-лейте­нанта Эссена, капитан крикнул команде: «Братцы! Не сдавайте корабля!». И перед тем, как умереть, просил передать невесте, что любит её.

Одним из тех, кто оказался рядом с капитаном Муловским в его последние минуты, был молодой мичман Иван Федорович Крузенштерн.

Рвался на могилу Беринга

Иван Крузенштерн родился в 1770 году в семье немецких дворян на территории современной Эстонии. Полу­чив домашнее образование, поступил в Морской кадетский корпус.

Во время учёбы он подружился с кадетом Юрием Лисянским. Друг Ивана Федоровича вспоминал, что во вре­мя учебного плавания Крузенштерн чи­тал книгу о Витусе Беринге, завидовал судьбе открывателя пути из Сибири в Америку и собирался посетить моги­лу мореплавателя на Командорских островах.

Крузенштерн отличался усердием в учёбе, товарищи даже считали его чопорным и слишком серьёзным. В корпусе он и стал «Иваном Фёдоровичем», переведя своё немецкое имя Адам Иоганн. Однако его учёба продлилась всего три года из положенных шести – война с турками ускорила выпуск кадетов.

В бою на «Мстиславе»

Службу Крузенштерн начал на Балтике, на «Мстиславе», которым командовал Григорий Муловский. На боевом корабле под командой образованного капитана он быстро получил чин мичмана.

Историк русского флота Феодосий Веселаго писал, что Муловский часто обсуждал с офицерами продуманное, но отложенное кругосветное путешествие. А биограф Крузенштерна Марат Гайнуллин утверждает: молодой мичман, наслушавшись разговоров о далёком плавании, прямо просил Муловского взять его с собой. Капитан, оценивая рвение Крузенштерна, обещал выполнить просьбу.

Первое крещение огнём будущий руководитель кругосветного похода получил в Гогландском сражении. В том же бою на кораблях противника воевали четыре троюродных брата Ивана Фёдоровича из шведской линии немецких дворян.

После рокового сражения у Эланда Крузенштерн перевозил тело покойного на госпитальное судно «Холмогоры», которое, по иронии судьбы, прочили во флагманы отменённой кругосветки.

Ходил по морям с Берингом

Любая война заканчивается ми­ром. Русско-шведская, унесшая жизнь Григория Муловского, завершилась в 1790 году мирным договором, подписанным странами на территории Финляндии.

Шведы истощили силы и средства. Императрица Екатерина мудро рассудила, что полный разгром Швеции для неё и России пока нежелателен. Поэтому скандинавская страна отказалась от территориальных претензий, а наше правительство тайно субсидировало покрытие военных долгов недавнего противника. Такой исход вызвал большое недовольствие англичан, пруссаков и турок, рассчитывавших на затяжной конфликт русских с соседями.

Через три года после войны не оставлявший службу Иван Крузенштерн отправился в Англию, чтобы стажироваться на кораблях королевского военно-морского флота. Вместе с ним зарубежный опыт перенимали Юрий Лисянский и Якоб Беринг – потомок открывателя пути из Сибири в Америку.

Воплотил мечту командира

Подробно о кругосветном путешествии Крузенштерна мы поговорим в следующих публикациях. Участники и историки описали этот поход русских кораблей «Надежда» и «Нева» с таким количеством подробностей, которые могут быть интересны сахалинцам, что о нём следует писать отдельно и неоднократно. А сейчас ещё раз вспомним Муловского…

В мае 1805 года в залив Анива вошёл шлюп «Надежда», которым командовал Крузенштерн. Второй корабль русской кругосветки – «Нева», где капитаном был Юрий Лисянский – в это время был у берегов американского континента.

Сахалинский историк Константин Чепурный утверждает: моряки Крузенштерна высаживались на берег, в том числе и рядом с современным селом Песчанским. 16 мая «Надежда» покинула залив Анива и пошла на север острова. Через четыре дня плавания моряки увидели на сахалинском берегу мыс и высокую гору. Иван Крузенштерн назвал их в честь Григория Муловского.

«В память первого моего во флоте начальника, достойного Капитана Муловского, которой за 18 лет назначен был начальником Экспедиции для открытий, уничтоженной потом нечаян­ною войною со Шведами, похитившей храброго сего Капитана», – так писал мореплаватель в книге «Путешествие вокруг света», впервые изданной в Санкт-Петербурге в 1809 году.

Если дорога приведёт вас в село Взморье в Долинском районе, гору Муловского вы заметите издалека. Чтобы попасть на мыс капитана, вдохновлявшего молодого Крузенштер­на, нужно немного отъехать из центра села по направлению к смотровой площадке с японскими воротами-ториями.