В Аниве 23 августа побывали Анна Долгарева и Дмитрий Артис. Это Z-поэты, которые в центральной библиотеке читали ценителям стихи. Чеховский фестиваль «Остров Сахалин» проводился в Южно-Сахалинске с 23 по 26 августа. Его основными площадками стали парк им. А.П. Чехова и музей книги классика о нашем острове. В гости к сахалинцам приехали писатели, издатели, музыканты, кинематографисты. В авторском исполнении строки о войне в Донбассе, Родине, любви и дружбе звучали особенно пронзительно, с эмоциональным накалом, а потому произвели глубокое впечатление.
Анна Долгарева
Уроженка Харькова, поэтесса, интернет-журналист, военкор, волонтёр и организатор гуманитарных сборов для защитников Донбасса. Окончила химфак Харьковского национального университета, жила в Санкт-Петербурге. Стала военным корреспондентом в Донбассе в 2015 году после гибели любимого человека, который там воевал.
Во время пандемии была волонтёром в больнице. Известен также такой факт её биографии: в конце марта 2022-го собрала миллион 288 тысяч рублей на гуманитарную помощь жителям Мариуполя. По возможности вывозила из-за «ленточки» людей, а также брошенных котов, которые находили себе новых хозяев по всей России, помогала приюту «Кошкин дом» в Донецке.
Анна – автор нескольких поэтических сборников, член Союза писателей России. По её словам, стихи – это отображение того, что она видела своими глазами. Говорит, что производит смыслы. Поэтесса слывёт где-то излишне резкой и эмоциональной, где-то – лиричной, сочувствующей.
А её стихи – местами неритмичные, нерифмованные, но «насквозь живые». Сборники разных лет опубликованы по ссылке: https://45parallel.net/anna_dolgareva/stihi/.
Из того, что А. Долгарева прочла анивчанам, например, вот это: «Снайпер работает неподалёку, изрешечена разграбленная аптека. Кот бодает мертвую щёку бывшего человека. Встань, поднимись до бывшей квартиры, где на месте третьего этажа пустота. Словно вокруг – тишина бывшего мира. Встань, покорми кота».
И ещё: «Холодный март, бессмысленная высь, вот имена, пожалуйста, молись. Я здесь не женщина, я фотоаппарат, я диктофон, я камера, я память, я не умею ничего исправить, но я фиксирую. Вот так они стоят... Сейчас живые, а потом не очень. Я не рожу зеленоглазых дочек...».
В числе наград – дипломы победителя VII Международного поэтического конкурса «45-й калибр» (2019), лауреата Международной премии имени А.И. Левитова (2021), победителя VIII Всероссийского фестиваля молодой поэзии имени Леонида Филатова «Филатов Фест» (2022).
Дмитрий Артис
Это творческий псевдоним питерского литератора, настоящее имя – Дмитрий Краснов-Немарский. Уроженец г. Королёв Московской области, поэт и драматург, автор поэтических сборников, прозаических книг, детских пьес. Член Союза писателей Санкт-Петербурга и Южнорусского Союза писателей.
В 90-е начал театральную деятельность, руководил Мытищинским театром драмы и комедии «ФЭСТ». Летом 1998-го создал свой «Театр Эмоциональной драмы», выпустивший более 30 спектаклей. В 1999-м окончил РАТИ-ГИТИС, а его дипломная работа «Создание театра» отмечена как лучшая на курсе. В 2001-м официально переименовывает свой театр в «Театральный особнякъ», который с 2002-го превратился в одну из центральных поэтических площадок Москвы.
До 2011-го обучался в Литературном институте им. Горького, Лауреат международной литературной премии имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами…» (2010), национальной литературной премии «Поэт года» (2011) Международного литературного конкурса «Открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии – 2012, 2013, 2014», состоит в Союзе писателей Санкт-Петербурга и Южнорусском союзе писателей.
В 2022 году ушёл добровольцем, подписав контракт и отправившись в зону СВО. И на Чеховском фестивале на Сахалине Дмитрий рассказывал о книгах, написанных в зоне специальной военной операции на линии боевого соприкосновения. «Он шагает по войне» – сборник стихотворений, «Дневник добровольца» – прозаические зарисовки.
Д. Артис сказал журналистам, что на Сахалине в последний раз бывал в 1996-м в качестве концертного директора известной певицы Елены Камбуровой. Сахалин для него – это «…прежде всего, Россия. Антон Чехов доехал до острова за полгода. Сейчас можно оказаться на краю страны через 10 часов после того, как шагнешь за порог своего дома в Подмосковье. Мир невообразимо ускорился».
Сборники этого автора можно найти по ссылке: https://stihi.ru/avtor/dartis. Анивчанам поэт прочёл стихи, в которых отразился фронтовой опыт, вот несколько отрывков:
«Я всё меньше поэт и всё больше и больше солдат –
Пятый в крайнем ряду, где сомкнувшись плечами стоят
Одинокие некогда люди, служители муз,
В эти страшные дни заключившие братский союз».
«Будто чистый родник, англицизмы испоганили русскую речь.
Невзирая на все катаклизмы, надо слово любить и беречь».
«Солнце темнеет, когда в самой красивой воронке
Дети хоронят кота, бантик стянув на картонке.
Слышали шум за версту, будто взрывались пакеты.
Ночью могилу коту вырыл кусок от ракеты».
Про Z-поэзию
Это новое социокультурное явление в российской литературе. Z-стихи всегда пропитаны патриотизмом, симпатией к фронтовикам, сочувствием к многострадальному населению Донбасса, непримиримостью к неонацистам и их хозяевам. К тому же часто отличаются экспериментальностью формы, художественными поисками, поскольку могут иметь хорошую, чёткую рифму, а могут напоминать белые стихи, не лишённые внутреннего ритма. В них вкладываются сильные чувства – любви к Родине, гордости за страну и окружающих людей, а также размышления о жизни и смерти.
Невзирая на поддержку на государственном уровне патриотических настроений в обществе, Z-поэты подвергаются нападкам со стороны записных литературных сообществ, литературных снобов, русофобов, вещающих из-за рубежа. Поэтому привыкли защищаться, иной раз через эпатаж.
Воочию анивчане познакомились с Z-поэзией в октябре прошлого года, когда на сцену новой школы искусств вышел её общепризнанный и яркий представитель – Александр Пелевин, тоже питерский литератор, журналист, лауреат премии «Национальный бестселлер» 2021 года. Он выступил на форуме активных граждан, читал стихи. А на Сахалине тогда был во второй раз.
Его стихи бывают не только о Родине, бойцах СВО, современниках и фронтовиках, а также о тех, кого он обличает – либералов, прозападных иноагентов, псевдопацифитов-релокантов, русофобов.
«Союз 24 февраля»
Это идейно-литературное объединение, куда входят Александр Пелевин вместе с Дмитрием Артисом, а также Вячеславом Коноваловым – основателем и президентом Чеховского фестиваля, куратором Общероссийской литературной премии «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева, Андреем Рудалёвым – литературным критиком, публицистом.
Они провели встречу с островитянами в рамках Чеховского фестиваля, где рассказали о происходящем в сфере искусства. Говорили, что в России действительно идёт идеологическая война, «…только почему-то наш противник в этих сражениях находится по эту линию фронта».
После открытых «болотных» протестов, провала прозападной доктрины в общественном сознании ненавидящие Россию и презирающие российский народ иноагенты затаились. Есть также так называемые спящие – «…люди латентных протестных взглядов, которые протащили эту идеологию сквозь перестройку вместе с ельцинскими установками и ценностями прозападных либеральных реформаторов вроде Чубайса и Гайдара». Кто-то из них имеет влияние, занимает приличные посты, распределяет награды и вознаграждение авторам. При этом не даёт хода настоящим патриотам.
Немудрено, что иноагент Дмитрий Быков четырежды удостаивался высших литературных премий, несмотря на антироссийские и русофобские высказывания в блогосфере. «Неведомыми» путями продвигается «литература травмы», а это книги, в которых авторы (в основном, женского пола) пишут о людях, склонных к извращениям, маньяках. В списках литературы для школьников почему-то оказываются произведения, явно выбивающиеся из традиционных ценностей отечественной культуры.
Драматург, сценаристка из Санкт-Петербурга Ольга Погодина-Кузмина высказала мнение, что после 90-х Россия в сфере культуры продолжает оставаться в поиске суверенитета.
Литературный критик Андрей Рудалёв дополнил, что ещё в царской России были славянофилы и противостоящие им западники, считавшие Россию безнадёжно отсталой. Но в наше время прозападные настроения культивируются, финансируются извне и, мало того, некто из западных спецслужб руководит действиями своих агентов в нашей стране.
В «Союзе 24 февраля» выпустили манифест, а также направляют предложения в министерства и ведомства. Например, такое: «…рассмотреть вопросы книжной монополии, передачи литературы в ведение минкульта».
О Чеховском фестивале «Остров Сахалин»
Помимо островитян, в нём приняли участие гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Таганрога, Перми, Архангельска, Владивостока, Магадана и Петропавловска-Камчатского. В числе гостей фестиваля – Сергей Лукьяненко, Андрей Рубанов, Андрей Геласимов, Герман Садулаев и многие другие. Всего на площадках выступили с мастер-классами, лекциями, встречами более 50 человек. Известные писатели, издатели, музыканты, кинематографисты собрались на Сахалине ради важных разговоров, дискуссий о творчестве в современности, проблемах общества и простого человека.
Известно, что проект под названием «Чеховский фестиваль «Остров Сахалин» получил грант Президентского фонда культурных инициатив, победив в конкурсе заявок по тематическому направлению «Великое русское слово». Правительство Сахалинской области и региональное министерство культуры и архивного дела по поручению губернатора оказало поддержку такому мероприятию.
Валерий Лимаренко тоже встретился с участниками и организаторами. Разговор шёл о развитии литературного направления на островах, кинематографических возможностях региона.
Как поведал исполнительный директор мероприятия на Сахалине, журналист и писатель Владимир Семенчик, «…не ожидается какого-то определённого и сиюминутного результата, как если бы человек приехал и построил здесь дом, открыл какой-то объект, нет. От фестиваля результат будет долговременный». Самое главное: пробудить и раззадорить интерес островитян к литературе, дать возможность гостям из разных городов узнать о нашем регионе, наладить творческие связи.