Эмбрионы Огоньков очаровали художника

15 декабря 2024, 09:00Культура
Фото: автора

Анивскому району показали полотна живописца Константина Пьянова

Двадцать два килограмма картин привёз на Сахалин из Нижнего Новгорода Константин Пьянов – художник, преподаватель рисунка, живописи и скульптуры. 31 октября он дал мастер-класс преподавателям областных учреждений культуры. В День народного единства открыл собственную выставку в фойе художественной школы Анивы. 18 ноября экспозицию картин Пьянова перевезли в Дом культуры Новотроицкого. Сахалинскую область живописец и педагог посетил по приглашению некоммерческой организации «Остров творческих идей» и администрации Анивского района.

Мегалиты Хакасии и Минусинска довели до мольберта

Пьянов родился в 1973 году в Нижнем Новгороде. В 1980-м с семьёй переехал в Дудинку – заполярный порт, столицу полуострова Таймыр. Но тундра Арктики и холодный Енисей, на берегу которого рос Константин, рисованием его не заразили.

Окончив таймырскую школу, Пьянов пересек Красноярский край с севера на юг и остановился в Хакасии – республике в южной части Енисейской Сибири. В начале 90-х Константин переехал из хакасского Абакана в соседний Минусинск – город на юге Красноярского края, лежащий на другом берегу Енисея. В Минусинске бывший северянин устроился в художественную школу сторожем и тут же начал рисовать.

На юге Сибири Пьянов подружился с художником и археологом Владимиром Капелько (1937- 2000 гг.). Неутомимый исследователь хакасских менгиров – так называют мегалиты, установленные в сибирских степях их древними обитателями – увлёк Константина в экспедиции, которые искали менгиры, разбирали рисунки на них, копировали петроглифы, чтобы сохранить культурное наследие древних обитателей сибирских степей.

Расширил метод Капелько укрывным материалом

Владимир Капелько работал в археологических экспедициях в Хакасии с 1970 года – художник, влюбившийся в древность юга Сибири, старался передать память о ней будущим поколениям. С 1973 года он разработал способ, позволявший копировать наскальные изображения на прочную бумагу c хлопковой основой. Этот прием археологи назвали «методом Капелько».

Главным врагом наскальных изображений в Сибири в это время были даже не ветер или перепады температуры – основной ущерб наносила хозяйственная деятельность. Бульдозеристы, распахивающие степь, запросто сносили мегалиты с петроглифами. Часть древних камней оказалась на дне водохранилищ, когда краевая энергетика получила Красноярскую и Саяно-Шушенскую ГЭС.

Капелько и его ученики, среди которых был Константин, копировали рисунки скал у рек Маны, Абакана, Тубы, Енисея. За годы скитаний по степям южной Сибири он зафиксировал петроглифы на семи сотнях оттисков-эстампажей, которые будут вечно храниться в музейных коллекциях. В процессе Пьянов модифицировал «метод Капелько».

– Для копирования наскальных рисунков я начал использовать укрывной материал, хорошо знакомый дачникам. – Он лёгкий, не занимает много места, спасал меня в степи от ночного холода.

Художник гулял по пляжу Тараная

Отдав несколько лет южной Сибири, Константин Пьянов вернулся в Нижний Новгород, где окончил художественное училище и остался работать преподавателем художественной школы № 1 (учебное заведение полагает себя продолжателем дела рисовальных классов, основанных в городе на берегах Волги ещё в 1902 году).

Тем не менее, Константин Пьянов хранит верность Сибири. И каждое лето уезжает на Енисей с приятелями-художниками. Берег реки становится большой мастерской, где Константин делает наброски и зарисовки, которые переносит на холсты по возвращении в Нижний Новгород.

Приехав в Анивский район, художник попросил показать ему пейзажи сахалинского юга. И за пару дней осмотрел благоустроенную пляжную набережную у Песчанского, окрестности Огоньков, Высокого и Тараная.

– Дочкам обещал привезти с острова ракушки, – Константин показывает раковину морского гребешка, подобранную на пляже в Таранае. – А сыну – камешек.

Реалист, вдохновленный петроглифами

В Аниве в последний день октября Константин Пьянов собрал учеников художественной школы и преподавателей профильных учреждений южных районов островной области, чтобы дать им мастер- класс. Во время занятия художник на примерах объяснял коллегам и ученикам, как следует строить композицию, вплетая в натюрморт тени предметов – практическая польза поездки живописца была условием, которое поставила организаторам администрация района.

– Интерес к творческим профессиям растёт, потому районным педагогам нужно постоянно повышать квалификацию, обмениваться опытом с преподавателями других регионов, – так художнику поставила задачу мэр Анивского округа Светлана Швец.

4 ноября Константин еще раз появился в художественной школе, чтобы открыть в фойе учреждения выставку натюрмортов и пейзажей – сочных и немного наивных. В итоге перед сахалинцами предстали два Пьяновых: классический преподаватель художественной школы и современный живописец.

– Петроглифы дали мне толчок, – признался нижегородский живописец, – заинтересовали простотой, монументальностью и реализмом. Моя живопись примитивна, основана на увиденном, я ничего не придумываю. Так же и авторы петроглифов много тысяч лет назад рисовали то, что видели, были реалистами.

Пьянову позировали… рыбы

В значительной части натюрмортов Константина Пьянова играет рыба: на одном блюде разваливается стерлядь, сковородка едва вмещает роскошную камбалу, щучьи головы вот-вот отправятся в уху. Понятно, что нижегородский реалист мог насмотреться самой разной рыбы на Таймыре, в верховьях Енисея и у слияния Оки с Волгой в Нижнем Новгороде.

Анивский район удивил искушённого художника рыбоводным заводом, расположенным в Огоньках. Специалисты предприятия тепло приняли Константина Пьянова и провели ему и куратору выставки Александре Черновой экскурсию по заводу.

– Здесь инкубируется икра, – объясняла рыбовод Людмила Нестерова, показывая художнику аппараты, которые, в том числе, помогают отделять отходы. – Обратите внимание на точки на икринках: это глазки. Сейчас уже можно наблюдать, как в икринке шевелится эмбрион.

Живописец пока не успел нарисовать огоньковский завод. Но обещал заняться сюжетами Анивского района, вернувшись в Нижний Новгород. Тем не менее, к открытию выставки он успел подготовить два анивских пейзажа – «Лиственница» и «Дорога от Анивского залива». Материал для обоих полотен он взял во время прогулки по пляжной набережной у Песчанского.

В Бамбучки к Константину Колупаеву

После экскурсии в Огоньках Константин Пьянов отправился в горное село Бамбучки, чтобы встретиться с сахалинским художником Константином Колупаевым. Это островной живописец – ровесник нижегородского коллеги – долго преподавал в Сахалинском колледже искусств, сейчас несколько его учеников сами работают в Анивской художественной школе.

Сахалинские художники интересуют Константина Пьянова уже несколько лет. Отдельным пунктом его поездки в островной регион стало посещение выставочных залов, где стоят работы сахалинцев Гиви Манткавы, Михаила Шалдина и Владимира Старовойтова, долгое время работавшего в Аниве.

В международных, областных и городских выставках Константин участвует с 1992 года. Его работы находятся в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, Дарвиновском музее Москвы, Чувашском государственном художественном музее, частных галереях.

В конце ноября выставка Константина Пьянова по просьбе главы района Светланы Швец переехала из художественной школы в Дом культуры села Новотроицкого, чтобы жители района смогли познакомиться с пейзажами и натюрмортами талантливого живописца. Во второй половине декабря его картины смогут увидеть жители областной столицы – организация «Остров творческих идей» обсуждает с областным министерством культуры конкретную площадку.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

- Вконтакте;

- Одноклассники;

- Telegram

Авторы:Сергей Макаров