«Звёздный» отогревает сердца и готовит воспитанников к выходу в большую жизнь

20 мая , 01:55Мир вокруг нас

Новые подходы к воспитанию

Детское учреждение в Троицком больше не называют детским до­мом. С начала года это Центр содействия семейному устройству, который приятно удивляет внутренней обстановкой и совсем не соответ­ствует стереотипам казённого учреждения. Ребятам в нём уютно и сытно, в столовой пятиразовое питание. Дети и подростки одеты хорошо, все в разное и модное, у каждого – индивидуальный стиль. Многие вполне раскованы, общительны. А на мероприятиях, которые здесь прово­дятся каждую неделю, бывает интересно и весело. И только педагоги знают, через какие невзгоды ребятам доводится пройти, прежде чем они переступают порог «Звёздного». О том, как отогревают детские сердца, рассказала директор Центра Надежда Александровна Кириллова.

Сколько нас

– За прошлый год к нам поступило 63 ребёнка, в основном, старшего подросткового возраста, которые пришли учиться в 9 и 10 классы. Около 70 процентов, то есть больше половины, прибыли из приёмных семей, куда их забирали не только из Троицкого учреждения, но и других районов. Сегодня у нас всего 103 вос­питанника, из них 81 ребёнок – от 3 до 17 лет включительно. В комнатах проживают по 2-3 человека. И ещё 22 подростка учатся в профессиональ­но-технических учебных заведениях, в Центр приезжают на каникулы.

В штате «Звездного» 103 сотруд­ника, 58 из них – педагоги дополни­тельного образования, психологи, воспитатели и младшие воспитате­ли. Коллектив подобран такой, что всегда на стороне детей, не видит в них недругов или низкосортных людей. Наши сотрудники знают всех ребят по именам. И они ко всем уважительно относятся – педаго­гам, техничкам, водителям. Никто из сотрудников Центра ни разу не жаловался, что дети грубят.

Все младшие воспитатели прошли курсы повышения квалификации. За прошлый год мы направили на об­учение в «Мастерскую семьи» 21-го сотрудника, включая педагогов, технический персонал и работни­ков столовой, потому что там дают основы возрастной психологии. И в этом году ещё двух сотрудников от­правили туда же на обучение.

В Центр попадают по разным причинам

– Кто-то осиротел, у кого-то ро­дителей ограничили в родительских правах. А в старшем подростковом возрасте нередко оказываются у нас из-за разрыва отношений с приём­ными родителями либо опекунами. И формулировка зачастую такая: «Не сошлись характерами». Обычно и начинаются проблемы с подрост­кового возраста – конфликтные си­туации в семье, школе. У приёмных родителей не получается справиться с такой нагрузкой, нести ответствен­ность за подростка. Вот и подают заявление в органы опеки по месту жительства на разрыв отношений.

Бывает, что дважды возвращают из приёмной семьи. А то и трижды, есть у нас девочка, которая это пере­жила. Не оправдываются надежды и ожидания ребёнка, как и приёмных родителей. Но процесс адаптации в семье тяжёлый и трудный. Взрослым надо иметь терпение, выдержку, что­бы переждать капризы, истерики, а ребёнок понял, что манипуляции не пройдут. Нужно всегда иметь время и желание его выслушать.

Надо ли говорить, насколько для ребёнка травматично возвращение в казенные стены! В глазах застывает недоверие к взрослым. Мол, говори­те, говорите, а «я сам себе на уме». Вновь научить такого подростка по­нимать людей и верить им, а также самому никого не обманывать очень тяжело. Ведь так бывает, когда ре­бёнок, пытаясь приспосабливаться

в приёмной семье, выдаёт ложь за действительное. Но у нас это как-то сразу выясняется. Говорю детям: «Меня обманывать нельзя. Приди, расскажи, и мы вместе обсудим, как выйти из такой ситуации». Наши стар­шие дети это уже знают.

А нужны ли приёмные семьи?

– Да, нужны. Ребёнок имеет право жить в семье. Да и разные они быва­ют. Например, есть семья, которую называю профессиональной приём­ной семьёй, где выпустили в жизнь 15 детей, они благодарны и поддержива­ют родственную связь с приёмными родителями. В эту семью снова взяли троих детей, и не малышей, а под­ростков. Другое дело, что приёмные семьи нужно сопровождать. Не все заканчивали педагогические институ­ты, могут не знать основ педагогики. И такую работу мы проводим, помогаем разобраться в сложных ситуациях.

Недавно наш психолог выез­жала в приём­ную семью, в ко­торую мальчик очень стремил­ся, но вдруг на­ступил момент, когда захотел об­ратно. Как выяс­нилось, в Центре его приучили к чёткому режи­му: когда за стол, когда отдыхать, делать уроки, а тут организаци­ей его дня никто не занимался. Да ещё стали привлекать к до­машним обязан­ностям. Ребёнку был нужен пе­риод адаптации. Психолог вместе с ним разобрала ситуацию по полоч­кам, смогла договориться повреме­нить, присмотреться, всё взвесить.

О побегах и статистике полицейских

– С большой тревогой к этому отношусь. Притом, что побеги стали случаться реже, некоторые подрост­ки всё же убегали и будут убегать, потому что если 16-летнего ребёнка изымают из привычного круга, он стремится туда вернуться – к матери, какой бы ни была, сестре, бабушке, дедушке. Чтобы предотвратить по­бег, обычно спрашиваю: куда хочет съездить. Если близкий родственник живёт недалеко, готова предоставить машину с воспитателем, чтобы съез­дил и проведал. Ребёнок посмотрит и нередко сам убеждается, что к таким родным не стоит возвращаться. Но если мама начала работать и встаёт на путь исправления, помогу восста­новить родительские права.

Несколько «бегунов» прибыли к нам летом и осенью прошло года из Макарова и Поронайска. Если в течение часа не видим на месте, уже

знаем, куда звонить. Ругать бесполез­но. Зато, как доедет до места, звонит и извиняется, мол, через день приеду. Бывает, договариваемся: при условии хорошего поведения сможешь побы­вать у родных. После поездки говорит «большое спасибо».

Положительного сдвига достигли и по числу «учётников». По сводке за 2 февраля 2021 года, на учёте у инспек­тора по делам несовершеннолетних состояли 27 наших воспитанников, а на сегодня их осталось 9. Когда нет рецидива, их снимают с учёта, что всегда объясняем ребятам.

Самое главное – безграничное терпение

– Это качество позволяет нашим педагогам научить ребёнка доверять миру, показать, что он в безопасно­сти. Ведь это дети с надломленными судьбами, часто не­долюбленные, пре­данные взрослыми. Приёмы воспита­ния, казалось бы, несложные. Когда идём с ребятами в гости в то или иное учреждение, гово­рю им: «Давайте сделаем так, чтобы мне не было стыд­но за ваше пове­дение. Не кричим, громко не разгова­риваем, взрослых не перебиваем, можно потрогать за руку и задать вопрос». То есть разъясняем эле­ментарные прави­ла поведения, эти­ки, которые обычно прививают в семье.

Старшие сразу понимают, а вот младшие не всегда. Просто потому, что попали к нам из социально опасного положения, и у них не было опыта проживания в нормальном семейном кругу, никто не объяснил, как себя вести на людях. Они могут вызывать у окружающих раздражение. А для наших детей нет большего оскорбления, когда их на­зывают «детдомовцами».

В ситуации, когда взрослые в их сторону проявляют агрессию, позво­ляют себе обидеть их товарища, они, и особенно в подростковом возрасте, непременно встанут на защиту своего, даже если тот был не прав. Ответно направят агрессию на взрослого. Вот с этим мы работаем.

Команда психологов и социальных педагогов у нас высокого профес­сионального уровня. Они проводят кропотливую работу, а это и увлека­тельные лекции, и индивидуальные беседы, и парные консультации. Психологу ребёнок должен доверять больше всех, его сокровенные тайны специалист не имеет права выносить куда-либо. Если есть психологическая проблема, он пишет соответствующее заключение на ребёнка. И мы при­нимаем решение, как его вывести из того или иного проблемного состо­яния, снизить агрессию, конфликт­ность, научить жить в коллективе, уважать желания и чувства другого человека.

Когда кто-то из старших детей выражает протест, приглашаю разо­браться и спрашиваю: с чем мне нуж­но согласиться и почему, что ожида­ешь от жизни? Как правило, удаётся убедить, договориться. Наказываем лишь в крайнем случае лишением удовольствий. А если ребёнку нужно посоветоваться, найти выход, двери кабинета директора всегда открыты.

Полузабытое старое и передовое новое

– Вернулись к старым добрым традициям – включили в расписа­ние общественно полезный труд. Девочки наводят порядок, мальчики убирают двор, чистят зимой снег, а теперь и землю будут копать, поливать и пропалывать. Ведь мы реанимировали теплицу, обзаве­дёмся грядками, чтобы дети видели, как растут огородная зелень, ово­щи и цветы, чтобы было красиво. Из новых проектов в «Звёздном» работает, к примеру, «Социальная квартира» – отдельное помещение с обычной домашней обстановкой. В нём поселяются за хорошее по­ведение по двое подростков, можно принять в компанию и младшего. Вместе они учатся самостоятельной жизни: распоряжаются финансами, ходят в магазин и закупают продук­ты, готовят еду, моют пол, посуду, а также продолжают посещать занятия в школе, кружках, секциях.

Другие дети тоже могут упражнять­ся в самостоятельном приготовлении блюд, для этого у нас оборудован кабинет кулинарии – с кухонной ме­белью, мойкой, набором посуды и бытовой техники. Ребята заходят сюда группами. Это тоже новый проект.

О спонсорах

– Финансирование учреждения – на достойном уровне. При этом мно­го желающих помочь, звонят и пред­лагают доставить, например, про­дукты, овощи. Мы всем благодарны от души, но можем принимать только то, что сопровождается документами – сертификатом качества, наклад­ными и так далее. Потому что всё ставим на строгий учёт. В прошлом году удалось привлечь два миллиона спонсорских средств, всё проходило через бухгалтерию. Приобрели в том числе электросковороды, пароварки, чайные сервизы, индукционные пли­ты, боксёрскую форму. В этом году в корпусах «Звездного» установили пластиковые окна, это тоже на два миллиона рублей за счёт спонсо­ров. Всем гражданам, кто оказывает спонсорскую помощь, выдаём благо­дарственные письма.

(фото из архива Центра «Звёздный»)

Авторы:Светлана Захарова